Организационный момент
Ход урока
Вот над нами свод небесный
Закружился как живой!
Звезды нашей стороны,
Звезды южной стороны….
Я забыл про все на свете,
Я как будто видел сны!
Мчит созвездье Гончих Псов,
Мимо Лиры и Весов.
Бриллиантовый Пегас,
Скачет по небу на нас,
Ковш огромный светится,
Но этот ковш – Медведица!
До сих пор со всех сторон
Где-то бродит этот сон,
Километров миллионы
И столетий миллион…
- Ребята, о чем идет речь? – про Вселенную. И сегодня у нас заключительный урок по теме: «Вселенная».
- Как вы думаете, каковы наши задачи на этом уроке?
(повторить, обобщить, закрепить знания по теме).
- Раз мы будем говорить о Вселенной, давайте вспомним:
- Что такое Вселенная? (космическое пространство, и все что ее окружает).
Современные представления о Вселенной сложились не сразу. Давайте вспомним, как раньше люди представляли себе Вселенную.
1.
Три слона на черепахе
Утомительно стоят
На спине у них Земля,
Окружила их змея.
- Кто так думал в древности? (индийцы)
2.
Неподвижная Земля в центре у Вселенной,
А вокруг мелькают сферы
В танце неизменном.
А на сферах все планеты,
Есть и Солнце и Луна,
Есть и двигатель Вселенной,
Отгадайте, чья она?
- О чьей системе мира говорится? (Аристотель)
3.
Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной,
Но никто его не слушал
И теория о мире
Оставалась неизменной аж 13 веков.
- Кто же установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский)
4.
О строении Вселенной думали ученые,
А ученые, известно, люди увлеченные.
Первый – всем подал идею,
А второй сгорел в костре,
Ну, а третий сам придумал телескоп.
- Догадались, о ком идет речь? (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей)
- Молодцы!
- Итак, Вселенная……. А какие космические тела заполняют ее? (планеты, кометы, метеориты, звезды)
- Сколько много всего, давайте разбираться:
- Что такое планета? (небесное тело, которое вращается вокруг Солнца)
- А что образуют Солнце и планеты вместе? (Солнечную систему)
- Сколько планет входит в Солнечную систему? (8 планет)
- На какие группы делятся планеты? (планеты Земной группы и планеты гиганты )
- А теперь давайте дадим слово нашим астрономам, они приготовили для нас задания-загадки:
(дети отгадывают загадки и прикрепляют планеты на доску)
Крохотулечка – планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
(Меркурий)Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
(Венера)На планете – чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
(Земля)То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной,
Вечно смотрит стороной.
(Луна)
- Ребята, а Луна – это планета? (нет, Луна – это спутник Земли)
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
(Марс)Великан – тяжеловес
Мечет молнии с небес
Полосат он, словно кошка,
Жаль, худеет понемножку.
(Юпитер)Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Сатурн)Он уже который век
Среди братьев – римлян, грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
(Уран)На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.
(Нептун)
- Ребята, посмотрите, какая красивая Солнечная система у нас получилась. А может здесь чего-то не хватает? Чего? Что еще входит в Солнечную систему?
- Что такое комета?
- Что такое метеориты?
- Что такое метеоры?
- Что такое астероиды?
- Хорошо, а теперь послушайте разговор деда Николая и бабы Тони: «Послушай Николай, я вчера ночью видела на небе, как пролетела хвостатая комета Галлея. За свои 60 годков я уже во второй раз вижу такую красоту».
- Что напутала бабушка? (комета Галлея пролетает 1 раз в 76 лет)
- У нас есть эксперт, который нам расскажет об этой комете.
(сообщение о комете Галлея. Элина)
- А вот еще одна история: «Ох, а я Антонина вчера утром подобрал у себя на огороде метеор. Увесистый такой, железокаменный. Теперь грибочки буду прижимать этой небесной махиной!»
- Что напутал дедушка? (не метеор, а метеорит)
- Давайте отдохнем – физкультминутка.
- Молодцы, а теперь давайте поговорим о звездах.
- Что такое звезды? (гигантские шары, которые светят собственным светом)
- Как различаются звезды по размерам и цвету? (сверхгиганты, гиганты, карлики)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
(Эксперт делает доклад о Солнце. Катя Бондаренко)
- Что такое созвездие? Какие созвездия вы знаете?
- А теперь послушайте задачу:
Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его поселок находится к западу от леса. Днем было пасмурно, и мальчик не мог найти дорогу домой. Наступила ночь. Небо прояснилось и он определил, в каком направлении ему надо идти. Объясните, как он это сделал? (по Полярной Звезде)
(Эксперт делает доклад о Полярной Звезде. Алиса)
- Ой, ребята, пока мы путешествовали по Вселенной, мы заблудились! Как же нам быть? Что должен знать заблудившийся человек? (свой адрес)
- Надо найти свой адрес во Вселенной!
Вселенная – Мегагалактика – наша Галактика «Млечный Путь» - Солнечная система – планета Земля – материк Евразия – страна Россия – Московская область – Рузский район – пос. Тучково – ул. Лебеденко, д.32 (наша школа).
- Как хорошо, что вы знаете свой адрес, теперь мы сможем вернуться домой.
- А пока мы возвращаемся из нашего путешествия домой, давайте выполним тест. (приложение 1)
- Сдаем работы.
Рефлексия: если урок понравился, поднимаем правую руку, если нет – левую.
Приложение 1
№ п\п |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Холодный небесный объект, вращающийся вокруг Солнца |
а) комета |
2 |
Тело малой плотности, состоящее из газа и пыли и обращающееся вокруг Солнца |
|
3 |
Небольшое планетоподобное тело неправильной формы с орбитой, расположенной, как правило, между орбитами Марса и Юпитера |
|
4 |
Явление световых вспышек в земной атмосфере |
|
5 |
Упавшие на Землю космические тела |
|
6 |
Наука, изучающая небесные тела |
|
7 |
Раскаленные газообразные тела шарообразной формы |
|
8 |
Космическое пространство и все, что его заполняет |
|
9 |
Определенные участки звездного неба |
|
10 |
Огромное скопление звезд, звездная система |
Соотнеси
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|