Технологическая карта урока по биологии для 5-го класса на тему "Животные. Простейшие"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием Простейших, их значением в природе и жизни человека; сравнивать, характеризовать их сходство и различия; делать выводы.
  • развивающие: умение выделять и находить сходства в строении одноклеточных животных и растений; выдвигать предположения об их функциях.
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру, формируя экологическую грамотность.

Место урока в разделе: Урок №1 в разделе «Животные».

Тип урока: Урок формирования новых знаний, комбинированный.

Основные термины и понятия: Простейшие, одноклеточные, амеба обыкновенная, инфузория- туфелька, малярийный плазмодий.

Межпредметные связи: Гигиена, физкультура, медицина,история.

Наглядность: таблица «Тип простейшие», презентация к уроку «Одноклеточные животные. Простейшие».

Формы работы на уроке: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: проблемный, исследовательский через различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные) на различных этапах урока, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, беседа, рассказ, работа с информационным источником, решение биологических задач.

Оборудование: пластилин зеленого, бурого, белого цветов; мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал 

Технологическая карта урока

Приложение

Маршрутный лист №1

Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.

Определите преобладающий цвет простейшего. Выясните, почему некоторые простейшие являются автотрофами. Используйте текст учебника на стр. 53-54, 2 абзац и таблицу «Простейшие».

Маршрутный лист №2

(1 группа)

1. Прочитайте текст об амёбе обыкновенной.

Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм. Внутри клетки находится ядро и цитоплазма.

Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных  выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения и захвата пищи.

Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.

Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок.

Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу.

2. Вылепите животное из пластилина заполните таблицу отметьте знаком «+» и «–» признаки простейшего.

Маршрутный лист №2

(2 группа)

1. Прочитайте текст об эвглене зеленой.

Зеленая эвглена – необычное существо. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку. На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. В ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов.

2. Вылепите животное из пластилина заполните таблицу отметьте знаком «+» и «–» признаки простейшего.

Маршрутный лист №2

(3 группа)

1. Прочитайте текст об инфузории туфельки.

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.

Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее цитоплазма содержит два ядра ( большое и маленькое).

Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – ротовая воронка, которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

2. Вылепите животное из пластилина заполните таблицу отметьте знаком «+» и «–» признаки простейшего.

Таблица «Сходство и различие простейших» (у каждого на парте).

№ п/п

Органоиды

Простейшие

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

 1

Оболочка

+

+

+

 2

Цитоплазма

+

+

+

 3

Ядро

+

+

+

 4

Ложноножка

+

-

-

 5

Жгутик

-

+

-

Ресничка

-

-

+

 7

Пищеварительная вакуоль

+

-

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

 9

Ротовое отверстие

-

-

+

 10

Порошица

-

-

+

 11

Хлоропласты

-

+

-

12 

Светочувствительный глазок

-

+

-