«Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других», - М. Нуайме, арабский писатель. [1]
Хочется поделиться некоторыми мыслями по поводу патриотического воспитания школьников.
Когда писала свое выступление, прочитала слова обозревателя радиостанции «Эхо Москвы» Ксении Лариной: «Я не люблю родину давно и убежденно. И это не мешает мне жить в родном городе, читать и мыслить на родном языке, любить свою работу и мечтать о будущем. Сегодня на «Дожде» я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых. Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости. Патриотизм отвратителен. Он упрощает человека, лишает его разума». [2]
Я не знаю, как описать свои чувства – негодование, возмущение, жалость, страх.
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя», - сказал римский философ и поэт Сенека Луций Анней. [3]
В.В.Путин однажды напомнил слова академика Дмитрия Лихачева о патриотизме: «Патриотизм кардинально отличается от национализма. Национализм — это ненависть к другим народам. А патриотизм — это любовь к своей родине». [4]
Актуальность проблемы
Россия – страна уникальной душевности, открытости и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.
В основе Стандарта нового поколения все больше внимание уделяется именно системно-деятельностному подходу, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». [6]
Мной разработана методическая программа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание молодежи через принципы системно-деятельностного подхода в обучении».
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
На встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи В.В. Путин сказал: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». [7]
Слово «патриот» сегодня приобретает отрицательный оттенок.
На вопрос: «Готовы ли отдать свою жизнь за Родину?», молодежь чаще отвечает «НЕТ». Вот один из распространенных ответов: «Буду честен, жизнь за Родину бы не отдал. За семью, друзей - другое дело. Родина для меня понятие абстрактное». [8]
В связи с этим хочется напомнить обо одной притче.
Спросил учитель: «В чем есть смысл любви?»
Учеников своих и вывел их на стужу.
Один сказал: «В молитве за других»,
Другой заметил: «Чтоб земле быть нужным».
И в этот миг, промерзшие насквозь,
Они услышали слова: «Чем вы живете,
Так почему же вы стоите врозь,
Свое тепло другим не отдаете?
Согреть хотите теплотой молитв
Все человечество, с которым вы в разлуке.
Мечтаете о пользе для земли,
Не научившись думать друг о друге» [9]
Вот и мы стараемся научить детей заботиться и любить свою малую родину, тех, кто живет рядом и нуждается в помощи.
Проведение политинформаций
Благодаря бывшему директору гимназии Иванову В.Д. с 2004 г. через уроки истории и обществознания ребята готовят политинформации. Первый опыт они приобретают еще в 5 классе. Не все меня понимают и поддерживают. Встречаюсь и с сопротивлением родителей, но я «держу оборону». Детям нужна информация, только можно ее называть не политической, а просто информация о том, что происходит в окружающем мире. С детьми вообще надо много разговаривать и объяснять, что творится в мире, в стране и в городе. Газеты они не читают, информационные программы по телевизору не смотрят, мамам-папам некогда с ними разговаривать, они деньги зарабатывают... Вот мы, учителя в школе, с ними и беседуем, как это было раньше.
Такой опыт есть и в других городах России.
В Госдуме этот вопрос тоже обсуждался. Вот несколько мнений: «Уроки политинформации – необходимый компонент воспитательной работы в школе». «Я считаю, что уроки политинформации нужно сделать обязательно, потому что без этого в современном мире наше государство будет разрушено. Мы видим массу примеров того, как захватив мысли, образы, захватив некое восприятие людей, гражданская активность направляется против государства». [10]
Образование это обучение плюс воспитание. Политинформацию нужно делать. Вопрос, как?
Хорошую идею озвучили депутаты «Единой России», когда предложили кураторами уроков политинформации быть депутатам местных советов. Многие граждане даже не знают, кто входит в городские советы.
При этом нужна система. Информация не должна быть формальной. Конечно, эти «минутки» должны быть для старшеклассников. 14-16 лет это тот возраст, когда формируется мировоззрение людей.
Любовь к родине это чувство, которому невозможно научить.
Зачем детям понимать в политике? В политике много всего страшного и не понятного. До этого дети тоже должны доходить потихоньку. Конечно, нет никакой необходимости детям с пятого класса глубоко вдаваться в политику.
- Это надо молодежи для адекватного восприятия событий в стране.
