Урок-обобщение по теме "Вселенная"

Разделы: География


Организационный момент

Ход урока

Вот над нами свод небесный
Закружился как живой!
Звезды нашей стороны,
Звезды южной стороны….
Я забыл про все на свете,
Я как будто видел сны!
Мчит созвездье Гончих Псов,
Мимо Лиры и Весов.
Бриллиантовый Пегас,
Скачет по небу на нас,
Ковш огромный светится,
Но этот ковш – Медведица!
До сих пор со всех сторон
Где-то бродит этот сон,
Километров миллионы
И столетий миллион…

- Ребята, о чем идет речь? – про Вселенную. И сегодня у нас заключительный урок по теме: «Вселенная».

- Как вы думаете, каковы наши задачи на этом уроке?

(повторить, обобщить, закрепить знания по теме).

- Раз мы будем говорить о Вселенной, давайте вспомним:

- Что такое Вселенная? (космическое пространство, и все что ее окружает).

Современные представления о Вселенной сложились не сразу. Давайте вспомним, как раньше люди представляли себе Вселенную.

1.

Три слона на черепахе
Утомительно стоят
На спине у них Земля,
Окружила их змея.

  • Кто так думал в древности? (индийцы)

2.

Неподвижная Земля в центре у Вселенной,
А вокруг мелькают сферы
В танце неизменном.
А на сферах все планеты,
Есть и Солнце и Луна,
Есть и двигатель Вселенной,
Отгадайте, чья она?

  • О чьей системе мира говорится? (Аристотель)

3.

Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной,
Но никто его не слушал
И теория о мире
Оставалась неизменной аж 13 веков.

  • Кто же установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский)

4.

О строении Вселенной думали ученые,
А ученые, известно, люди увлеченные.
Первый – всем подал идею,
А второй сгорел в костре,
Ну, а третий сам придумал телескоп.

  • Догадались, о ком идет речь? (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей)

- Молодцы!

- Итак, Вселенная……. А какие космические тела заполняют ее? (планеты, кометы, метеориты, звезды)

- Сколько много всего, давайте разбираться:

  1. Что такое планета? (небесное тело, которое вращается вокруг Солнца)
  2. А что образуют Солнце и планеты вместе? (Солнечную систему)
  3. Сколько планет входит в Солнечную систему? (8 планет)
  4. На какие группы делятся планеты? (планеты Земной группы и планеты гиганты )

- А теперь давайте дадим слово нашим астрономам, они приготовили для нас задания-загадки:

(дети отгадывают загадки и прикрепляют планеты на доску)

Крохотулечка – планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
(Меркурий)

Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
(Венера)

На планете – чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
(Земля)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной,
Вечно смотрит стороной.
(Луна)

- Ребята, а Луна – это планета? (нет, Луна – это спутник Земли)

Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
(Марс)

Великан – тяжеловес
Мечет молнии с небес
Полосат он, словно кошка,
Жаль, худеет понемножку.
(Юпитер)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Сатурн)

Он уже который век
Среди братьев – римлян, грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
(Уран)

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма –
Длится 40 лет зима.
(Нептун)

- Ребята, посмотрите, какая красивая Солнечная система у нас получилась. А может здесь чего-то не хватает? Чего? Что еще входит в Солнечную систему?

  • Что такое комета?
  • Что такое метеориты?
  • Что такое метеоры?
  • Что такое астероиды?

- Хорошо, а теперь послушайте разговор деда Николая и бабы Тони: «Послушай Николай, я вчера ночью видела на небе, как пролетела хвостатая комета Галлея. За свои 60 годков я уже во второй раз вижу такую красоту».

- Что напутала бабушка? (комета Галлея пролетает 1 раз в 76 лет)

- У нас есть эксперт, который нам расскажет об этой комете.

(сообщение о комете Галлея. Элина)

- А вот еще одна история: «Ох, а я Антонина вчера утром подобрал у себя на огороде метеор. Увесистый такой, железокаменный. Теперь грибочки буду прижимать этой небесной махиной!»

- Что напутал дедушка? (не метеор, а метеорит)

- Давайте отдохнем – физкультминутка.

- Молодцы, а теперь давайте поговорим о звездах.

  • Что такое звезды? (гигантские шары, которые светят собственным светом)
  • Как различаются звезды по размерам и цвету? (сверхгиганты, гиганты, карлики)
  • Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

(Эксперт делает доклад о Солнце. Катя Бондаренко)

  • Что такое созвездие? Какие созвездия вы знаете?

- А теперь послушайте задачу:

Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его поселок находится к западу от леса. Днем было пасмурно, и мальчик не мог найти дорогу домой. Наступила ночь. Небо прояснилось и он определил, в каком направлении ему надо идти. Объясните, как он это сделал? (по Полярной Звезде)

(Эксперт делает доклад о Полярной Звезде. Алиса)

- Ой, ребята, пока мы путешествовали по Вселенной, мы заблудились! Как же нам быть? Что должен знать заблудившийся человек? (свой адрес)

- Надо найти свой адрес во Вселенной!

Вселенная – Мегагалактика – наша Галактика «Млечный Путь» - Солнечная система – планета Земля – материк Евразия – страна Россия – Московская область – Рузский район – пос. Тучково – ул. Лебеденко, д.32 (наша школа).

- Как хорошо, что вы знаете свой адрес, теперь мы сможем вернуться домой.

- А пока мы возвращаемся из нашего путешествия домой, давайте выполним тест. (приложение 1)

- Сдаем работы.

Рефлексия: если урок понравился, поднимаем правую руку, если нет – левую.

Приложение 1

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Холодный небесный объект, вращающийся вокруг Солнца

а) комета
б) астероид
в) планета
г) метеор
д) звезда
е) метеорит
ж) галактика
з) астрономия
и) созвездие
к) Вселенная

2

Тело малой плотности, состоящее из газа и пыли и обращающееся вокруг Солнца

3

Небольшое планетоподобное тело неправильной формы с орбитой, расположенной, как правило, между орбитами Марса и Юпитера

4

Явление световых вспышек в земной атмосфере

5

Упавшие на Землю космические тела

6

Наука, изучающая небесные тела

7

Раскаленные газообразные тела шарообразной формы

8

Космическое пространство и все, что его заполняет

9

Определенные участки звездного неба

10

Огромное скопление звезд, звездная система

Соотнеси

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10