Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
Изучив индивидуальные особенности обучающихся, появляется возможность планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимального увеличения самостоятельной деятельности учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно-речевую активность. Таким образом, обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. (https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/priiemy_obuchieniia_inostrannomu_iazyku_dietiei_s_ovzВ).
Содержание предмета английский язык в классах для детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и говорение). Следовательно, в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума.
В своей работе при планировании урока целесообразным считаю следующее:
- уменьшать объем изучаемой лексики (отбирать только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
- выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;
- снизить требования к изучению иностранного языка:
- оценивать обучающихся не столько по достигнутым учебным результатам, а больше по личностным УУД, познавательным УУД т.е. старание и усилия учащихся, личностные продвижения и успех.
В основе обучения детей с ОВЗ необходимо использовать обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо применять как средство обучения. Исходя из собственного опыта можно сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, синтаксических конструкций и их использовании в устной речи; у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенная речь ими не воспринимается и не осваивается, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Поэтому на своих уроках английского языка при работе с детьми с ОВЗ стараюсь чаще использовать карточки с опорными лексическими таблицами. Особенно это актуально при работе с детьми младшего школьного возраста.
Данные опорные лексические таблицы помогают учащимся вспомнить лексические единицы по определенной теме, а также систематизировать изученный материал. Данные таблицы способствуют закреплению и отработки лексических навыков по теме, не вызывая особых затруднений. Это происходит потому, что все необходимые лексические единицы по теме в таблице уже представлены. Работа ученика состоит лишь в том, чтобы вспомнить требуемые, использовать их в словосочетании. Опора в виде набора слов необходима таким ученикам. Они не испытывают дискомфорт при решении подобных задании и выполняют их с большим желанием и интересом. Ниже представлены примеры лексических опорных таблиц для учащихся разных классов по разным темам. (https://multiurok.ru/files/osobennosti-raboty-na-uroke-angliiskogo-iazyka-s-d.html).
Таблица 1 (Тема «Моя семья», «Притяжательные местоимения», «Степени сравнения прилагательных», 3 класс, УМК «Английский в фокусе»)
Article\ pronouns | adjectives |
Nouns\ adjectives |
nouns |
A |
Big |
Family |
Tree |
An |
Small |
Brother |
Garden |
The |
Elder |
Sister |
House |
My |
Old |
Mother |
Home |
His |
Young |
Father |
Photos |
Her |
Funny |
Me |
Album |
Our |
Happy |
Granny |
Bag |
Their |
- |
Grandpa |
- |
Задание к таблице 1 - запиши данные словосочетания на английском языке:
- Наше большое семейное дерево
- Мой старший брат
- Моя младшая сестра
- Ее веселая бабушка
- Его счастливый дедушка
- Моя счастливая семья
- Их маленькая семья
- Наш большой сад
- Их маленький дом
- Наш семейный альбом
Таблица 2 (Тема «Еда», 8 класс, УМК «Английский в фокусе»)
1 Adjectives |
2 Nouns |
3 Verb\ participle |
4 Nouns |
Traditional |
Box |
Smash |
Potatoes |
Lunch |
Obento |
Fried |
Carrot |
Dinner |
Course |
Boiled |
Pasta |
Supper |
Dish |
Backed |
Eggs |
Main |
Salad |
Scrambled |
Fruits |
Add |
Burger |
Peel |
Vegetables |
Big |
Cream |
Grate |
Cheese |
Fruit |
Sandwich |
Clean |
Tomatoes |
Course |
Biscuits |
Put |
Mushrooms |
Appealing |
Pasta |
Steamed |
Fizzy drink |
Favourite |
Fish |
Grilled |
Sauce |
Nourishing |
Meat |
Poached |
Eggs |
Healthy |
Soup |
Roast |
Cake |
School canteen |
Food |
|
Hot meal |
Balanced |
Snack |
|
|
Diet |
Dish on carrying out |
|
|
Delicious |
Course |
|
|
Junk |
Meal |
|
|
General |
|
|
|
Frozen |
|
|
|
Cafe |
|
|
|
Home-cooked |
|
|
|
Poor |
|
|
|
Light |
|
|
|
Задание № 1 к таблице 2 - составить следующие словосочетания (1 и 2 колонка таблицы): Здоровая пища, вредная еда, диетическое блюдо, домашняя еда, вкусный перекус, основное блюдо, горячее блюдо из столовой, сбалансированная пища, легкий обед, скудная пища, традиционное блюдо, питательное блюдо на вынос, замороженная еда, питательный перекус в коробке, школьный перекус, любимое блюдо, привлекательные пирожные.
Задание № 2 к таблице 2 - составь и переведи словосочетания по следующему принципу: продукт питания-способ его приготовления (3 и 4 колонка таблицы).
Таблица 3 (Тема «Порядок перечисления прилагательных», «Будь собой», 8 класс, УМК «Английский в фокусе»)
size |
material |
nation |
opinion |
pattern |
noun |
big |
wood |
English |
Famous |
Polka dot |
frame |
small |
steel |
German |
Good |
Checked |
album |
middle |
golden |
Russian |
Kind |
Patterned |
book |
average |
silver |
European |
Successful |
Plain |
medal |
huge |
plastic |
Asian |
Great |
Striped |
man |
petty |
bronze |
African |
Wicked |
Colourful |
girl |
- |
cotton |
Polish |
Qualitative |
- |
person |
- |
linen |
Scottish |
Interesting |
- |
sportsman |
- |
nylon |
Wales |
Expensive |
- |
writer |
- |
leather |
- |
Cheap |
- |
businessman |
- |
- |
- |
Talented |
- |
worker |
- |
- |
- |
Strong |
- |
family |
- |
- |
- |
- |
- |
runner |
- |
- |
- |
- |
- |
ball |
- |
- |
- |
- |
- |
skirt |
- |
- |
- |
- |
- |
bag |
Задание № 1 к таблице 3 - переведи данные словосочетания, применяя правило порядка использования нескольких прилагательных: талантливый африканский спортсмен, огромный пластиковый мяч, дорогая однотонная юбка, успешный английский писатель, маленькая кожаная сумка, замечательный сильный германский бегун, и т.д.
Задание № 2 к таблице 3 - составь и переведи свои подобные словосочетания.