Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы и предупреждение плоскостопия, которое может вызвать изменения не только в скелете стопы, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма.
Стопа – это фундамент нашего тела. От состояния фундамента зависит наша устойчивость и то, как мы переносим такие нагрузки как бег, ходьба, длительное пребывание в положении стоя. У стопы как у моста есть своды и от состояния сводов зависит, как стопа выполняет свои функции. В случае если своды просели, могут появляться жалобы на боли в стопе и мышцах голени, происходит постоянное подворачивание ноги в голеностопном суставе, появляются натоптыши на пятках и пальцах, даже при ношении удобной обуви.
Ребенок, страдающий плоскостопием быстро утомляется во время ходьбы и стояния. При дальнейшем развитии плоскостопия появляются боли, которые еще больше затрудняют ходьбу. Предупредить это заболевание можно путем подбора соответствующих упражнений, цель которых - развитие и укрепление мышц пальцев, стопы и голени. А чтобы эти упражнения были запоминающимися, вызывали у детей радость и живой интерес рекомендую эти, достаточно сложные для выполнения упражнения, проводить в виде игровых заданий, сюжетных занятий, сказок, шуток и прибауток.
Сначала необходимо с детьми выполнить правильно упражнения и сформировать ассоциации, согласно выбранной сказке, сюжету (упражнение – герой, упражнение – действие героя и т.д.). А музыкальное сопровождение добавит занятию положительной эмоциональной окраски.
По сюжету «Сказки о Гусенице, которая стала Бабочкой»
Речевой материал | Дозировка |
Движения |
Жила-была Гусеница. Она была очень подвижная и любознательная. И мечтала она научиться летать, порхать с цветка на цветок как красивые бабочки. | И.п. - стопы вместе. Продвигать ноги вперед (назад), сгибая пальцы. Упр-е сидя на стуле. |
|
Но как она не пыталась оторваться от земли, у нее ничего не получалось. | И.п. – стопы вместе. Перекат с пятки на носок. Упр-е сидя на стуле. |
|
Однажды на лугу она увидела Жука. У него были короткие крылья и не такие красивые, как у бабочки, но все же он умел летать! | И.п. – стопы вместе. Поочередное разведение в стороны пяток и носок. Упр-е сидя на стуле. | |
Гусеница рассказала Жуку о своей заветной мечте. О своих неудачных попытках оторваться от земли… | И.п. – стопы вместе. Перекат с пятки на носок. Упр-е сидя на стуле. | |
О том, что у нее ничего не получается. | ||
На что жук только фыркнул и грубо ответил: «Рожденный ползать – летать не может» и улетел. | И.п. – ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Перекаты на наружный и внутренний край стопы. Упр-е сидя на стуле. |
|
Горько заплакала Гусеница. Лапками слезы утирает. | И.п. – стопы вместе. Гладить одной стопой другую, не отрывая пяток от пола. Упр-е сидя на стуле. | |
Но наша Гусеница была очень целеустремленной. И решила она в другом месте счастье испытать. Поползла она в лес на полянку… | на каждую |
И. п. – одна нога впереди другой (затем другая) на пол шага. Перекат с пятки на носок. Упр-е стоя. |
И увидела там стрекозу! Её прозрачные крылья были гораздо больше, чем у жука. — Стрекоза, Вы так быстро и красиво летаете, не могли бы Вы и меня научить? Стрекоза с презрением посмотрела на гусеницу и громка на всю поляну рассмеялась: |
И.п. – ноги вместе. 1 – Подняться на носки, 2 – развести пятки в стороны, 3 – соединить пятки, 4 – опуститься. Упр-е стоя. |
|
— Забудь! Рожденный ползать летать не может! И теперь уже все жители поляны стали смеяться Гусеницей. |
2-3 раза туда-обратно |
И.п. – ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Поочередный перекат вправо-влево. Упр-е стоя. |
Гусенице очень неприятны были эти насмешки, но она и не собиралась отказываться от своей мечты. Чтобы не слышать насекомых, она поползла на большое дерево, поближе к небу. | 15-20 сек. | Ходьба по гимнастической палке (по канату) маленькими приставными шагами. Пятки на полу, палка под серединой стопы. |
Гусеница сплела себе кокон… Первое время жители поляны подлетали и подползали к кокону и громко смеялись над Гусеницей. Но она им ничего не отвечала, и вскоре насекомые забыли о ней. |
левая, правая, по кругу |
Прокатывание массажного мяча вперед–назад, вправо-влево, по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Правой и левой ногой. Упр-е сидя на стуле. |
Прошло какое-то время, и однажды утром жители поляны увидели прекрасную Бабочку. Ее крылышки переливались всеми цветами радуги в лучах солнца. | отведение-приведение |
И.п. – ноги вместе. Поочередное разведение в стороны носки-пятки-носки; поочередное приведение носки-пятки-носки. Упр-е стоя. |
Она грациозно перелетала с цветка на цветок, опыляя их и собирая нектар. | Перекладывание пальцами ног мелких предметов с одного места в другое. Поочередно. Упр-е сидя на стуле. |
|
Жители зачарованно смотрели на нее — никогда еще на их поляне не было такого чуда. Они решили с ней познакомиться: — Скажи, кто ты и откуда, прекрасная Бабочка? Бабочка улыбнулась, хлопнула пару раз своими красивыми крылышками и сказала: — Я Гусеница, сегодня вылетела из кокона вон с того большого дерева. |
(Упражнение выполняется неспешно. Следить за осанкой детей.) | |
— Не может быть! Гусеницы не летают! Бабочка ничего им не ответила. Вспорхнула и улетела. |
Свободное поочередное потряхивание стопами на высоте 5-10 см от пола. Упр-е сидя на стуле. |
|
Тогда жители помчались к большому дереву посмотреть на кокон, и что они увидели!? Кокон был пуст. Гусеницы нигде не было. |
3-5 сек. |
Семенящие, пружинящие шаги на носках на месте. Упр-е стоя. |