Сохранение хакасского языка в условиях модернизации современного образовательного процесса

Разделы: Работа с дошкольниками


В современной ситуации роста национального самосознания каждого народа России особенно значимым становится возрождение, сохранение и развитие традиционного мировоззрения, в котором заключаются основы духовной культуры, нравственности, гражданственности, здорового образа жизни, бережного отношения к окружающему миру, к своей Родине. Также на сегодняшний день, немаловажную роль на формирование самосознания личности играет модернизация современного образовательного процесса. А все это невозможно без знания и сохранения языка.

В городских детских садах организовано обучение детей хакасскому языку.

В МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» также функционирует группа с изучением хакасского языка. В образовательной деятельности по хакасскому языку знакомим детей с жизнью, бытом, культурой хакасского народа, применяя при этом разнообразные игры, наглядность, художественную литературу. Так как основной вид деятельности дошкольников – это игра, то образовательная деятельность проводится в игровой форме. Через игру ребенок легче и интереснее знакомится с особенностями предлагаемого материала в образовательной деятельности. Например, в образовательной деятельности посвященной хакасской национальной одежде, дети с интересом и вниманием  рассматривают необычно завязанный платок, красивый орнамент на платье, где каждый элемент имеет свое происхождение, свое назначение.

Девочки очень любят наряжаться в хакасские платья, завязывать платок и надевать украшения - пого, пурба (кольцо), ызырга (серьги). Также мы знакомим детей с хакасской юртой, с особенностями его построения, значением каждой половины. Благодаря играм, которые обыгрываются в юрте, у детей формируются традиционные нормы поведения, духовное воспитание.

Юрта для детей – мир, где рядом находятся, самые близкие и родные люди, где ребенок слышит родную речь, и вместе со взрослыми проговаривает незнакомые слова. Также разучиваем и играем с детьми в хакасские народные игры («Рукавичка», «Сильные медвежата», «Игры в кости»), при изучении темы об особенностях национальной кухни используем развивающие игры («Узнай по вкусу», «На что похоже»). Некоторые блюда детям знакомы и любимы, например – талган. Ряд образовательных деятельностей посвящен поэтам, писателям, актерам, известным людям Хакасии, их песням, стихам, рассказам, достижениям. Без знакомства с ними, мы считаем, нельзя полноценно привить любовь к Родине, языку, близким людям, ко всему окружающему. На образовательные деятельности по теме «Моя семья» дети приносят фотографии и генеалогическое древо своих родственников. Рассматривая их, мы учим и закрепляем слова - мама, папа,  бабушка, дедушка, брат, сестра, я из темы «Моя семья».

В обучении детей хакасскому языку мы стараемся занять позицию равного партнера. Вызываем ответную активность детей, повышаем их интерес к образовательной деятельности, вовлекаем в разные виды деятельности. Кроме того, мы знакомим детей с различными народными праздниками в зависимости от времени года. Например, на празднике «Чыл пазы» дети узнают о такой традиции хакасов как поклонение огню. На празднике «Тун пайрам», о том, что это праздник первого молока. В ходе таких праздников воссоздаются обрядовые церемонии, которые потом обыгрываются детьми.

В нашей группе дети разных национальностей, и все они по желанию изучают хакасский язык. Вовлекаем в свою работу также семьи наших воспитанников, родителей. Приглашаем их на различные мероприятия и праздники в детском саду. Считаем,что в детском саду связь между родителями и педагогами теснее и плодотворнее, чем в школе. Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных чувств и отношений. Приходя утром в группу, некоторые родители вместе с детьми стараются поздороваться на хакасском языке и также вечером попрощаться.

В работе с детьми дошкольного возраста без помощи и поддержки родителей очень сложно добиться хороших результатов. Для этого на родительских собраниях, консультациях рассказываем родителям об особенностях работы и развития детей определенной возрастной группы, проводим анкетирования, планируются беседы и консультации с привлечением психолога, социального педагога. Родители получают консультативную помощь, куда можно сходить с детьми в выходные дни, какие книжки почитать дома, в какие игры можно поиграть. Так как наш детский сад находится в центре города, то у нас есть возможность посещать культурные центры; музеи, библиотеки, театр кукол «Сказка», драмтеатр, детский парк «Орленок»,дом детского творчества, художественную школу, также детскую республиканскую библиотеку.

Все это помогает детям накопить жизненный опыт, пропустить все увиденное через себя и раскрыть свой творческий потенциал в изучении хакасского языка, а нам воспитывать любовь к родному краю, научить детей видеть красоту нашей природы.

Прежде чем начать работать с детьми, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитывать детей на основе уважения к традициям и обычаям хакасского народа.

- формировать у детей положительное отношение и мотивацию к изучению хакасского языка.

- применять на занятиях методы народной педагогики, семейных традиций, народный фольклор.

- организовывать и проводить развлечения, конкурсы, праздники, которые помогают в изучении хакасского языка.

Для реализации наших задач в своей работе используем такие формы и методы работы:

- заучивание стихотворений;

- разучивание песен, поговорок, пословиц, хороводов, хакасских народных игр;

- прослушивание музыкальных записей хакасских инструментов;

- рисование по хакасским росписям;

- беседы о традициях, быте и культуре хакасского народа;

- экскурсии к разным достопримечательностям города.

Надеемся, что такая работа поможет нам реализовать свои возможности, выполнить поставленные задачи и цели в работе по изучению и сохранению хакасского языка.

Литература

  1. «Народные праздники Хакасии» Учебное пособие. – Абакан, Издательство ХГУ им. Катанова, 2003 - 30 стр.
  2. Бабаева Т.Н. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- издание 3-е, - переработанное – СПб: Детство – Пресс, 2001.- 244 стр.
  3. Бутанаев В.Я. «Хакасские игры». – Абакан; УПП «Хакасия», 1995, - 44 стр.
  4. Корогович Л.В. Учебные стандарты образовательных областей национально- регионального компонента. – Абакан; отдел издательской деятельности ХРИПК и ПРО «Рося» 2000.- 28 стр.
  5. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Методическое пособие – Абакан; Хакасское книжное издательство, 2004. – 44 стр.