Написать статью я решил после многочисленных вопросов, которые задают, обсуждают в разной форме мои коллеги – учителя технологии при встречах на конкурсах, олимпиадах, при проведении экспертизы для аттестации на категорию и т.д. Вопросы эти связаны с выполнением творческого проекта и особенно часто с выбором темы проекта и мотивацией учащихся на его выполнение. Возможно мой опыт будет кому-то интересен и полезен или станет стимулом для поиска своего пути использования этого материала.
Методика использования проектной деятельности хоть и не является новой, но широко и достаточно успешно используется в разных сферах деятельности в том числе и образовании. Очень интересно, разнопланово и эффективно можно применять этот метод и решать самые разнообразные задачи, достигать поставленные цели обучения и воспитания, при условии правильной организации и выбора темы для творческого проекта. На сегодняшний день в учебных пособиях многих авторов этот вопрос рассматривается в недостаточном объёме или полностью исключён. Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в этом направлении.
Выбор темы проекта - это не спонтанное принятие решения об изготовлении какого- либо изделия, а серьезная работа, включающая в себя различные критерии выбора окончательного решения (конструкционный, технологический, экономический, эстетический и т.д.). Не смотря на творческий характер проектной деятельности, в этой работе можно использовать научные методы поиска и принятия решений. В школьном курсе чаще всего рассматривают три метода:
- метод морфологического анализа;
- метод фокальных объектов;
- алгоритм или теория решения изобретательских задач (АРИЗ или ТРИЗ).
Познакомив ребят с этими методами, мы не только помогаем с выбором темы, но и знакомим со способами оптимизации процесса поиска оптимального решения.
В качестве наглядного примера приведу вариант использования метода морфологического анализа на уроке технологии в 6 классе.
Урок № 27
Тема урока: «Выбор темы творческого проекта»
Место урока в календарно-тематическом планировании: тема «Выбор темы творческого проекта» рассматривается в разделе «Технология исследовательской и опытнической деятельности». Основное содержание изучаемого материала определяют учебная программа и обязательный минимум содержания образования по предмету «Технология».
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии; групповая и индивидуальная работа.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
- получить новые знания по теме: «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и научиться использовать и на практике;
- формирование у учащихся начальных знаний и умений оптимизации поиска решения при выполнении проекта.
Развивающие:
- развитие познавательной активности путём создания проблемной ситуации;
- совершенствование умения самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
- развитие технического мышления и творческих способностей, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Воспитательные:
- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;
- воспитание творческой личности, способной использовать разнообразные приёмы деятельности для получения необходимого результата.
Задачи урока:
- развить навыки выполнения творческого проекта;
- познакомить с методами оптимизации поиска решения поставленной задачи;
- сформировать навыки работы в группе;
- развить умение составлять алгоритм работы для достижения конкретных целей.
Оборудование: компьютер, проектор, школьная доска, раздаточные материалы, примеры выполнения творческого проекта.
Новые понятия: метод «морфологического анализа», оптимизация процесса поиска решения.
Объект и содержание работы: выбор темы проекта, содержание и оформление проекта в 6 классе.
План урока
- Организационный момент – 3 мин
- Повторение ранее изученного материала – 14 мин
- Сообщение темы и цели урока – 2 мин
- Физкультурная пауза (зарядка) – 3 мин
- Изучение нового материала средствами ИКТ – 18 мин
- Выполнение практической работы – 40 мин
- Подведение итога урока. Рефлексия. Домашнее задание – 10 мин
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Все присутствуют. Дежурит сегодня 1 бригада, которая на этом уроке проследит за порядком в мастерской, проведением зарядки, проветривании мастерской на перемене и чтобы все привели своё рабочее место в порядок в конце урока.
II. Повторение пройденного материала
- Давайте с вами вспомним, что такое творческий проект?
- Какие этапы выполнения проекта вы знаете
- Что включает в себя подготовительный этап проекта?
III. Сообщение темы и цели урока
Откройте тетради и запишите дату, тему и целевые вопросы нашего урока.
«Требования к творческому проекту».
Целевые вопросы:
- Оформление и особенности содержания проекта в 6 классе.
- Выбор темы проекта
- Метод морфологического анализа при выборе темы проекта.