- Поможет в формировании активной жизненной позиции. Понимание ситуации в мире, внутри страны еще никому не мешало. Как говорил один философ, «безграмотность это опора демократии». Политическая активность - это не только участие в выборах, но и правильная оценка деятельности государства во внешней и внутренней политике.
- Знать политических лидеров РФ и других стран. Такие задания встречаются на олимпиадах.
Развитие понятийного аппарата (терминов): референдум, омбудсмен, банкротство, банк, бюджет, выборы, геополитика, бюрократия, коррупция, девальвация и др.
Помощь в олимпиаде. Например, в одной олимпиаде по обществознанию в 7 классе был вопрос про субъекты РФ. Это тема изучается в старших классах. Но при обсуждении новостей с термином «субъекты РФ» и их названиями встречаемся постоянно.
По статистике на первом месте по количеству сдающих ЕГЭ по выбору расположилось обществознание, на третьем месте - история. Число желающих сдавать эти предметы в 2017 г. выросло на 10%. Тем более, как заявила министр образования Ольга Васильева: «История станет третьим обязательным предметом единого госэкзамена, который школьники будут сдавать для получения аттестата с 2020 года». На учителя истории ложится большая ответственность. Наша задача – достойно подготовить учеников.
В части С ЕГЭ по обществознанию есть задания, где требуется привести конкретные примеры для аргументации. Эти задания предполагают наличие широкого кругозора.
Пример задания: Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;
— отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;
— отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).
В учебниках таких примеров не найдем. Таких заданий очень много.
А эссе? Одно из требований в подтверждении цитаты – это привести примеры из СМИ.
Использую на уроках интересные статьи из газет. Мы их обсуждаем. Стараюсь их подбирать к изучаемым темам. Например: есть в 10 классе тема про смысл жизни. Мне попалась интересная статься из «АиФ» «Когда стареть станет не страшно?». Среди проблем, которые мучают пожилых на 2 месте – ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ. Обсудили.
Поэтому надо быть в курсе текущих событий. Интересоваться судьбой родной страны. Читать новости в интернете. Смотреть новостные и исторические программы по телевизору. Это должно стать привычкой - ежедневно интересоваться (в той или иной форме: газеты, телевидение, Интернет) новостными итогами дня. Знание социальных, политических и экономических реалий современного мира — это несомненное подспорье в работе над экзаменационными заданиями.
«В наших школах не учат самому главному — искусству читать газеты» (Бертран Артур Уильям Рассел, британский философ и общественный деятель XX века).
Сейчас активно продвигается программа по финансовой грамотности населения. По экономике есть тема «Фондовый рынок». И опять статья на животрепещущую тему «Манька – облигация». Как банкиры обманывают неопытных вкладчиков.
Учебники рассчитаны на несколько лет. Информация устарела. Даем новые данные. Дети постоянно в курсе событий. Учим их сопереживать, не быть равнодушными.
Дети очень втягиваются, правда, не все. За активное участие, ставлю оценки. Оценивается умение выступать, иметь свою точку зрения, важный и интересный подбор информации.
При этом и учитель, и ученики стараются быть корректными, оценивая события. ЭТО ВАЖНО
Еще один плюс новостей – это упоминание о важных исторических датах. Благодаря этому, дети 5-8 классов, знакомятся с событиями, которые будут изучать в старших классах. Например: все, что связано с Великой Отечественной войной. 30 октября – день памяти жертв политических репрессий.
Участие в проекте «Учим успешному чтению»
Проект для людей, читающих и тех, кто хочет понять, какую радость дарит чтение. На уроках истории ученики 5-11 классов делятся впечатлением от прочитанных книг на историческую тему. Поражает выбор книг: Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», Юлиан Семенов «Майор Вихрь», Б.Васильева «А зори здесь тихие», К.Симонов «Живые и мертвые», Юрий Бондарев «Горячий снег» и др. Ребята готовят прекрасные презентации и даже подбирают музыку, с которой ассоциируется данная книга.
Участие во всероссийских акциях к 9 мая.
1) Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ходе подготовки празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Урок в 11А (телевидение Поморье) и 5А (статья в газете «Архангельск») «Письмо ветерану».
Проводил - волонтерский корпус 70-летие Победы в Вов 1941–1945 гг. Дети писали письма ветеранам войны со словами благодарности, пожелания, рисунки и стихи.
2) Всероссийский школьный веб-проект, издательство «Просвещение».
