Цель: развитие связной речи, закрепление знаний о зимующих птицах; развитие логического мышления; развитие мелкой моторики.
Задачи:
- закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах,
- расширять словарный запас,
- учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида,
- развивать умение составлять предложения,
- развивать внимание,
- развивать моторику пальцев рук,
- воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.
Оборудование и материал: Мягкая игрушка- солнышко; игрушка-рукавичка сова; мяч; кормушка для птиц; карточки; бумажные заготовки на каждого ребенка.
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте сядем в круг.
(дети садятся на ковер в круг)
Посмотрите, что у меня в руках?
Да, это солнышко. Давайте мы с вами передадим это солнышко друг другу по кругу. Передавая его, мы будем делиться теплом и хорошим настроением, ведь за окном так холодно и морозно. Паша передает солнышко Ульяне, Ульяна, Ивану, при этом не забываем дарить друг другу улыбки и хорошее настроение (дети передают солнышко по кругу друг другу, в конце оно возвращается воспитателю). Ребята, солнышко стало еще теплее чем было. Я думаю, что вы зарядились теплом и прекрасным настроением. Сейчас можно сесть на стульчики и начать наше путешествие (дети садятся на стульчики полукругом перед интерактивной доской).
Воспитатель: Сегодня к нам прилетела интересная птица. Кто это?
Дети: Это птица – Сова.
Воспитатель: Я с вами согласна, это действительно сова, но сова не простая, а мудрая. Она очень любит загадывать загадки? А вы сможете их разгадать?
Дети: Да, сможем.
Воспитатель: Тогда будьте внимательны. (загадывание загадок – ответ на слайдах)
Слайд №1:
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет
Крошки собирает. (воробей)
Слайд №2
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел)
Слайд №3
Символ мира эта птица,
Ей на месте не сидится,
Письма носит на себе
И всегда она в цене. (голубь)
Слайд №4
Кар! Кар! Кар! Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут её? (ворона)
Слайд №5
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Слайд №6
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Слайд №7
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её … (сорока)
Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей). Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири). Снегирей зовут так, потому что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
Воспитатель: Сова удивилась, как хорошо вы смогли угадать загадки. Но у нее осталась самая трудная, вот послушайте.
Слайд №8
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому, что они прилетают к нам зимой или остаются на зиму.
Воспитатель: Чем они отличаются от других животных?
Дети: Они покрыты перьями, клюв, крылья, 2 лапки. (вывод на экран отличительных особенностей птиц.)
Сова: Но зимующие птицы ведь чем-то отличаются друг от друга. Чем? Давайте поиграем с мячом и вспомним.
Речевая игра «Какая, какой?» - описание птиц.
Если у птицы белый бок, какая она? (Белобокая.)
Если у птицы желтая грудка, какая она? (Желтогрудая.)
Если у птицы толстый клюв, какая она? (Толстоклювая)
Если у птицы короткий клюв, какая она? (Короткоклювая)
Если у птицы длинный хвост, какая она? (Длиннохвостая)
Если у снегиря красная грудь, он какой? (Красногрудый)
Речевая игра «Скажи ласково» - изменить слова так, что бы заканчивались на -«ки».
Снегирь – снегирьки
Воробей – воробушки
Синица – синички
Сова – совушки
Ворона – воронушки
Голубь – голубки
Сова: Какие ребята молодцы!
Сова: Ребята, я хочу поиграть с вами в мою любимую игру «Совушка».
Давайте превратимся в зимующих птиц и поиграем.
Я - Сова сижу на дереве в своем гнезде. По сигналу «день наступает - все оживает» птички разлетаются. На сигнал «ночь наступает - все замирает» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает Сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова дается сигнал. (дети разбегаются под музыку, «Совушкой» может быть любой из детей.)
Воспитатель: Как живется птицам зимой?
Дети: Трудно, голодно и холодно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Снег укрыл землю, зернышек не найти.
Воспитатель: Поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.
Воспитатель: Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкормить их.
Воспитатель: Как вы помогаете птицам зимой?
Дети: Повесили кормушку, насыпали в нее хлебные крошки и зерно. (воспитатель показывает кормушку).
Сова: Какие вы молодцы! Я думаю, что моим друзьям не страшно зимовать с такими заботливыми ребятами. А сейчас я предлагаю поиграть с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев.
Произносим чисто говорку:
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка - синица:
Стать самой скрипучей сорока стремится.
Воспитатель: Какой звук в этой чисто говорке, вы слышите чаще других звуков? Звук «с» и «сь».
Воспитатель: в названии, каких зимующих птиц встречается звук «с» и «сь»?
Дети: Снегирь, синица, сорока, сова, свиристель.
Воспитатель: На каком месте находятся звуки «с» и «сь» в этих словах? (воспитатель показывает карточки с названием птиц)
Дети: в начале слова.
Воспитатель: Посмотрите, на нашей кормушке нет ни одной птички. Давайте изготовим из бумаги птиц по типу оригами.
Показываю и объясняю детям способ складывания поделки.
Наша бумажная заготовка представляет собой два квадрата. Чтобы сложить птицу - квадраты соединяют, цветной стороной вверх и делят пополам по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и проглаживают сгиб. Заготовку переворачивают согнутой стороной вниз так, чтобы сгиб находился в вертикальном положении, и делим фигуру пополам сверху вниз. Потом отворачиваем крылья вверх с одной и с другой стороны поделки, выделяем клюв, намечаем линию живота, форму хвоста и отрезаем детали по намеченным линиям.
Предлагаю детям занять свои места, обращаю внимание на осанку.
Напоминаю о правилах пользования ножницами.
Звучит музыка с голосами птиц.
Во время работы детей помогаю тем, кто затрудняется.
Воспитатель: Давайте пригласим птиц на нашу кормушку.
Дети размещают на кормушке птиц.
Воспитатель: Послушайте, как они щебечут.
Как вы думаете, о чем они щебечут? Они благодарят нас за помощь, заботу, за то, что мы их пригласили к кормушке.
Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?