План-конспект открытого урока по письму и развитию речи в 8-м классе "Значение глагола в речи"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи.

Задачи:

  • Образовательные: Раскрыть значения глагола в речи через знакомство с его семантическими группами.
  • Развивающие: формировать навыки и умения в нахождении глаголов, соотнесение их к различным семантическим группам. Развитие внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости, активность обучающихся на уроке. Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.
  • Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать у обучающихся чувство товарищества, культуру общения, взаимовыручку, прилежание, активность.
  • Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции речи (навыков словоизменения, развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение).

Оборудование: учебники, карточки, презентация Microsoft PowerPoint

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Значит кто мы? (Путешественники)

Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Настроение стало похоже на солнышко?

Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Если мы отправились в путешествие. И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия» (Слайд 2), которыми будут ваши рабочие тетради.

Откройте «Дневник путешествия», запишите число, классная работа. (Слайд 3)

II. Проверка домашнего задания

В какую из волшебных стран языка мы отправимся, узнаем, когда я прочту стихотворение.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!

- Сегодня на уроке мы с вами путешествовать в страну Глаголию. (Слайд 4)

Что мы с вами знаем о глаголе? (Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении является главным членом предложения - сказуемым)

Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях Работа с разрезными пословицами.

Обучающиеся должны собрать пословицу Устно объясняет пословицу и назвать глагол. (Слайд 5)

А) Грамоте учиться – всегда пригодится.

Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.

В) Сделал дело – гуляй смело.

Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Е) Что посеешь, то и пожнёшь.

Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут

III. Работа по теме урока

Глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

1. Тема путешествия: «Значение глагола в речи». (слайд 6)

Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия.

Да, цель нашего путешествия, узнать какое значение в речи имеет глагол.

В начале урока мы с вами представили, что мы путешествуем на облаке. Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохните носом побольше воздуха и с силой выдохните его ртом. Вот так.

2. Глаголы движения (Слайд 7)

Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие.

По-другому глаголы движения называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.

Словарная работа.

Отгадайте загадки

1)

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка) (Слайд 8)

2)

Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет Крохи собирает. (Воробей) (Слайд 9)

3)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака) (Слайд 10)

Запомните написание этих слов. (Слайд 11)

(Слайд 12)

- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т.е. «оживим» эти предметы. Составим предложение. (Слайд 13)

Например: Воробей скачет по асфальту.

Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)

Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.

Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.

Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения.

Физкультминутка

Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.

Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.

Мы топаем ногами, (Слайд 14)
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.

Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения?

Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.

Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

3. Глаголы речи (Слайд 15)

Следующее облако – глаголы речи.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие. (Слайд 16)

  • Говорить
  • Шепнуть
  • Закричать
  • Сообщить
  • Возразить
  • Стирать

Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?

Давайте запишем их.

Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

4. Глаголы труда (Слайд 17)

Следующее облако – глаголы труда.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.

Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»

(работа по карточкам) (Слайд 18–19)

Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены профессии. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняют люди, определённых профессий. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.

Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.

Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?

Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

5. Глаголы звучания (Слайд 20)

Следующее облако – глаголы звучания.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.

Работа со скороговоркой  (Слайд 21)

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.

Найти глаголы. Это глагол звучания.

Работа с пословицей

Как аукнется, так и откликнется.

Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.

6. Глаголы цвета (Слайд 22)

Следующее облачко – глаголы цвета.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.

Прозрачный лес один чернеет, (Слайд 23)
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Глаголы цвета найти и написать.

Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

7. Глаголы чувства (Слайд 24)

Следующее облако – глаголы чувства.

Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.

О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.

От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске) (Слайд 25)

Запишем в тетради.

Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства? (Слайд 26)

Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.

Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.

Работа по учебнику

Упражнение 175.

Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.

IV. Домашнее задание

Слайд 27

Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.

V. Оценки. Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К.Паустовского.

«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Слайд 28