Консультация "Как помочь ребёнку младшего дошкольного возраста адаптироваться при поступлении в ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Поступая в детское дошкольное учреждение, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь ребёнку преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, - это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть с другими детьми гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу — легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

Занятие №1. Тема: “Вот Я какой!”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе; развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности; снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

  • Корзинка с сюрпризами.
  • Солнышко — мягкая игрушка,
  • погремушка, кукла Малыш.

Ход занятия

Организация начала занятия

Стульчики расставлены полукругом.

Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет -
Деток собирает!

Педагог предлагает детям присесть на стульчики.

Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш. Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.

Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Ответы детей.

Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.

Игра “Большие — маленькие”

Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки.

Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.

Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть.

Игра “Это Я”

Это глазки. Вот. Вот.------- Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.---------Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ---------- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.-----Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.------Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. ------- Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. ----Правой рукой вытирают лоб.

Далее педагог спрашивает детей:

- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т.п.)

- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.

Упражнение “Наши ножки”

Большие ноги шли по дороге:------------- Большими шагами идут друг за другом. Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке: -- Маленькими шагами бегут друг за другом. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают- --------------------- Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!

Игра “Пляшут наши детки!”

Где же, где же наши ручки? --------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?
Нету наших ручек! ------------------- Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! ---------------- Выставляют руки вперёд.
Вот наши ручки! --------------------- Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! ------- Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же , где же наши ножки?------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши ножки?
Нету наших ножек! ----------------- Обхватывают ноги руками
Вот, вот наши ножки!
Вот наши ножки! ------------------- Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки! ----- Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?-------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши детки?
Нету наших деток! ----------------- Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!-------------------- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки! ----- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!

Педагог: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.

Погладим себя по головке. Похвалим: хорошо играли, славно танцевали... Погладим ножки, ручки...

Педагог:

Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь.
Лучше подружитесь...

Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”

Дружат в нашей группе -------------------------- Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики------------------------------ подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. --- Пальчики сцепляются в замок.

Упражнение “Покачай малыша!”

Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.

Педагог: Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.

Солнышко, появись! Светлое, лучистое, Покажись.

Педагог достаёт из корзинки солнышко.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

Педагог: “Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Диане, Кате, Данилу, Тимуру... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”.

Занятие №2. Тема: “Вот как я умею”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней; создание положительного эмоционального климата в группе;
  • развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал: Корзинка с сюрпризами. Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик.

Ход занятия

Организация начала занятия

Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики.

Колокольчик звенит,
Собираться велит!

Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко.

- Солнышко красное!
Появись.
Светлое, лучистое,
Малым детушкам улыбнись!

Педагог из корзинки достаёт Солнышко.

Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже - подарите свои улыбки.

Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие.

Дети: Здравствуй, Солнышко!

Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.

Игра “Большие — маленькие”

Педагог: А какими большими вы будете.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку.

Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: 1,2,3 - своё место найди!

А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.

Упражнение “Как живёшь?”

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Как живёшь?--------- Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?---------- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?--------- Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?------ Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?--------- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?------- Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо -Вот так!
Ночью спишь?-------- Лечь щекой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?------------ Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Упражнение "Что умеют ваши ручки?"

Педагог: А где же ваши ручки?

Дети: Вот наши ручки!

Протягивают вперёд и крутят ладошки.

Педагог: А что умеют ваши ручки?

Дети. Одеваться, играть, умываться...

Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!

Дети: Да!

Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.

Педагог: А играть ваши ручки умеют?

Дети: Да!

Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.

Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик”

Ладошки ставят друг напротив друга

Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются мизинцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются безымянными пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются средними пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются указательными пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются большими пальцами
Здравствуйте, пальчики! ----соединяются пальцы обеих рук в замок.

Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.

Упражнение "Что умеют ваши ножки?"

Педагог: А где же ваши ножки?

Дети показывают ноги.

Педагог: А что умеют делать ваши ножки?

Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать...

Педагог: Давайте покажем солнышку.

Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ,---------------- шагают друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ,
Побежали ножки по ровненькой дорожке, --- побежали друг за другом
Убегают, убегают, ------------------------------ направляются к своим стульчикам
Только пяточки сверкают! --------------------- присаживаются на свои места.
А прыгать ваши ножки умеют?

Дети: Да!

Упражнение “Прыгай веселей”

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения.

Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ------- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!---------- кружатся на месте.

Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра “Прятки”

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-З раза.

Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.

Педагог: “Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку”.