Участие в акции «Карта памяти», 9-11 кл.:
- А. Чурова - «Вечная память Пучужанам», Арх. обл, Приморский район, д.Кондратьевская
- И. Зимаков – «Памятник Соловецким юнгам», г.Архангельск
- Д. и Н. Дрогашевские – памятная доска П.Галушину, г.Архангельск
- Белова М., Щапкова Р. – памятная доска на здании гимназии №6 Шарыпову Н.С., г.Архангельск
- Р. Слободянюк, Е. Плаксина, М. Бавыкина - «Памятник Соловецким юнгам», г. Архангельск
- А. Фролова – памятная доска Подоплекину Д.А., организатору партизанского движения на Севере.
3) В феврале 2015 г. на Первом канале стартовал специальный проект «Города Победы», приуроченный к празднованию 70-летия Победы. Ежедневно в эфир выходят сюжеты о городах-героях и городах воинской славы: Архангельск, Мурманск, Керчь, Смоленск, Москва, Севастополь и др. Через уроки истории показ сюжетов в 5-11 кл.
4) Участие 5, 6, 10-х классов в патриотической акции «Кораблик Победы». Ребята мастерят бумажные кораблики, пишут на них имена и фамилии воевавших во время Великой Отечественной героев, фотографируются и выкладывают на сайте. Придумала акцию ученица одной из школ Феодосии. Ее прадед, Герой Советского Союза, морской летчик Николай Прилуцкий тоже сражался в Крыму. Девочка надеется, что акцию поддержат по всей России.
5) Участие в фестивале детских эссе «Письмо солдату» в рамках акции специальных детских проектов Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
6) Участие в конкурсе «Герои Великой Победы – 2017».
7) Участие Драчевой Е., ученицы 7 класса во Всероссийском конкурсе «Наша история» в рамках Всероссийского образовательного проекта «Урок современной истории России». Цель – информирование молодых граждан РФ о событиях, происходящих в РФ, проблемах развития и жизни государства в целом. Эссе по теме «Россия на Ближнем Востоке».
Деятельность, направленная на стимулирование активной позиции учащихся в решении социальных проблем
1) Сборник АОИОО «Дидактические материалы по организации антикоррупционного образования школьников» опубликовал статью «Применение кейс-метода при организации уроков истории и обществознания, при организации классных часов по теме «Антикоррупционное воспитание».
2) В 2014 г. 8- 11-х классах на уроках истории были проведены беседы на тему: «Крым и Севастополь: их историческое значение для России», в связи с вхождением в состав РФ двух новых субъектов. Во время беседы объясняла важность исторической и геополитической роли Крыма в судьбе нашей страны, дала ученикам представление о временных дипломатических трудностях и о миротворческом характере действий России.
3) Участие в акции «Честный ЕГЭ!» по теме «Соблюдать правила экзамена – моя стратегия успеха». Эта акция проходит с 2014 г. Цель - снять эмоциональное напряжение с будущих выпускников, объяснить, что при правильной подготовке и уверенности в своих силах, у каждого есть шанс достойно сдать.
4) В марте 2015 г. в рамках празднования годовщины вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя (18 марта) поучаствовала в акции Всероссийский урок «Мы вместе!». При проведении тематических уроков использовала методические рекомендации, а также методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций «Крым в истории России» (автор – К.А. Кочегаров), которые размещены на официальном сайте ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Организация классных часов
Как учитель истории много внимания уделяю темам по истории и обществознанию. Например: в 6 классе 12 декабря подробно познакомила с Конституцией РФ. Эти знания пригодились на многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда».
27 января 2002 года на X Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II в своём Слове сказал: «Надеюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны, её выход из затяжного кризиса». [5]
Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность».
Как педагог я нахожусь в постоянном поиске, поэтому постоянно пополняю свой педагогический опыт.
Сноски
[1] http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_opyt.html
[2] https://pavel-shipilin.livejournal.com/223745.html
[3] http://socratify.net/quotes/lutsii-annei-seneka/21796
[4] http://tass.ru/politika/3
[5] https://refdb.ru/look/2716887.html
[6] http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn
[7] http://actualcomment.ru/putin
[8] http://www.chaint.ru/news/139/52539/
[9] https://www.stihi.ru/2015/07/19/7891
[10] http://www.zakonia.ru/blog/uroki-politin