Цель: учить детей любить и охранять природу, формировать экологическую культуру у детей.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,
- Формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите,
- Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе.
Оборудование: иллюстрации животных и растений, которые охраняются законом, аудиозапись звуков природы, ватман, краски.
Предварительная работа: Наблюдения в уголке природы и на участке. Чтение рассказов о природе.
Ход занятия
Вступительная беседа по теме занятия.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.
Давайте закроем глазки и представим, что мы оказались в лесу…(звучат звуки леса) Ребята, а чьи голоса мы слышим? (птицы)
Посмотрите, а вот и деревья, и кустарники вокруг. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?
Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
- Что растет в лесу? (Дети называют растения)
- Кто живет в лесу? (Дети перечисляют животных)
- Кто заботится о лесе? (лесник)
- Как лесники заботятся о лесе?
- Какую пользу приносит лес?
(Ответы детей)
Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?
- Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).
Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки.
Вот послушайте:
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Рощи да леса – всему краю краса.
- Растения – земли украшения.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережет.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.
Лес – это воздух для легких, влага и тень.
Лес – кладовая, отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес - это дом для зверей, насекомых и птиц.
А вот защищают лес его жители:
- каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,
- у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,
- в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.
А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.
1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)
2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
А сейчас давайте рассмотрим плакат и вы мне скажете, что же нельзя делать в лесу?
Рассматривание плаката. «НЕ»
- НЕ разводи огонь;
- НЕ разоряй гнёзда;
- НЕ разоряй муравейники;
- НЕ обижай животных и насекомых;
- НЕ шуми в лесу;
- НЕ мусори;
- НЕ ломай деревья и кусты;
- НЕ ломай ядовитые грибы.
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Одуванчик, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Создание социального плаката («Дерево») Воспитатель рисует красками ствол дерева, а детки приклеивают отпечатки своих ладошек вместо листочков, тем самым проявляя заботу о природе.