Инновационные технологии обучения на уроках русского языка и литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Дети – важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития в ближайшие десятилетия. Поэтому среди наиболее важных показателей социально- экономического благополучия общества выделяется состояние интеллектуального развития детей. Именно проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Хотя изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: учащиеся не способны к высокой концентрации внимания, у них недостаточно развито умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Но сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Современное образование предполагает инновационное обучение, в основе которого лежат современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, технология «Метод проектов», диффиренцированный подход к обучению, создание ситуации успеха, информационные технологии. Использование различных технологий на уроках позволяет сделать учебный процесс интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Какие же инновационные технологии я применяю на своих уроках?

1. Игровые технологии.

2. Дифференцированное обучение.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Используя названные технологии в обучении русскому языку и литературному чтению, я успешно применяю на своих уроках следующие приемы: опорный конспект, мозговая атака, синквейн, эссе, лингвистические игры и задачи, исследование текста.

Игровая технология - это группа методов и приемов в форме различных игр, что активизирует учебную деятельность. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль игровых технологий состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создается положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это «Исключи лишнее», «Узнай меня» и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.

Достаточно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения- сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизаций материала; на стадии осмысления- вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии- это средство творческого выражения осмысленного материала.

Но как же заинтересовать ребят промежуточным контролем знаний?

Я всегда стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым, как мне кажется, внушаю детям мысль: «интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». Использую различные виды диктантов: графический, цифровой, зашифрованный, на уроках литературного чтения применяю ассоциативные кроссворды.

Дифференцированное обучение-основывается на разноуровневой подготовке и задатках учащихся. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Использование дифференцированного подхода к учащимся требует тщательного подбора дидактического материала. Это трудоемкая работа.

Здоровьесберегающие технологии неотделимы от дифференцированного обучения. Разноуровневое обучение бережет психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствуют себя уверенным. Обязательными атрибутами урока считают физкультминутку, смену видов деятельности и минутку смеха, что способствует периодической смене позы ученика. Во время урока обязательно использую тесты, пропагандирующие спорт. Можно предложить составить предложение, отражающее последние спортивные новости. Очень важным считаю момент прощания с детьми. Их обязательно надо похвалить. И все это- здоровьесберегающие технологии.

Поднимая вопрос перегрузок наших детей на уроках, остановлюсь на информационно-коммуникационной технологии. Она экономит время на уроке. Позволяет сделать его интересным. Просмотр презентаций представляет личность писателя. просмотр видеофильмов будит интерес к изучаемому произведению. Люблю слушать актерское чтение стихов и прозы, к чему привлекаю и своих воспитанников, что способствует стремлению детей правильно читать стихи. Контрольные работы по проверке знаний кажутся детям не такими сложными. За счет новизны снижается утомляемость. Разноуровневые (выбор уровня работы остается за учеником) тесты, выполненные на компьютере, позволяет быстро оценить работу ученика.

Болевая точка любого урока - поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя - помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока помогает его сделать эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся - интересным и продуктивным. Таким образом, поиск новых форм и методов обучения является обновление содержания образования.

Список литературы

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005. - 368 с.
  2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.