Конспект НОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы» для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие связной речи, закрепление знаний о зимующих птицах; развитие логического мышления; развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах,
  • расширять словарный запас,
  • учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида,
  • развивать умение составлять предложения,
  • развивать внимание,
  • развивать моторику пальцев рук,
  • воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Оборудование и материал: Мягкая игрушка- солнышко; игрушка-рукавичка сова; мяч; кормушка для птиц; карточки; бумажные заготовки на каждого ребенка.

Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте сядем в круг.

(дети садятся на ковер в круг)

Посмотрите, что у меня в руках?

Да, это солнышко. Давайте мы с вами передадим это солнышко друг другу по кругу. Передавая его, мы будем делиться теплом и хорошим настроением, ведь за окном так холодно и морозно. Паша передает солнышко Ульяне, Ульяна, Ивану, при этом не забываем дарить друг другу улыбки и хорошее настроение (дети передают солнышко по кругу друг другу, в конце оно возвращается воспитателю). Ребята, солнышко стало еще теплее чем было. Я думаю, что вы зарядились теплом и прекрасным настроением. Сейчас можно сесть на стульчики и начать наше путешествие (дети садятся на стульчики полукругом перед интерактивной доской).

Воспитатель: Сегодня к нам прилетела интересная птица. Кто это?

Дети: Это птица – Сова.

Воспитатель: Я с вами согласна, это действительно сова, но сова не простая, а мудрая. Она очень любит загадывать загадки? А вы сможете их разгадать?

Дети: Да, сможем.

Воспитатель: Тогда будьте внимательны. (загадывание загадок – ответ на слайдах)

Слайд №1:

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет
Крошки собирает. (воробей)

Слайд №2

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел)

Слайд №3

Символ мира эта птица,
Ей на месте не сидится,
Письма носит на себе
И всегда она в цене. (голубь)

Слайд №4

Кар! Кар! Кар! Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут её? (ворона)

Слайд №5

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

Слайд №6

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)

Слайд №7

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её … (сорока)

Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей). Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири). Снегирей зовут так, потому что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

Воспитатель: Сова удивилась, как хорошо вы смогли угадать загадки. Но у нее осталась самая трудная, вот послушайте.

Слайд №8

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.

Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому, что они прилетают к нам зимой или остаются на зиму.

Воспитатель: Чем они отличаются от других животных?

Дети: Они покрыты перьями, клюв, крылья, 2 лапки. (вывод на экран отличительных особенностей птиц.)

Сова: Но зимующие птицы ведь чем-то отличаются друг от друга. Чем? Давайте поиграем с мячом и вспомним.

Речевая игра «Какая, какой?» - описание птиц.

Если у птицы белый бок, какая она? (Белобокая.)

Если у птицы желтая грудка, какая она? (Желтогрудая.)

Если у птицы толстый клюв, какая она? (Толстоклювая)

Если у птицы короткий клюв, какая она? (Короткоклювая)

Если у птицы длинный хвост, какая она? (Длиннохвостая)

Если у снегиря красная грудь, он какой? (Красногрудый)

Речевая игра «Скажи ласково» - изменить слова так, что бы заканчивались на -«ки».

Снегирь – снегирьки

Воробей – воробушки

Синица – синички

Сова – совушки

Ворона – воронушки

Голубь – голубки 

Сова: Какие ребята молодцы!

Сова: Ребята, я хочу поиграть с вами в мою любимую игру «Совушка».

Давайте превратимся в зимующих птиц и поиграем.

Я - Сова сижу на дереве в своем гнезде. По сигналу «день наступает - все оживает» птички разлетаются. На сигнал «ночь наступает - все замирает» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает Сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова дается сигнал. (дети разбегаются под музыку, «Совушкой» может быть любой из детей.)

Воспитатель: Как живется птицам зимой?

Дети: Трудно, голодно и холодно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Снег укрыл землю, зернышек не найти.

Воспитатель: Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.

Воспитатель: Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Подкормить их.

Воспитатель: Как вы помогаете птицам зимой?

Дети: Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно. (воспитатель показывает кормушку).

Сова: Какие вы молодцы! Я думаю, что моим друзьям не страшно зимовать с такими заботливыми ребятами. А сейчас я предлагаю поиграть с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев.

Произносим чисто говорку:

Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка - синица:
Стать самой скрипучей сорока стремится.

Воспитатель: Какой звук в этой чисто говорке, вы слышите чаще других звуков? Звук «с» и «сь».

Воспитатель: в названии, каких зимующих птиц встречается звук «с» и «сь»?

Дети: Снегирь, синица, сорока, сова, свиристель.

Воспитатель: На каком месте находятся звуки «с» и «сь» в этих словах? (воспитатель показывает карточки с названием птиц)

Дети: в начале слова.

Воспитатель: Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.

Показываю и объясняю детям способ складывания поделки.

Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.

Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку.

Напоминаю о правилах пользования ножницами.

Звучит музыка с голосами птиц.

Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

Воспитатель: Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.

Дети размещают на кормушке птиц.

Воспитатель: Послушайте, как они щебечут.

Как вы думаете, о чем они щебечут? Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили к кормушке.

Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?