Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 класс.
Тип урока: обобщение знаний.
Цели:
- Познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова.
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения.
- Развивать воображение, поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесности.
- Воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетический и познавательный опыт.
- Прививать детям коммуникативные навыки.
Оборудование: Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, таблички со словами «аллегория», «порок», «басня», «мораль». Книги с баснями И.А.Крылова, которые читали дети дома и в библиотеках. Иллюстрации к басням. Учебник. Презентация. Карточки с вопросами викторины. Листы А-4. Фломастеры. Задания для знатоков. Песочные часы. У доски подготовлено два стола для знатоков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Рассмотрите книжную выставку, оформление доски. Рисунки одноклассников. Можно ли определить тему нашего урока?
Дети. Можно.
У. Почему?
Д. На ней книги И.А.Крылова, его портрет, иллюстрации к его басням.
У. Назовите тему урока.
Д. Ответы детей.
У. Верно. Тема урока «Особенности басен И.А. Крылова». Мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова, выясним, какие пороки людей он высмеивал.
У. Проверим домашнее задание.
- Что такое басня? 1.Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.2.Вымысел, выдумка.
- Что такое порок? 1. Тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Лживость. 2. Развратное поведение. Предаться пороку. 3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния. Пороки речи. П. сердца. Пороки древесины.
Где искали толкование слов?
Д. Словарь Сергея Ивановича Ожегова.
У. Прочитайте высказывание И.А. Крылова записанное на доске.
Д. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
У. О чём идёт речь в этом высказывании? Что он этим хотел сказать?
Д. Речь идёт о баснях, написание которых доставляло ему удовольствие.
У. Почему И.А.Крылов употребил глагол «пощипать»?
Д. Ответы детей. Побеспокоить, посмеяться, осудить.
У. Слово порок имеет несколько значений. В каком Значении его употребил И.А.Крылов?
Д. Недостаток, дурные привычки, свойства характера, позорящие человека или отсутствие нужных качеств.
У. Как называют поэта пишущего басни?
Д. Баснописец.
У. Если бы вы были баснописцем сегодня, какие недостатки Вы считаете самыми серьёзными?
Д. Ответы детей. Равнодушие, жадность, глупость, лень, нерасторопность, воровство, некомпетентность, отсутствие умения и способностей, самолюбование, самомнение, легкомыслие.
У. Кому бы вы, как баснописец, приписали эти недостатки?
Д. Животным.
У. Каким? Назовите тех животных, которые могли бы сыграть эти роли.
У. Вспомните, в какое время жил И.А.Крылов?
Д. Период с 1769 по 1844 год.
У. Сколько лет ему было на рубеже веков?
Д. 31 год в 18 веке и 44 года он прожил в 19 веке.
У. Сразу ли он стал баснописцем?
Д. Нет. Был учителем, библиотекарем, писал стихи, пьесы, издавал журналы.
У. Какие недостатки он высмеивал в свою эпоху?
Д. Ответы детей. Глупость, лесть, людей не умеющих работать, людей, которые никак не могут договориться, бездельников.
У. Что вы заметили?
Д. Многие недостатки сохранились до наших дней.
У. Почему?
Д. Люди не изменились.
У.Назовите, где и когда зародился жанр басен?
Д. Эзоп, живший в Греции в VI веке до нашей эры.
У. Верно. Считают, что именно в его баснях животные начали говорить и думать как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Как называется такой литературный приём?
Д. Иносказание. Скрытый, иной смысл.
У. Иносказание или аллегория. Где заключена главная мысль басни?
Д. Мораль.
У. Какая связь между Эзопом и И.А. Крыловым?
Д. Эзоп придумал сюжеты всех басен, более 300, а И.А. Крылов перевёл многие из них на русский язык.
III. Анализ произведений прочитанных детьми
У. Игра для знатоков. Поднимите руки, кто сегодня хочет сыграть? Займите места за столами, где есть листы и фломастеры. Придумайте название команды. «Молния», «Звёзды» Песочные часы . Приступайте.
Задания для знатоков:
- 1-я группа – название басни, герои басни.
- 2-я группа – название басни, герои басни.
У. Продолжаем урок пока они работают. Прочитаем монолог писателя.
Д. Учебник стр.89.
У. Как вы считаете, что такое басня, прочитав этот монолог.
Д. Короткий, занимательный, иносказательный рассказ или стихотворение, где мало описаний и много диалогов. Басни напоминают сказки: животные, предметы в них умеют говорить и думать, как люди. В баснях много смешного, дети любят разыгрывать басни, передавать интонацию героев, подражать их голосам, рисовать картинки.
У. Приведите примеры, подтверждающие эту точку зрения.
Д. Чтение подготовленных наизусть басен, разыгрывание по ролям, иллюстрации к ним. (фрагменты басен «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Кот и повар»). Остальные отгадывают.
У. Зачем пишут басни?
Д. Чтобы высмеять серьёзные недостатки.
У. Какие пороки высмеивались в прочитанных отрывках?(Высказывания детей).
IV. Проверка работы знатоков
Одна команда успела написать названия и героев 15 басен, вторая – 20.Ошибок нет. Победила команда «Звёзды»!
V. Работа с текстом басни «Слон и Моська»
У. Познакомимся с новой басней И.А.Крылова. Стр.91.
- Прочитайте название басни.
- Чему может научить басня с таким названием?
Д. Ответы детей.
1. Самостоятельное чтение басни.
У. Оправдались ли ваши предположения?
2. Анализ басни.
- Где происходит действие?
- Какая история описывается?
- Кто герои басни?
- Кто главный герой, тот, кто выражает основную идею?
- Как выглядит, что делает, что говорит Моська? Что она думает?
- Опишите слона. Что он думает? Что чувствует?
- Кого высмеивает автор?
- Есть ли в басне прямо сформулированная мораль?
- Сформулируйте основную мораль басни.
- Какая фраза стала крылатой?
3. Работа с пословицами и поговорками.
- Прочитайте пословицы и поговорки в рабочей тетради (задание №2, с.37).
- Выберите подходящую по смыслу пословицу.
Д. Молодец среди овец, а на молодца – и сам овца.
VI. Работа с текстом после чтения
1. Беседа по прочитанному.
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
Д. Можно.
У. Что осуждает Крылов в этой басне?
Д. Трусость.
2. Вычитывание басни. (Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы).
3. Выразительное чтение басни учащимися.
VII. Итог урока
У. Какие же пороки любил «пощипать» И.А.Крылов.
- Полезным ли для вас оказался урок?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
Домашнее задание.
- По материалам учебника, дополнительным источникам информации подготовить рассказ об И.А. Крылове.
- Принести на следующий урок книги с баснями И.А.Крылова. Посмотрим, как они проиллюстрированы.
- Найдите в этих баснях слова, которые стали крылатыми.