Конспект и самоанализ открытого занятия экологического кружка в 3-м классе по теме «Какие животные относятся к семейству кошачьих, а какие – к семейству собачьих» по программе УМК "Мы – твои друзья"

Разделы: Начальная школа


Занятие по внеурочной деятельности (экологический кружок)

УМК «Мы твои друзья» разработан ФБГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»

Цель: формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным

Задачи

  • формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания и связи человека и природы;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к домашним животным и всему окружающему миру природы;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

Ход занятия

1. Оргмомент

2. Постановка темы занятия

а) Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав».

б) Беседа по содержанию.

- Как зовут котёнка?

- Характерна ли эта кличка для котёнка?

- Кого ещё вы увидели в этом сюжете?

- Вы догадались, о ком пойдёт речь на нашем занятии?

(- О кошках и собаках)

- Мы продолжим разговор, который начали на прошлом занятии.

3. Актуализация знаний

- Когда и почему появились кошки и собаки в доме человека? Почему?

(Кошки 7000 лет назад из-за того, что защищали урожай зерна от грызунов.

Собаки 10-12 тысяч лет назад из-за того, что отличные охотники и сторожа)

- Кто является дикими представителями кошачьих? Есть ли у вас интересные сведения о них.

(Дети делятся информацией о диких представителях семейства кошачьих) Приложение 1

- Кто является дикими представителями собачьих? Есть ли у вас интересные сведения о них?

(Дети делятся информацией о диких представителях семейства собачьих) Приложение 1

4. Постановка цели и задач

- Хотите ли вы получить ещё больше информации о кошках и собаках.

- А сегодня поговорим о словах «кошка» и «собака».

- О кличках, которыми называют наших питомцев.

- Узнаем о породах кошек и собак.

- И интересные факты из их жизни.

5. Получение новых знаний

- Не так давно у вас был проект «Рассказ о слове». И некоторые ребята выбрали для анализа слова «кошка» и «собака».

Поэтому посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка.

а) Работа в группах.

- Группы кошки и собаки составляют синквейн.

- А группа друзья человека готовятся выступить по вашим проектам.

б) Выступление.

в) Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав» о кличке.

- А сейчас вы коротко расскажете о своих питомцах: кличка, порода, сколько лет, приносили ли потомство.

г) Рассказ ребят о своих питомцах.

6. Поиск информации

- А теперь переходим к самому интересному. Мы поговорим о породах кошек и собак и узнаем факты из их жизни.

а) работа с учебником с. 20 -23.

б) выполните задания по группам.

- «Кошки» подбирают информацию о породах и соотносят картинки с текстом Приложение 1.

- «Собаки» подбирают информацию о породах и соотносят картинки с текстом Приложение 1.
- «Друзья» делятся на 2 группы и работают с компьютером.

- 1выписывают интересные факты из жизни кошек. Приложение 3.

- 2 выписывают интересные факты из жизни собак. Приложение 2.

в) выступление.

г) Д/з с. 21, 23.

д) чтение текста на с. 24.

7. Подведение итогов

- Что нового и интересного узнали на занятии

8. Рефлексия

- Оцените себя. Какой вы хозяин? Если вы полностью сами ухаживаете за дом .животным значит отнесите свой жетон с кошкой или собакой к мальчику. Если делите обязанности с родителями – то к семье. А если животным полностью занимаются родители – то к маме и папе. Приложение 4.

Самоанализ открытого занятия

Данное занятие является вторым в разделе «Как мы (кошки и собаки) появились в доме человека. Поэтому цель данного занятия состояла в том, чтобы закрепить ранее полученные знания об истории одомашнивания кошек и собак, а также познакомится с породами кошек и собак, узнать интересные сведения из их жизни и на основе этого подготовить проекты.

Для достижения цели были определены следующие задачи урока:

  • Образовательная: повторить полученные знания по истории появления домашних животных и их связи с дикими предками, учиться правильно строить высказывания как в устной, так и письменной речи, объяснять лексическое значение слов, фразеологизмов, пословиц.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся познавательных умений; логического мышления, внимания и памяти.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к животным; способствовать развитию у учащихся личностных, коммуникативных умений; способствовать воспитанию чувства товарищества.

Планируемый результаты

Предметные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • в познавательной сфере – сформированность представлений о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за ними, представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими животными; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; формирование элементарных исследовательских умений;
  • в трудовой сфере - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде; владение навыками ухода за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  • в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; умение оценить красоту животного;
  • в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды; о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя своего и питомца

Метапредметные:

  • Регулятивные: умение определять и формулировать тему, цель и задачи урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (оценки уже выполненной работы), планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, умение работать в группе.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию в учебном пособии, в интернете с помощью ПК, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами;
  • воспитание ответственного отношения к природе в целом и к братьям нашим меньшим в частности; осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы и расширения познания, связанного с миром домашних животных за счёт самостоятельного поиска информации

    Оборудование учебного занятия: компьютеры, проектор, презентации, рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» А.Г.Макеева, В.А.Самкова, Е.М.Клемяшова, рабочие листы, карточки, жетоны для рефлексии, листы ватмана для проекта, фотографии собственных домашних животных.

Данное занятие соответствует содержанию программы. По основной дидактической цели – это занятие комбинированное, где были реализованы дидактические принципы наглядности, научности, доступности, принцип деятельности (ребенок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности), принцип целостности (изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи), принцип психологической комфортности.

Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности учащихся.

На уроке использовались технология системно-деятельностного метода. Это самоопределение к деятельности; актуализация знаний; самостоятельная проектная работа поиск информации, рефлексия деятельности.

 Каждый этап урока, приемы, методы и формы работали на достижение поставленной цели урока. Методы, которые я использовала на уроке – это: репродуктивный (практическое использование полученной информации), частично-поисковый метод при изучении нового материала словесные, наглядные и практические.

Во время урока мной было использовано сочетание различных видов работы, таких как: индивидуальная, фронтальная, групповая работы, беседа, самостоятельная работа. Они имели результативное влияние на учебный процесс урока: смена видов деятельности, обучение, общение и выход на результат.

На уроке осуществлялась межпредметная связь урока русского языка (синквейн, рассказ о слове) и окружающего мира.

Первые этапы урока – организационный и постановка темы Дидактическая задача этих этапов, подготовить учащихся к работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой, что было осуществлено путём просмотра мультфильма «Котёнок по имени Гав», благодаря которому детьми была сформулирована тема урока.

Следующие этапы - актуализация знаний проводилось методом беседы, где ребята делились интересными фактами, полученными самостоятельно с помощью интервью родных и близких, либо из энциклопедии, либо из интернета.

На этапе получения новых знаний, учащиеся работали в группах с синквейном и лексическим значением слов «кошка» и «собака» где осуществлялась межпредметная связь с русским языком (повторение частей речи и раздела лексикология), а также осуществлялся поиск информации о породах кошек и собак и интересных фактах из их жизни как в рабочем пособии, так и в интернете с помощью ПК.

После чего в каждой группе были оформлены проекты в виде стенгазет и произведена защита.

На этапе рефлексии учащиеся оценили свою способность самостоятельно взять ответственность по уходу за своими питомцами, определяли значимость данного урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При выполнении заданий старалась давать положительную характеристику результатам деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Психологическая атмосфера на уроке была спокойная, стиль общения дружественный.
На уроке были созданы проекты в виде стенгазет, которые были представлены на всеобщее обозрение в школьной рекреации.

Поставленные задачи выполнены и цель урока достигнута.