Презентация представляет собой авторскую методическую разработку для выполнения творческих проектов в технике художественного вырезания из бумаги для учащихся 4-5-х классов ДХШ и художественных отделений школ искусств. Презентация может быть использована на занятиях преподавателями ДХШ и художественных отделений школ искусств, а также на уроках в общеобразовательной школе по соответствующей теме. В презентации представлен оригинальный иллюстративный материал к уроку по теме «Знакомство с техникой вырезания из бумаги». При этом содержание практической работы обучающихся может выбираться преподавателем индивидуально и затрагивать разные уровни сложности: от вырезания снежинок до выполнения творческого проекта.
Возраст учащихся: 13-15 лет.
Цель: интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе создания работы в технике художественного вырезания, сохранение народного искусства, понимание духовного богатства своего народа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения и особенностями техники художественного вырезания, с видами художественного вырезания (вырезанка, силуэт, прорезная композиция из бумаги);
- познакомить с этапами выполнения вырезанки;
- научить вести творческую работу;
- стимулировать к поиску и подбору необходимого материал для вырезанки;
- научить стилизовать элементы народной вышивки, росписей для вырезанки;
- обогатить словарь новыми терминами и понятиями;
- обучить приёмам вырезания канцелярским ножом.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, воображение и творческие способности обучающихся;
Воспитывающие:
- формировать понимание важности сохранения народного искусства;
- нравственное, патриотическое воспитание;
- формировать чувство ответственности при выполнении индивидуальных заданий;
- формировать интерес к данной технике;
- воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы:
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
- репродуктивный метод (практическая работа для приобретения умений и навыков)
- частично-поисковый
- исследовательский метод (творческий проект)
Тезисы к слайдам презентации являются объяснением материала по теме «Знакомство с искусством художественного вырезания из бумаги». Слайд 1 – титульный лист презентации.
Знакомство с искусством художественного вырезания из бумаги
Слайд 2. Вырезание из бумаги – древний вид декоративного искусства, распространившийся по всем миру из Китая вместе с секретами изготовления бумаги. Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Мексики, Финляндии, Франции, Украины, Литвы, Белоруссии и других стран.
У вырезалок из бумаги есть много названий: «цзяньчжи» (Китай), выклиянка (Польша), выцинанка (Белоруссия), силуэтное вырезание (Франция), вырезанка (Россия), вытинянка (Украина) - всё это виды вырезания из бумаги. Термин «художественное вырезание», в данном случае, объединяет в себе разные виды вырезания из бумаги. От аппликации вырезанки из бумаги отличаются тем, что вся работа — это цельный кусок бумаги, в то время как аппликация обычно склеивается из нескольких отдельных деталей.
У славян, ещё до того как появилась бумага, для украшения дома было распространено вырезание ажурных узоров из бересты и ткани.
Славянские народные вырезки (выцинанки, вырезанки и др.) содержат стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры и имеют характерные особенности:
- симметричное построение (складывание бумаги один или несколько раз)
- не многоцветность (2-3 цвета)
- содержат национальные древние символы.
Слайд 3. Сюжеты художественных вырезок могут выполняться свободно, от руки, не складывая бумагу.
В России в XVII-XIX вв. большую популярность в дворянской среде приобрело увлечение вырезания силуэтов (контурное вырезание). «Силуэт» (франц.) – имя Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием из чёрной бумаги. Для контурного вырезания характерно черное изображение на белом фоне и отсутствие прорезных частей.
Художники тоже не обошли вниманием этот вид декоративного искусства. Особенно искусство силуэта приобрело популярность в книжной графике. Хорошо известны силуэтные иллюстрации Н.В. Ильина, В.В. Гельмерсена к произведениям А.С. Пушкина. Многие известные художники-графики такие как Г.И.Нарбут, Л.А.Юдин, Е.С.Кругликова начинали свой творческий путь с вырезания из бумаги. Художника-иллюстратора Льва Александровича Юдина сравнивали с Левшой. Силуэты животных и людей величиной всего лишь 1-2 см он виртуозно вырезал ножницами с поразительной точностью и изяществом.
Слайд 4. Известная немецкий режиссёр Лотта Райнигер (1899-1981) получила мировую известность благодаря силуэтным фильмам. Кроме этого она занималась книжной иллюстрацией, читала лекции и проводила мастер-классы о технике силуэта и анимации в Европе, Америке и Канаде.
(Преподаватель может воспользоваться ссылкой на сайт с фильмами Лотты Райнигер и продемонстрировать их фрагменты учащимся («Золушка» и др.) https://yandex.ru/video/search?filmId=15369653720716205070&text=%D0%9B%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80&noreask=1&path=wizard)
Самая известная выцинанки (вырезанка) — это снежинки. Всё большую популярность сегодня приобретают новогоднее декорирование окон прорезными сюжетными композициями.
Художественное вырезание - доступный вид декоративного искусства, который остаётся актуальным и развивается в наше время. Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют по-разному: прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным вырезанием.
Слайд 5. Материалы для вырезания:
Для художественного вырезания из бумаги (вытинанки, вырезанки, прорезные изображения) лучше использовать:
- любую тонкую бумагу, которая легко складывается и легко режется ножницами. Бумагу лучше брать контрастную к фону: тёмное изображение хорошо смотрится на светлом фоне, а светлое – на тёмном;
- ножницы или резак (канцелярский нож). Для детей до 10 лет, вырезать безопаснее ножницами. Сложные сюжеты лучше вырезать резаком. Резак должен быть острым. Для этого нужно чаще отламывать затупившийся конец;
- линейку для аккуратного прорезывания прямых линий.
- лист из пластика, ДВП или специальный коврик для вырезания, чтобы не повредить стол.
