Урок-путешествие "От колодца к водопроводу" (Урок географии в 6-м классе коррекционной школы 8 вида)

Разделы: География


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: урок-путешествие.

Цель: формирование у обучающихся представления об искусственных сооружениях: колодец, водопровод.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания об образовании родника;
  • познакомить обучающихся с сооружениями для подачи воды в Древнем Египте, на Руси, историей Римского водопровода, современным водопроводом.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устную речь;
  • корригировать и развивать зрительную и слуховую память, внимание;
  • корригировать и развивать мыслительные операции: анализа и синтеза, обобщения;
  • развивать творческие способности, корригировать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, соблюдение правил пользования колодцем, водопроводом;
  • формировать культуру  бережного, экономного расходования воды в быту.

Здоровьесберегающие:

  • планировать задания урока с учётом индивидуальных возможностей учащихся;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  • следить за правильной осанкой детей.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид. Москва. Просвещение, 2018 г.

Деревянные круглые заготовки для создания макета колодца, шерстяные нитки, ножницы.

Печатная тетрадь (авторская) – Дневник путешественника (Приложение 1).

Таблички с названиями станций урока-путешествия.

Компьютер, презентация к уроку.

Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, работа в печатной тетради.

Новые понятия: шадуф, колодец, сруб, колода, водопровод, акведук, водозаборный комплекс.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие, настрой на работу)

II. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Путешественники в пути делают различные записи, отмечают интересные факты, достопримечательности. Для вас я приготовила необычную печатную тетрадь – Дневник путешественника. В нём, есть задания, рисунки. Давайте подпишем свой Дневник путешественника и далее проверим, насколько готовы вы к путешествию.
Индивидуальная работа в печатных тетрадях.

Задание 1 (на выбор обучающихся или  на усмотрение учителя, с учётом индивидуальных способностей обучающихся).

  • 1 вариант: решить кроссворд.
  • 2 вариант: разгадать ребусы, загадки.

Учитель: Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде? (Колодец.)

- Кто разгадал ребусы? (Колодец, водопровод.)

Молодцы! Всё верно. Значит, можно отправляться в путь.

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Тема нашего познавательного путешествия «От колодца к водопроводу».

Двигаться будем от станции к станции. На каждой из них будем знакомиться с полезной информацией, выполнять увлекательные задания. Будьте внимательны и осторожны. Помните правила поведения и технику безопасности в пути! Берегите знания, они пригодятся вам не только на уроках географии, истории, технологии, но и самое главное – в настоящей самостоятельной жизни.

IV. Изучение нового материала

Станция «Историческая»

(Индивидуальное сообщение обучающегося, демонстрация изображений водоподъёмных сооружений в ходе презентации)

Ученик: В III веке до н.э. в древнем Египте египтяне для подъёма воды пользовались шадуфами. Шадуф – это – водоподъёмное сооружение, похожее на обычный колодец с журавлём. Кожаное ведро привязывали верёвкой к концу длинного шеста, укреплённого на стойке таким образом, чтобы шест мог опускаться вверх и вниз. На другом конце шеста привязывался груз, который уравновешивал ведро, наполненное водой.  Водой из таких колодцев орошали поля и сады.

На Руси с давних пор колодцы сооружали в виде деревянного сруба. Принцип строительства колодца сохранился и в наши дни.

Учитель: Спасибо за сообщение.

- Какие новые термины вы запомнили из рассказа? (Обучающиеся называют: шадуф, сруб. Учитель, чётко проговаривая, записывает слова на доске).

Теперь давайте прочитаем информацию в учебнике, как именно можно построить колодец.

Работа с учебником, чтение текста с. 45 (2 абзац).

Беседа с учащимися:

- Какие части колодца мы видим на поверхности? (сруб, вал с ручкой, цепь, ведро.)

- Что такое сруб? (Стенки колодца из брёвен).

Когда подземные воды располагаются близко к поверхности, то над срубом устанавливают журавль для поднятия воды.

Под землёй находится невидимая часть колодца – это своеобразный ствол или шахта.

