С 5 по 7 февраля 2019 года в МГУ имени М.В.Ломоносова состоялся очередной Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов, где в составе саратовской делегации присутствовал учитель химии лицея. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова совместно с Ассоциацией учителей и преподавателей химии при поддержке Благотворительного фонда Андрея Мельниченко, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии образования, Российского союза химиков, издательства «Просвещение», корпорации «Российский учебник», Российского химического общества имени Д.И.Менделеева продолжил традицию проведения регулярных съездов учителей, методистов, преподавателей средних профессиональных и высших образовательных организаций с целью развития образовательной системы России и наращивания ее высококвалифицированного кадрового потенциала.
В рамках работы Съезда состоялось Общее собрание членов Ассоциации учителей и преподавателей химии, решение об учреждении которой было принято на Съезде учителей химии в МГУ в 2012 году. В ходе работы форума прошло обсуждение состояния и перспектив развития химического образования.
Особую важность качественного углубленного изучения химии в школе подчеркнули все спикеры пленарного заседания. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий обратил особое внимание на роль науки в школе: «Я считаю, что нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами». О роли государства в развитии химической науки и концепции преподавания химии в школе рассказал советник министра просвещения РФ Андрей Петров, сообщивший о формировании министерской рабочей группы, которая разработала концепцию преподавания химии для дальнейшего обсуждения на коллегии Министерства. Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин отметил, что время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.
Второй день Съезда был посвящен теме преподавания химии в современной школе. Профессор Ноттингемского университета (Великобритания), сэр Мартин Полякофф показал в своем докладе «Зеленая химия и образование», как с помощью практических работ и авторских видеоуроков, публикуемых на YouTube-канале, можно привлечь внимание ребят и показать, насколько интересной и удивительной может быть химия. Отметим, что подобный формат работы уже несколько лет реализуется на базе саратовского МАОУ «Физико-технический лицей №1»: с 2016 года ученики ФТЛ развивают собственный образовательный веб-портал по химии BEEQUE и видеоблог на Youtube, уже отмеченный наградами двух всероссийских конкурсов – дипломом победителей Всероссийского конкурса имени В.И.Вернадского (2016) и дипломом первой степени XII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы «Математика и математическое моделирование» СарФТИ НИЯУ МИФИ.
Кроме того, участникам съезда были представлены пленарные доклады выдающихся ученых: с докладом «Сверхтяжелые элементы Периодической таблицы химических элементов» выступил С.Н. Дмитриев, профессор, директор лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флёрова Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), а директор Института функциональной геномики МГУ, профессор химического факультета МГУ, лауреат премии имени М.В. Ломоносова за научные работы 2018 г. П.В.Сергиев представил доклад на тему «Откуда берутся белки и почему лечат антибиотики?».
По итогам работы экспертами была принята резолюция Съезда, ключевыми позициями которой мы считаем следующие:
В области стратегического развития системы общего образования:
- химия – основа современных технологий создания новых веществ и материалов – дает импульс для прорывного развития экономики, промышленности, медицины, обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности;
- повышение качества химического образования, популяризация химической науки, определяющей в значительной степени уровень развития современного общества, не возможны без консолидации усилий всех участников педагогического сообщества;
- необязательность учебного предмета «Химия» в 10-11 классах создает серьезные препятствия для формирования целостной естественно-научной картины мира, а также приводит к проблемам при освоении студентами колледжей и вузов учебных программ и по химическим, и по смежным направлениям подготовки, специальностям и профессиям.
В области повышения качества образовательного процесса и актуализации образовательных программ:
- необходимость провести мониторинг учебников по химическим общепрофессиональным дисциплинам системы среднего профессионального образования для установления их соответствия современному состоянию химической науки;
- необходимость пересмотреть критерии и механизм педагогической и общественной экспертизы учебных и учебно-методических изданий по учебному предмету «Химия» (система общего образования), привлечь к их разработке и участию в общественной и педагогической экспертизах представителей Ассоциации учителей и преподавателей химии, обеспечивать официальную публикацию экспертных заключений с указанием авторов в профессиональных изданиях, а также в сети Интернет;
- необходимость рассмотреть вопрос об обязательности Единого государственного экзамена по химии для поступающих на технические, сельскохозяйственные направления подготовки и специальности, а также на педагогические направления подготовки по химическому и биологическому профилям;
- необходимость со стороны профильного Министерства стимулировать внедрение апробированных инновационных средств обучения в практику работы учителя и создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, а также единое пространство коммуникации для всех участников образовательных отношений.
Отмеченные нами рекомендации требуют включенности и активности, прежде всего, профильного Министерства просвещения, поскольку связаны во многом с пересмотром существующей нормативно-правовой базы и перефокусировкой федеральной образовательной политики. Однако профессиональное обсуждение, вращающееся вокруг способов эффективной профориентации и популяризации химических знаний в школьной среде, в итоге сформулировало ряд предложений, за реализацию которых способны и должны отвечать, в первую очередь, конкретные школы и работающие в них учителя-предметники. Отметим ряд позиций, в которых уже эффективно и планомерно работает саратовский ФТЛ:
Совершенствование системы работы по выявлению, поддержке одаренных детей, развитию их способностей к изучению химии и исследовательской деятельности ведется через ранний предпрофиль в 7-х классах и кружковую работу, подкрепляется при этом профориентационной работой штатного психолога, тестирующего приоритетные интересы одаренных детей на их разных возрастных этапах (5-8 класс).