Слайд 6. Техника вырезания:
Как сложить бумагу
- в несколько раз (круговая композиция (звёздочки, снежинки, ромбы) и ленточная композиция (хоровод);
- пополам (обе половинки изделия зеркально отражают друг друга);
- силуэтное вырезание выполняется из целого листа, без складывания бумаги.
Этапы вырезания:
- вырезать начинать с самых мелких деталей,
- затем вырезать детали в центе,
- затем — по краям, и только потом — контур, если он есть.
Для удобства и аккуратности работы использовать технологические приёмы (внутренние разрезы, дополнительные сложения бумаги и т.д.)
Слайд 7.
На примере данной работы будут продемонстрированы этапы выполнения работы в технике художественного вырезания – вырезанка.
Напомню, что славянские народные вырезки (выцинанки, вырезанки и др.) имеют характерные особенности:
- симметричное построение (складывание один или несколько раз)
- не многоцветность (2-3 цвета)
- содержат национальные древние символы.
Слайд 8.
Первый этап. Выбор сюжета. Поиски вариантов композиции (форэскизы, эскизы). Выбор выразительного силуэтного решения изображения
Сюжет работы связан с народными традициями и праздниками. Одним из самых важных событий для русского человека является прием гостей. Гостеприимство – это особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. Именно гостеприимством всегда отличалась широкая русская душа. И, конечно же, гость в доме – это лишний повод для праздника. В старину гостей было принято встречать хлебом-солью, усаживать за стол и поить чаем из самовара. За чашкой чая и беседа становилась дружнее, и на душе делалось теплее.
Мир велик, различны страны,
Но всегда в краю родном
Нас встречает дом уютом,
Хлебосольством и теплом.
Второй этап. Увеличение выбранного эскиза в натуральную величину
Слайд 9.
Третий этап. Разработка схемы-эскиза для вырезания. Разработка каждого элемента вырезанки
- Поиск возможных узоров и их сочетаний. Достаточно разработать половину каждого элемента, т. к. выполняется сложение по оси симметрии.
- Сохранение цельности силуэта, его выразительности.
- Гармоничное сочетание пятна и узора. Использование народных узоров и символики в элементах вырезанки.
- Поиск вспомогательного материала в Интернете и специальной литературе.
Слайды 10–18 относятся к третьему этапу.
Слайд 10.
Слайд демонстрирует многообразие вариантов народной вышивки – основы для стилизации узоров и символов в вырезанке. Предполагается, что этот материал учащиеся должны подобрать и стилизовать в полосе самостоятельно, как показано на двух верхних образцах справа. Сложность узоров должна быть разной.
Знакомство с термином «раппорт узора».
Слайд 11. Слайд показывает материалы поисковой работы по изучению, подбору и уточнению силуэта народного костюма.
Слайд 12. Подбор узоров костюма, учитывая принцип симметрии.
Слайд 13. На слайде демонстрируется введение в работу народных символов: образ женщины – Лады, богини веселья, утешенья, брака и благополучия и цветущего дерева – дерева жизни, олицетворяющего собой плодородие, продолжение жизни. Все символы и их месторасположение в работе тщательно подбираются и должны быть созвучны общей теме работы.
Слайд 14. Разработка деталей и декора самовара и чаши.
Слайд 15. Выполнение орнаментов - украшений избы. Полотенце.
Элемент декора избы – полотенце - выполнен в виде солнца и обозначает «жизнь».
Слайд 16. Выполнение орнаментов- украшений избы. Причелины.
Слайд 17. Символично введение изображения мужской фигуры и коня в основании дома как знака победы, храбрости и власти. Мужская фигура символизирует хозяина дома.
Слайд 18. Стилизация торцов брёвен на углах сруба.
Слайд 19.
Четвёртый этап. Работа в материале
Перенос разработанной схемы-эскиза на основу (лист цветной бумаги, сложенный пополам для получения симметричной композиции) с помощью копировальной бумаги. Если сюжет не очень сложный, то можно обойтись без копирования схемы – эскиза на основу. Для этого схему-эскиз нужно аккуратно приколоть скрепками (скобами) к основе в нескольких местах и вырезать вместе со схемой-эскизом.
Слайд 20.
Пятый этап – вырезание. Подбор фона и паспарту (вариант)
Начинать работу с самых мелких деталей, затем вырезать детали в центре, затем — по краям, и только потом — контур. По окончании вырезания аккуратно развернуть, приклеить на подобранный фон в нескольких местах, чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объёма.
Слайд 21. Подбор фона и паспарту (вариант).
Слайд 22, 23, 24. Работы учащихся МБУ ДО «Рославльская ДХШ» в технике художественного вырезания из бумаги.
Слайд 25.
Список литературы и интернет-ресурсов
- Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания/Бумажная панда пер. с англ. Юлии Змеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Коваленко В.И. Искусство вытинанки. – Минск: «Беларусь», 2007.
- Калмыкова С. Вырезаем из бумаги. Практическое пособие. – СПб: «КОРОНА принт», 1999.
- Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. Москва «Наука», 1970.
- Русакова М. А. Аппликация. Москва. Просвещение, 1982.
- Кузнецова Э. В. Искусство силуэта. Ленинград, 1970.
- Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. Витебск, 1996.
- Лазарева Н.М. «Силуэт. Уроки мастерства». Санкт-Петербург «Паритет», 2007.
- Сахута Е. М. Народное искусство Белоруссии. Минск, 1997.
- Сахута Е. М. Белорусская вытинанка. Минск, 2008.
- Соколова-Кубай Н.Н. «Узоры из бумаги».Тверь, «Культура и традиции», 2006.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%83%D1%8D%D1%82_(%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0)