Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара.

К сожалению, сегодня многие не считают экологические проблемы своим личным делом, не осознают, что все страны и народы, все слои общества должны быть заинтересованы в том, чтобы уберечь наш общий дом-планету Земля от экологического кризиса.

Именно поэтому введение экологического образования для повышения уровня экологической культуры для всех слоев населения так важно и актуально. Экологическое образование необходимо строить на системном подходе к формированию у учащихся основ экологической философии и принципов новой экологической этики. Важно воспитывать у детей правильные представления о моральных категориях, нравственных нормах и эколого-эстетических идеалах.

Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществляться путем дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве отличного инструмента для развития мотивации при изучении английского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, быть ответственным за нее.

Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков является игра. В процессе игры формируются способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, уверенность в своих силах и способностях, развиваются умения высказывать оригинальные идеи, анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих.

Таким образом, у учеников в результате формируется активная жизненная позиция: желание сделать окружающий мир лучше, развивается экологическая ответственность, и озабоченность будущим своей страны.

В результате  реализации поставленных целей и задач учащиеся, используя полученные знания и личные наблюдения, должны научиться описывать на иностранном языке объекты и явления окружающей живой и неживой природы. Школьники должны объяснять необходимость сохранения окружающего мира, взаимосвязь человека с природой; прогнозировать последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей, давать им оценку; создавать проекты по изученным темам; оформлять результаты своих работ в виде сочинений, рисунков, плакатов.

Существуют определенные различия в подходах к реализации экологического образования, но все же большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы. Это означает, что формирование ответственного отношения к природе не может происходить в рамках только отдельного предмета, а требует участия всех предметов вместе.

Иностранный язык обладает мощным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Этот предмет, так же как и предметы естественно- научного цикла, может способствовать формированию экологической культуры личности. Вот почему возникает необходимость изучения и разработки новых путей и условий повышения эффективности экологического воспитания школьников средствами иностранного языка.

На уроках иностранного языка ставятся следующие цели и задачи:

  • формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды;
  • формирование у учащихся убежденности в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
  • воспитание гражданской ответственности за свои действия по отношению к природной среде;
  • включение учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
  • развитие понимания, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
  • включение в активный словарь учащихся необходимой лексики, расширение объема словаря школьников с учетом экологической направленности;
  • воспитание потребности в практическом использовании английского языка, освоение учащимися нравственных ограничении и предписаний по отношению к окружающей его среде;
  • расширение кругозора учащихся, их информированности, общей эрудиции.

Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществляться путем дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. В начальной школе уроки по темам «Животные», «Еда и покупки», «Города и села», «Путешествие», в среднем звене изучаем темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Защита окружающей среды», «Национальные парки» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Важно, чтобы учитель умел модифицировать предложенные темы, самостоятельно связать, дополнить тематику уроков экологическим содержанием для формирования правильного отношения учащихся к окружающему миру. На разных этапах обучения уровень разработки экологической проблематики будет существенно отличаться: на начальной ступени это отдельные ее фрагменты, на среднем и старших она присутствует в расширенном объеме, что позволяет решать поставленные задачи на более высоком уровне.

В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве отличного инструмента для развития мотивации при изучении английского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. Применение компьютерной техники делает урок не только ярким и увлекательным, эмоционально и информационно насыщенным, по-настоящему современным, но и позволяет выбрать самый лучший вариант обучения.

Разучивание стихов, песен, пословиц, разгадывание загадок и кроссвордов во 2–7-х классах помогает расширению словарного запаса по экологической тематике. Уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.

Это задание на соотнесение английских пословиц их русским эквивалентам развивает языковую догадку и обогащает словарный запас.

Ребята в начальной школе всегда с интересом говорят о своих занятиях и увлечениях, о том, что им близко, что их волнует. Обсуждение советов по уходу за домашними любимцами помогает ребятам сформировать личностное отношение к данной проблеме, задуматься об ответственном отношении к нашим меньшим братьям, а расширение активного словарного запаса позволяет учащимся более полно излагать свои мысли и участвовать в обсуждении предложенных проблем.

В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, быть ответственным за нее. Памятка о рациональном использовании воды в домашних условиях, практическое задание «Сколько мусора выбрасывает ваша семья за неделю?» помогают включить учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды и в тоже время способствуют углублению языковой базы, развитию навыков и умений устного общения по данной теме. В старшей школе задания подбираются с учетом экологической направленности  и используются для различных дискуссий и бесед, для воспитания ответственного и гуманного отношения к животным и природе. Например: обсудить устно или написать сочинение по теме, подготовить творческое задание по теме и представить его в классе.

Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков является игра. В процессе игры формируются способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, уверенность в своих силах и способностях, развиваются умения высказывать оригинальные идеи, анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих.

Во время игры предоставляются широкие возможности для приобретения демонстрации и лидерских способностей, для общения с товарищами и взрослыми в неформальной обстановке.

Работу по формированию навыков общения и развитию коммуникативных умений необходимо специально организовывать, т.к. необычная обстановка всегда действует эффективнее, чем повседневность.

Таким образом, у учеников в результате формируется активная жизненная позиция: желание сделать окружающий мир лучше, развивается экологическая ответственность, и озабоченность будущим своей страны.

В результате  реализации поставленных целей и задач учащиеся, используя полученные знания и личные наблюдения, должны научиться описывать на иностранном языке объекты и явления окружающей живой и неживой природы. Школьники должны объяснять необходимость сохранения окружающего мира, взаимосвязь человека с природой; прогнозировать последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей, давать им оценку; создавать проекты по изученным темам; оформлять результаты своих работ в виде сочинений, рисунков, плакатов, компьютерных презентаций.

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка позволяет учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над ним и более полно реализовать его функции как средства общения.

Литература

1. Бикеева А.С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. - 2007. - №5. - с. 60.

2. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1990. - №4. - с.30.

3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

4. Гапонова С.В. Английские стихи для школьников. - М.: КОО «Знания», 2000.