IV. Изучение нового материала средствами ИКТ
Выбор темы проекта очень важный этап выполнения проекта. Существует несколько способов оптимизации процесса поиска и принятия решений. Одним из способов является – метод морфологического анализа.
Метод морфологического анализа
Вариант 1
Признаки |
Возможные варианты |
||
древесина |
металл |
пластмасса |
|
Изделие «для себя» |
Полка для книг |
Подставка для выжигателя |
Брелок |
Изделие для дома |
Декоративное панно |
Декоративные крючки для ключей |
Подставка для цветов |
Изделие для школы |
Шахматный столик |
Ручка для шкафа |
Декоративная накладка |
Изделие для отдыха |
Шезлонг |
Воздушный винт |
Бумеранг |
Изделие для ярмарки |
Динамическая игрушка |
Игольница |
Подставка под горячее |
Вариант 2
Признаки | Возможные варианты |
|||
Выпиливание лобзиком |
Столярная работа |
Токарная работа |
Комбинированная работа |
|
Изделие на выставку |
Ваза для конфет |
Полка для специй |
Подсвечник |
Разделочная доска |
Изделие для спорта |
Бильбоке |
Скамейка «для пресса» |
Городки |
Динамический тренажёр |
Изделие для подарка |
Шкатулка |
Подставка для ноутбука |
Кухонный набор |
Декоративное панно |
Изделие для коллекции |
Модель самолёта |
Модель ППШ |
Сувенир «шахматная фигура» |
Брелок |
Изделие для ярмарки |
Силуэтные фигурки |
Рамка для фото |
Пасхальное яйцо |
Сувенир «Топорик» |
Заполнив один из выбранных вариантов таблицы, необходимо произвести оценку каждого из вписанных в таблицу предметов. Это позволит принять окончательное решение выбора объекта труда творческого проект.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Изделие на выставку |
|
|
|
|
Изделие для спорта |
|
|
|
|
Изделие для подарка |
|
|
|
|
Изделие для коллекции |
|
|
|
|
Изделие для ярмарки |
|
|
|
|
Оценка возможных вариантов
Критерии оценки: «+» 1 балл, «–» 0 баллов
- конструкционный;
- технологический;
- экономический;
- эстетический;
- экологический
V. Выполнение практического задания
Для выполнения практического задания нам необходимо разделиться на группы.
Каждая группа получает задание:
- Заполнить выданную каждой группе таблицу.
- Подготовить оценку выбранного группой изделия.
- Представить результат работы группы.
Вариант 1
Признаки | Возможные варианты |
||
|
древесина |
металл |
пластмасса |
Изделие «для себя» |
|
|
|
Изделие для дома |
|
|
|
Изделие для школы |
|
|
|
Изделие для отдыха |
|
|
|
Изделие для ярмарки |
|
|
|
Вариант 2
|
Возможные варианты |
|||
|
Выпиливание лобзиком |
Столярная работа |
Токарная работа |
Комбинированная работа |
Изделие на выставку |
|
|
|
|
Изделие для спорта |
|
|
|
|
Изделие для подарка |
|
|
|
|
Изделие для коллекции |
|
|
|
|
Изделие для ярмарки |
|
|
|
|
Оценка возможных вариантов
Критерии оценки «+» 1 балл, «–» 0 баллов
- конструкционный;
- технологический;
- экономический;
- эстетический;
- экологический.
Общие правила работы в творческой группе
- Работой в группе руководит старший группы (бригадир);
- Каждый участник группы высказывает своё мнение по решаемому вопросу;
- Окончательное решение принимается большинством;
- Вежливое и уважительное отношение к каждому участнику группы и его мнению.
Примерный план презентации
- Представить одно из направлений заполненной таблицы (например, обработка древесины).
- Дать краткую характеристику одного из предлагаемых решений.
- Предоставить письменный вариант заполненной таблицы.
VI. Итог урока. Домашнее задание
- Оценка практической работы учащихся.
- Отметить лучшие работы.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут вам не только при выборе темы проекта, но и в дальнейшем при поиске нового решения или выборе оптимального варианта из нескольких имеющихся у вас.
Рефлексия.
Достигли ли цели урока? Какие трудности встретили? Чему научились? Что удалось?
Сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание.
- Подготовить обоснование выбора темы проекта.
- Оформить 1-2 страницы технического описания проекта.