Цель: обобщение и систематизация знания о классах кислородсодержащих органических соединений, подготовка к контрольной работе.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о кислородсодержащих органических соединениях изученных классов (их составе, строении, свойствах), классификации, номенклатуре.
- Уметь предсказывать характерные химические свойства изученных классов органических соединений, подтверждать их уравнениями химических реакций.
- Закрепить умения: проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; решать задачи на определение молекулярной формулы кислородсодержащих органических соединений.
Развивающие:
- Развитие: умения применять теоретические знания на практике; коммуникативных умений: работать в малых группах, в паре, индивидуально, чётко и организованно; объективно оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
Воспитательные:
- Воспитывать: интерес к химии как науке, через химический эксперимент, соблюдение ТБ при его проведении. Воспитание: самостоятельности и взаимовыручки, чувства ответственности за результаты своей работы; бережного отношения к учебному времени на уроке.
Планируемые результаты: привести в систему знания о классах изученных кислородсодержащих органических соединений. Подготовиться к контрольной работе
Тип урока: урок - обобщения знаний
Вид урока: комбинированный (выработка умений самостоятельно применять новые знания на практике.)
Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, технологии личностно-ориентированного обучения (коммуникативные, групповые, проектно-исследовательские), здоровьесберегающие.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку (с заданиями), пробирки, химические стаканы, штатив, держатель для пробирок, спиртовка, спички, на столы учащихся таблицы – план распознавания веществ.
Реактивы: растворы уксусной кислоты, фенола, этанола, глицерина, этаналя, гидроксида натрия, сульфата меди (II), лакмус фиолетовый, медная проволока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Целеполагание, мотивация урока
Итак, мы завершили изучение одного из разделов темы: «Кислородсодержащие органические соединения». На следующем уроке вам предстоит выполнение контрольной работы, цель сегодняшнего урока: обобщить и закрепить знания по основным классам изученных кислородсодержащих органических соединений.
Подготовиться к контрольной работе.
3. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
- Какие кислородсодержащие органические соединения мы уже изучили? (ответы учащихся).
- Что общего в составе молекул этих веществ?
- Чем они отличаются?
- Дайте определения понятиям «гомологи», «изомеры», «изомерия».
- Перечислите, какие виды изомерии характерны для каждого класса соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот)?
- Перечислите, какие химические реакции характерны для:
а) одноатомных, многоатомных спиртов;
б) фенолов,
в) альдегидов и кетонов,
г) карбоновых кислот?
4. Обобщение и систематизация знаний (выполнение упражнений, расчетных и экспериментальных задач)
Задание №1. Распределить по классам следующие вещества, указать их названия, общую формулу по международной номенклатуре ИЮПАК (устно, фронтальный опрос):
Задание №2. Экспериментальное решение задач (работа в малых группах, по 4 человека).
Даны 5 пронумерованных пробирок, в которых находятся растворы следующих веществ:
а). Фенол,
б). Этанол,
в). Уксусная кислота,
г). Глицерин,
д) Этаналь.
При помощи имеющихся на столах реактивов и характерных качественных реакций, распознайте выданные вещества и напишите уравнения этих реакций.
Перед выполнением эксперимента напомнить обучающимся о ТБ при работе с оборудованием, нагревательными приборами (спиртовкой), реактивами. План распознавания веществ в виде таблицы заранее распечатать, он лежит на столах, по ходу выполнения задания обучающиеся заполняют его.
|
Реактивы для распознавания |
Вывод: в пробирке № находится |
|||
Выданные вещества |
|
|
|
|
|
Фенол |
|
|
|
|
|
Этанол |
|
|
|
|
|
Уксусная кислота |
|
|
|
|
|
Глицерин |
|
|
|
|
|
Этаналь |
|
|
|
|
|
После выполнения эксперимента заслушиваются ответы учащихся, проверяется правильность написания уравнений химических реакций (4 учащихся работают у доски).
Задание №3. Решить задачу (Сначала идёт совместное обсуждение хода решения задачи, затем обучающиеся работают в парах, решают задачу):
При сгорании 7,2 г вещества образовалось 9,9 г углекислого газа и 8,1 г воды. Плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Определите молекулярную формулу вещества и дайте ему название.
(Ответ: СН3ОН метанол)
Задание №4. Составить уравнения химических реакций к цепочке превращений, указав условия их проведения: CaC2—>C2H2—>C2H5OH—>CH3-COH—>CH3-COOH—>CH3-COO-CH3
Перед выполнением задания идёт совместное обсуждение, как и при каких условиях, будут протекать реакции к данному превращению, затем идёт работа в парах по составлению уравнений реакций.
5. Итог урока
Рефлексия. Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Повторить в учебнике Рудзитиса Ф.Г. «Химия 10 класс» главы 6-7, записи в тетрадях, подготовиться к контрольной работе.