Пояснительная записка
Поступая в детское дошкольное учреждение, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Взрослым необходимо помочь ребёнку преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, - это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть с другими детьми гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу — легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.
Занятие №1. Тема: “Вот Я какой!”
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе; развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности; снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений.
Материал:
- Корзинка с сюрпризами.
- Солнышко — мягкая игрушка,
- погремушка, кукла Малыш.
Ход занятия
Организация начала занятия
Стульчики расставлены полукругом.
Педагог звенит в погремушку, приговаривает:
Погремушка играет -
Деток собирает!
Педагог предлагает детям присесть на стульчики.
Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш. Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.
Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?
Ответы детей.
Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.
Игра “Большие — маленькие”
Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.
Дети встают в полный рост.
Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки.
Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.
Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.
Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть.
Игра “Это Я”
Это глазки. Вот. Вот.------- Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.---------Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ---------- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.-----Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.------Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. ------- Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. ----Правой рукой вытирают лоб.
Далее педагог спрашивает детей:
- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).
- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т.п.)
- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.
Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.
Упражнение “Наши ножки”
Большие ноги шли по дороге:------------- Большими шагами идут друг за другом. Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке: -- Маленькими шагами бегут друг за другом. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают- --------------------- Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.
Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!
Игра “Пляшут наши детки!”
Где же, где же наши ручки? --------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?
Нету наших ручек! ------------------- Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! ---------------- Выставляют руки вперёд.
Вот наши ручки! --------------------- Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! ------- Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же , где же наши ножки?------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши ножки?
Нету наших ножек! ----------------- Обхватывают ноги руками
Вот, вот наши ножки!
Вот наши ножки! ------------------- Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки! ----- Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?-------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши детки?
Нету наших деток! ----------------- Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!-------------------- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки! ----- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!
Педагог: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.
Погладим себя по головке. Похвалим: хорошо играли, славно танцевали... Погладим ножки, ручки...
Педагог:
Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь.
Лучше подружитесь...
Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”
Дружат в нашей группе -------------------------- Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики------------------------------ подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. --- Пальчики сцепляются в замок.
Упражнение “Покачай малыша!”
Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.
Педагог: Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.
Солнышко, появись! Светлое, лучистое, Покажись.
Педагог достаёт из корзинки солнышко.
Упражнение “Подари любовь и тепло”
По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.
Педагог: “Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Диане, Кате, Данилу, Тимуру... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”.
Занятие №2. Тема: “Вот как я умею”
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней; создание положительного эмоционального климата в группе;
- развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие чувства ритма, координации движений.
Материал: Корзинка с сюрпризами. Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик.
Ход занятия
Организация начала занятия
Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики.
Колокольчик звенит,
Собираться велит!
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко.
- Солнышко красное!
Появись.
Светлое, лучистое,
Малым детушкам улыбнись!
Педагог из корзинки достаёт Солнышко.
Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже - подарите свои улыбки.
Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие.
Дети: Здравствуй, Солнышко!
Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.
Игра “Большие — маленькие”
Педагог: А какими большими вы будете.
Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку.
Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки.
Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: 1,2,3 - своё место найди!
А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.
Упражнение “Как живёшь?”
Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
Как живёшь?--------- Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?---------- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?--------- Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?------ Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?--------- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?------- Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо -Вот так!
Ночью спишь?-------- Лечь щекой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?------------ Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!
Упражнение "Что умеют ваши ручки?"
Педагог: А где же ваши ручки?
Дети: Вот наши ручки!
Протягивают вперёд и крутят ладошки.
Педагог: А что умеют ваши ручки?
Дети. Одеваться, играть, умываться...
Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!
Дети: Да!
Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.
Педагог: А играть ваши ручки умеют?
Дети: Да!
Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.
Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.
Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик”
Ладошки ставят друг напротив друга
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются мизинцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются безымянными пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются средними пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются указательными пальцами
Здравствуй, пальчик! ------- прикасаются большими пальцами
Здравствуйте, пальчики! ----соединяются пальцы обеих рук в замок.
Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.
Упражнение "Что умеют ваши ножки?"
Педагог: А где же ваши ножки?
Дети показывают ноги.
Педагог: А что умеют делать ваши ножки?
Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать...
Педагог: Давайте покажем солнышку.
Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,---------------- шагают друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ,
Побежали ножки по ровненькой дорожке, --- побежали друг за другом
Убегают, убегают, ------------------------------ направляются к своим стульчикам
Только пяточки сверкают! --------------------- присаживаются на свои места.
А прыгать ваши ножки умеют?
Дети: Да!
Упражнение “Прыгай веселей”
Педагог: рассказывает потешку и показывает движения.
Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! ------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ------- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!---------- кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра “Прятки”
Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-З раза.
Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.
Упражнение “Подари любовь и тепло”
По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.
Педагог: “Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку”.