Работа в дневнике путешественника. Задание 2.

Задание: Впишите пропущенные слова в текст.

(Обучающиеся выполняют задание.

В Древнем Египте колодец назывался шадуф. Это длинная жердь, к которой с одной стороны привязан камень, к другой – кожаное ведро для воды.

На Руси, над колодцем ставили деревянные стены. Они называются сруб.

Учитель: Отверстие колодца обязательно закрывают крышкой. Для чего это делают? (Обучающиеся отвечают: Чтобы не попадал никакой мусор. Чтобы вода была чистой, пригодной для питья).

Известны случаи, когда во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики бросали в колодцы с водой крупинки медленно растворимых ядов или набивали колодцы трупами жителей уничтоженной деревни.

- Как вы думаете, почему враги так поступали? (Вода в колодцах становилась отравленной. Её пить было нельзя. Советские воины, мирные жители лишались источников воды.)

Сразу после освобождения деревень, колодцы тщательно чистили, обеззараживали. Воду снова можно было пить.

- Скажите, пожалуйста, какое сооружение для подачи воды чаще всего используют в настоящее время? (Водопровод)

Запись учителем термина на доске.

- Что такое водопровод? (Это система труб, которые идут от водозаборной станции до водопроводного крана.)

Один из первых появился водопровод в Древнем Риме, во II веке нашей эры. Его называли акведук.  Строили акведук вручную и очень долго.

(Демонстрация слайда с изображением акведука. Запись учителем термина на доске, обучающиеся заканчивают задание 2 в дневнике путешественника.

Учитель: В наше время водопровод выглядит иначе.

Работа с рисунком учебника с. 46, рис. 47.

Учитель: Рядом с нашей школой находится водозаборный комплекс (Демонстрация слайда). Этому предприятию почти 50 лет.

Благодаря отлаженной работе сотрудников водозаборного комплекса, население п. Новобурейского имеет возможность пить чистую воду, которая не пахнет хлоркой, не имеет примесей. Чистая, вкусная вода. Её можно пить прямо из-под крана.

В мае мы совершим с вами экскурсию на водозаборный комплекс и своими глазами увидим, как работает это сооружение.

Физминутка (Все обучающиеся встают, выполняют движения)

Все, ребята, быстро встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Учитель: Проверьте свою осанку. Спина опирается на спинку стула. Ноги – прямо, стопы – на полу. Туловище, голову, плечи держим ровно. В таком положении мы отправляемся на следующую станцию.

2 Станция «Словесная»

Работа в печатной тетради. Задание 3.

Цепочка однокоренных слов

Учитель: С уроков русского языка вы знаете о существовании однокоренных слов.  Прочитайте в дневнике путешественника цепочку однокоренных слов. Найдите общий корень.

- Что означают эти слова?  (Обсуждение).

Впишите в предложения недостающие слова.

(Учащиеся выполняют задание 3.

Колода – это толстое бревно. 

Набранная из колодца чистая, холодная, студёная, колодезная вода.

Колодезь – устаревшее название колодца.)

Рассказ учителя: В старину к колодцам относились с большим почтением. Колодезной воде приписывались целебные свойства, с нею вели долгие беседы, спрашивали совета. Странники набирали воду из колодца во фляжки и обязательно оставляли около него какую-нибудь вещь.

Считалось, что колодец – это такое место, где можно некоторое время побыть наедине с самим собой.

У каждого народа есть свои поговорки. Давайте прочитаем их и объясним смысл.

Задание 4. Чтение пословиц из Дневника путешественника, обсуждение смысла пословиц.

1.  Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Учитель: Как вы понимаете это выражение? (Обсуждение. Плевать в колодец – значит делать неприятности окружающим людям.   Это очень плохо для окружающих да и для самого себя, т.к. можно лишиться помощи, поддержки.)

2. В лес дров не возят, в колодезь воды не льют (Обсуждение. В лесу достаточно дров, в колодце – достаточно воды. Смысл пословицы заключается в том, что надо хорошо подумать, прежде чем заняться какой-то работой. