Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи.
Задачи:
- Образовательные: Раскрыть значения глагола в речи через знакомство с его семантическими группами.
- Развивающие: формировать навыки и умения в нахождении глаголов, соотнесение их к различным семантическим группам. Развитие внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости, активность обучающихся на уроке. Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.
- Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать у обучающихся чувство товарищества, культуру общения, взаимовыручку, прилежание, активность.
- Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции речи (навыков словоизменения, развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение).
Оборудование: учебники, карточки, презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Значит кто мы? (Путешественники)
Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Настроение стало похоже на солнышко?
Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Если мы отправились в путешествие. И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия» (Слайд 2), которыми будут ваши рабочие тетради.
Откройте «Дневник путешествия», запишите число, классная работа. (Слайд 3)
II. Проверка домашнего задания
В какую из волшебных стран языка мы отправимся, узнаем, когда я прочту стихотворение.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!
- Сегодня на уроке мы с вами путешествовать в страну Глаголию. (Слайд 4)
Что мы с вами знаем о глаголе? (Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении является главным членом предложения - сказуемым)
Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях Работа с разрезными пословицами.
Обучающиеся должны собрать пословицу Устно объясняет пословицу и назвать глагол. (Слайд 5)
А) Грамоте учиться – всегда пригодится.
Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.
В) Сделал дело – гуляй смело.
Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Е) Что посеешь, то и пожнёшь.
Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» - глаголы тут как тут
III. Работа по теме урока
Глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.
1. Тема путешествия: «Значение глагола в речи». (слайд 6)
Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия.
Да, цель нашего путешествия, узнать какое значение в речи имеет глагол.
В начале урока мы с вами представили, что мы путешествуем на облаке. Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохните носом побольше воздуха и с силой выдохните его ртом. Вот так.
2. Глаголы движения (Слайд 7)
Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие.
По-другому глаголы движения называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.
Словарная работа.
Отгадайте загадки
1)
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка) (Слайд 8)
2)
Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет Крохи собирает. (Воробей) (Слайд 9)
3)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака) (Слайд 10)
Запомните написание этих слов. (Слайд 11)
(Слайд 12)
- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т.е. «оживим» эти предметы. Составим предложение. (Слайд 13)
Например: Воробей скачет по асфальту.
Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)
Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.
Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.
Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения.
Физкультминутка
Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.
Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.
Мы топаем ногами, (Слайд 14)
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.
Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.
Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения?
Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.
Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
3. Глаголы речи (Слайд 15)
Следующее облако – глаголы речи.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие. (Слайд 16)
- Говорить
- Шепнуть
- Закричать
- Сообщить
- Возразить
- Стирать
Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?
Давайте запишем их.
Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
4. Глаголы труда (Слайд 17)
Следующее облако – глаголы труда.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.
Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»
(работа по карточкам) (Слайд 18–19)
Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены профессии. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняют люди, определённых профессий. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.
Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.
Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?
Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
5. Глаголы звучания (Слайд 20)
Следующее облако – глаголы звучания.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.
Работа со скороговоркой (Слайд 21)
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.
Найти глаголы. Это глагол звучания.
Работа с пословицей
Как аукнется, так и откликнется.
Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.
6. Глаголы цвета (Слайд 22)
Следующее облачко – глаголы цвета.
Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.
Прозрачный лес один чернеет, (Слайд 23)
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Глаголы цвета найти и написать.
Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.
7. Глаголы чувства (Слайд 24)
Следующее облако – глаголы чувства.
Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.
О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.
От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске) (Слайд 25)
Запишем в тетради.
Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.
Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства? (Слайд 26)
Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.
Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.
Работа по учебнику
Упражнение 175.
Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.
IV. Домашнее задание
Слайд 27
Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.
V. Оценки. Итог урока
Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К.Паустовского.
«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Слайд 28