Пояснительная записка
Цель обучения физике: формирование научных знаний в области естественных наук, понятий, законов, современной физической картины мира; формирование экспериментальных умений и навыков, знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса. В результате обучения физике учащийся должен не просто освоить программу, а научиться самостоятельно приобретать и применять знания в любой ситуации.
Общеобразовательная: получение знаний основ физики - системы начальных, общих основных и специальных физических знаний, включающий в себя формирование понятий: о физике как науке, основных ее разделах, методах и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе процессов, физических объектов и явлений; приобретении умений и навыков применения знаний на практике.
Воспитательная: формирование научного мировоззрения подрастающего поколения в ходе формирования обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы (при раскрытии аспектов выяснения роли и места человека и человечества во Вселенной и отношения "человек-Вселенная"), воспитание нравственности и гуманитарно-эстетических начал.
Развивающая: формирование устойчивых познавательных интересов и развития познавательных возможностей учащихся (овладение разнообразными логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально-логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам и т.д.).
В процессе изучения физики ученики приобретают умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им в жизни:
- понимать происходящие в окружающем мире явления и события,
- владеть необходимыми знаниями для их объяснения,
- уметь использовать эти знания на практике,
- формирование познавательных интересов учащихся и ориентация их на активное усвоение способов познавательной деятельности.
В определении физики как науки заложено сочетание как теоретической, так и практической частей.
Главной задачей лабораторного практикума является установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований. Ученики приобретают навыки и умения в обращении с измерительными приборами, аппаратами, экспериментальной техникой, установками, технологическим оборудованием, проводят непосредственные экспериментальные наблюдения, и осмысливают изучаемые явления и процессы.
Лабораторные занятия предназначаются для углубленного изучения научно-теоретических основ предмета, овладения современными методами и навыками экспериментирования с применением новейших технических средств обучения.
Одной из важных задач учителя является формирование у учащихся широких представлений о современной физической картине мира, в которой найдут отражение новейшие научные открытия и гипотезы, описывающие, объясняющие и предсказывающие поведение физических систем во всем мире.
Планируемые результаты
Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Содержание курса
Волновая оптика (15 ч.)
Развитие взглядов на природу света. Определение скорости света.
Плоская и сферическая волна. Фронт волны. Принцип Гюйгенса-Френеля. Интерференция света. Когерентность. Условия максимума и минимума. Интерференция в тонких пленках. Применение. Кольца Ньютона. Дифракция света. Виды дифракции. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон Малюса. Использование. Закон Бугера – Ламберта. Спектры. Спектры поглощения и испускания. Спектральные приборы. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн.
Явления, обусловленные квантовой природой света (7 ч.)
Возникновение квантовых представлений. Тепловое излучение. Гипотеза Планка. Фотоны. Масса и импульс. Давление света. Опыты Лебедева. Действия света. Теория фотоэффекта. Фотоэффект внешний и внутренний. Применение.
Основы теории относительности (4 ч.)
Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца. Относительность промежутков времени и расстояний. Относительность массы. Элементы релятивистской динамики.
Атомная и ядерная физика (8 ч.)
Атомная физика. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Атом водорода по Бору. Радиусы орбит электронов в атоме водорода. Энергия электрона в атоме водорода, скорость и ускорение электрона в атоме водорода. Спектральные серии атома водорода: Бальмера, Лаймана, Пашена, Брекета. Опыты Франка и Герца. Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры. Принцип работы и виды лазеров. Особенности лазерного излучения. Твердотельный рубиновый лазер. Гелий – неоновый лазер.
Состав атомных ядер. Изотопы, изобары, изотоны.Энергия связи ядер. Закон радиоактивного распада. Открытие нейтрино. Естественная радиоактивность, альфа, бета и гамма-излучения. Закон смещения Содди. Биологическое действие радиоактивного излучения
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Выделено часов |
Тип занятия |
Метод обучения |
Межпредметные связи |
Самост. работа уч-ся в аудит. |
1 |
Развитие взглядов на природу света. Определение скорости света |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
2 |
Плоская и сферическая волна. Фронт волны. Принцип Гюйгенса-Френеля |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
3 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
4 |
Интерференция света. Когерентность. Условия максимума и минимума |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
5 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
6 |
Интерференция в тонких пленках. Применение. Кольца Ньютона. |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
7 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
8 |
Дифракция света. Виды дифракции. Дифракционная решетка |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
9 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
10 |
1. Определение длины волны с помощью дифракционной решетки |
1 |
Лаб |
Вып. Раб. |
Математика |
Вып. Раб. |
11 |
Поляризация света. Закон Малюса. Использование. Закон Бугера – Ламберта |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
12 |
2. Изучение зависимости интенсивности света от степени поляризации |
1 |
Лаб |
Вып. Раб. |
Математика |
Вып. Раб. |
13 |
Спектры. Спектры поглощения и испускания. Спектральные приборы. Спектральный анализ |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
|
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
14 |
3. Градуировка спектроскопа и определение длины световой волны |
1 |
Лаб |
Вып. Раб. |
Математика |
Вып. Раб. |
15 |
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
16 |
Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца. Относительность промежутков времени и расстояний. Относительность массы |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
17 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
18 |
Элементы релятивистской динамики |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
19 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
20 |
Возникновение квантовых представлений. Тепловое излучение. Гипотеза Планка |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
21 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
22 |
Фотоны. Масса и импульс |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
23 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
24 |
Давление света. Опыты Лебедева. Действия света. Теория фотоэффекта |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
25 |
Решение задач |
1 |
Практ |
Реш. задач |
Математика |
у/о |
26 |
Фотоэффект внешний и внутренний. Применение |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
27 |
Атомная физика. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Атом водорода по Бору |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
28 |
Радиусы орбит электронов в атоме водорода. Энергия электрона в атоме водорода, скорость и ускорение электрона в атоме водорода |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
29 |
Спектральные серии атома водорода: Бальмера, Лаймана, Пашена, Брекета. Опыты Франка и Герца |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
30 |
Лаб. Работа 4 Изучение спектров атомов газа. Виртуально |
1 |
Лаб |
Вып. Раб. |
Математика |
Вып. Раб. |
31 |
Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры. Принцип работы и виды лазеров. Особенности лазерного излучения. Твердотельный рубиновый лазер. Гелий – неоновый лазер |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
32 |
Состав атомных ядер. Изотопы, изобары, изотоны |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
33 |
Энергия связи ядер. Закон радиоактивного распада. Открытие нейтрино |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
34 |
Естественная радиоактивность, альфа, бета и гамма-излучения. Закон смещения Содди. Биологическое действие радиоактивного излучения |
1 |
Лекция |
Ил. Обуч |
Математика |
у/о |
|
Итого за год: 34 часа |
|
|
|
|
|
Приложение "Лабораторный практикум к курсу «Волновая оптика, квантовая и атомная физика»"