Развитие и поддержка деятельности научных обществ школьников, кружков, объединений, системы дополнительного образования по изучению химии строится, в том числе, через участие лицеистов в научных сменах в сочинском центре «Сириус», куда на всероссийской конкурсной основе попадают наши сильнейшие молодые химики; через участие в каникулярных химических интенсивах ведущих российских университетов в Казани, Москве, Новосибирске. Свое ноухау Лицея – проведение собственных каникулярных технологических школ совместно с нашим постоянным партнером – Институтом химии Саратовского государственного университета. За последние три года участие в химических интенсивах для одаренных детей города и области приняло участие более 80-ти ребят, лекторами выступали профессора и доценты СГУ, а также наши выпускники – призеры и победители всероссийских химических олимпиад.
Организация творческих соревнований, химических олимпиад и других форм работы с высокомотивированными обучающимися идет как по традиционному, так и новаторскому для ФТЛ пути. В традиционной части – участие школьников во всероссийской олимпиаде школьников по химии (за последние 4 года подготовлены 1 победитель и 4 призера заключительного этапа) и включенность в систему вузовских химических олимпиад (олимпиада «Ломоносов», Московская олимпиада школьников, Всесибирская открытая олимпиада школьников, олимпиада «Юные таланты» и др.), победы в которых дают лицеистам возможность становится студентами лучших вузов России еще до фактического выпуска из школы (подготовлены 36 победителя финалов перечневых олимпиад первого уровня за последние 4 года). К новаторским формам работы относятся межрегиональные химические турниры, которые с 2018 года проходят на базе ФТЛ №1 – командное соревнование по теории решения изобретательских задач, всероссийская инициатива, которую с 2016 года организует химфак МГУ. В этом сезоне команда ФТЛ как победитель региона отправилась в Екатеринбург на всероссийский финал, где успешно дебютировала, получив диплом III степени. Кроме того, в этом же году наш профильный 10-й химический класс принял участие в региональном профориентационном конкурсе «Найди себя в профессии!», выбрав для защиты профессию химика-аналитика. Их коллективная презентация стала лучшей в номинации «Промышленность».
Механизм привлечения представителей высшей школы и Российской академии наук к организации проектной деятельности обучающихся в области химии и смежных наук реализуется у нас, в первую очередь, через открытые лекции лицейского спецпроекта «Школьная Академия». Лекторами в нем с 2016 года выступают сложившие профессионалы из числа ученых или представителей реального химического производства, причем фокус мы делаем на междисциплинарном характере химии. Так, в числе приглашенных спикеров у нас выступали ученый секретарь и доцент аспирантуры Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, кандидат биологических наук Т.Е.Пылаев; научный сотрудник Sanger Insitute (Cambridge), кандидат биологических наук В.Ю.Киселев; физик, аспирантка Иллинойского Университета (Урбана-Шампэйн, США) Ю.Б.Максименко; генеральный директор ЗАО «Биоамид», дважды лауреат премии Правительства РФ, кандидат химических наук С.П.Воронин, главный редактор московского научно-популярного журнала «Химия и жизнь» Л.Н.Стрельникова. Их лекции мотивируют детей к осознанному погружению в мир химической науки, позволяют определиться с зонами собственного исследовательского интереса для собственной проектной работы в старших классах по новым ФГОС. Доля выбирающих проекты по химии и физхимии у нас традиционно велика (в 2017/2018 году – 8%, в 2018/2019 учебном году – 14%). Тем более, что ФТЛ предлагает для этого уникальный ресурс – базу нашего Центра молодежного инновационного творчества, где ребята проектируют и создают объемные 3D-модели химических объектов как учебные пособия для школьных уроков химии. Трое наших выпускников 2018 года, ставших студентами МГТУ им. Н.Э.Баумана и РХТУ им. Д.И.Менделеева, продолжают проект по 3D-моделированию некоторых органических молекул на основе квантово-механических представлений уже в вузовских лабораториях.
Но каков же итоговый и самый важный результат нашей работы? В первую очередь – это реально измеримая конкурентноспособность наших выпускников. Она подтверждается статистикой их поступления в вузы – выпускники ФТЛ выбирают лучшие химические факультеты ведущих вузов, получая лучшие перспективы для дальнейшего профессионального развития и работы. О том же говорят и позиции ФТЛ во всероссийских рейтингах – ТОП-200 лучших школ России по химическому профилю и ТОП-25 по поступлению выпускников в вузы технической направленности. Эти результаты – итог не случайности, но общей системной работы детей, педагогов, родителей и всех поддерживающих нас образовательных партнеров, которые создают вместе с нами и для нас образовательное пространство нового типа. Открытое, креативное пространство высокого интеллектуального накала, способное вовлекать всё большее количество детей с самых их первых шагов изучения школьной химии и обеспечивающее тот самый химический форсайт, на обсуждении которого были сосредоточены интересы делегатов Всероссийского съезда учителей химии.