«…главная наша сила – в терпении и доброжелательном отношении
к ошибкам, которые все постепенно можно исправить».
В.Т.Иванова
Воспитатель – это профессия…? Призванье…? Жизнь…? Игра...? Очень сложно ответить на эти вопросы. Ты постоянно находишься в мире бесконечного детства. В мире цветов и любви!
Быть воспитателем одновременно просто и сложно.Сложно, потому что ты сталкиваешься с огромным количеством трудностей в этой профессии. Ты должен многое уметь и знать. Устанавливать позитивные взаимоотношения с разными возрастными категориями. В твоей работе нет «перемен», чтобы «перевести дух», 7 часов ты занимаешься активной педагогической работой. А, сколько времени, ты после этого готовишься к своему следующему рабочему дню – зависит от твоей активной педагогической позиции.
Но, если ты не можешь без этого жить…И каждый день ты проживаешь со своими воспитанниками, как часть своей жизни, то всё становится очень просто. Это твой мир, твоя жизнь – твой путь!
В мире детства всё по-другому. Дети не умеют скрывать свои чувства и эмоции, они не таят обиды. Рыдающий ребенок через секунду смеётся, а тот, что только что был весел – уже грустит. Палитра детских чувств в течении дня меняется с бесконечной быстротой. Но уйти вечером из детского сада домой ребёнок непременно должен с желанием вернуться. С предвкушением чего-то необычного, захватывающего от встречи с педагогами и друзьями.
Чтобы чем-либо увлечь детей, нужно самому не только уметь рисовать, лепить, конструировать, играть в футбол, но и делать это с удовольствием, азартом. Тогда и у ребят появится интерес ко всем видам деятельности дошкольного образования.
Воспитатель не обязательно должен всё уметь: петь, танцевать, играть в баскетбол. Главная наша задача, на мой взгляд, в дошкольном периоде состоит не только в том, чтобы отработать приёмы и выработать навыки, а в первую очередь разжечь костёр детского интереса на столько, чтобы не какие трудности бедующей жизни не смогли его погасить. Заложить глубокую уверенность в том, что всё получится. Развить умение добиваться успеха!
Нужно постоянно наблюдать, думать, находить пути развития детских интересов, чтобы направить ребёнка в путь к его успеху. У кого-то эти шаги получаются сразу: широкие и быстрые. Кто-то оступается и делает лишь один маленький шаг, но все равно, это шаг вперед. И он очень важен для этого конкретного ребёнка.
Сначала ребёнок видит, как делает воспитатель, потом у него появляется желание сделать самому. В этот момент важно помочь тем, у кого сразу не получается. Сначала сделать вместе, затем снова показать и затем только дать сделать самому. И так до тех пор, пока не появится уверенность: «Могу сам!»
Я стараюсь строить взаимодействие с детьми на ощущении успеха от достигнутого результата, проделанной работы. Как только что-то у ребенка хорошо получилось, я обращаю на это внимание и привлекаю к этому процессу остальных: детей, младшего воспитателя, родителей. Очень часто я просто воздействую на них, используя игровые моменты и ситуации на занятиях, эмоционально включаясь в них. И мои воспитанники берут, понравившиеся им идеи в свою свободную деятельность. Я стараюсь с ними индивидуально доделывать то, что у них сразу не получилось. И поэтому своей свободной деятельности они часто рисуют, лепят, конструируют, играют в школу, магазин, семью, путешествия, сами организуют подвижные игры.
Несмотря на свой 25 летний опыт работы в сфере образования и 10 летний опыт работы с дошкольниками, видимо в силу моего холестерического темперамента, мне всё еще хочется, чтобы у ребят всё получалось быстро, но сила практического опыта показывает, что это не достижимо. Поэтому «главная наша сила – в терпении и доброжелательном отношении к ошибкам ребят, которые постепенно можно исправить».
Я учу ребят тому, что умею сама. Достаточно мне очень захотеть что-то сделать, и я это делаю. И не важно, что: сделать ремонт в квартире, или сдать ГТО; подготовить с детьми сценку, или написать статью. Ты всегда добиваешься того, чего очень сильно хочешь.
Я полностью согласна с Валентиной Тарасовной Ивановой, что: «Научение маленьких детей не может быть прямым, не может идти «В лоб». Оно должно сочетаться с ухищрениями и уловками, «интригой», становиться своеобразным театром для детской жизни».
Как часто мне в своей работе приходилось слышать: «Как красиво! У меня так не получится!». Не передать словами той радости воспитателя, когда в подготовительной к школе группе именно этот ребёнок хорошо рисует, выполняет просто удивительные, неповторимые работы, сложные конструкции.
Ты радуешься успехам своих воспитанников больше, чем своим собственным. В этом и есть радость нашей профессии!
Литература
1. Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя. М: Сфера, 2013г. - 128с.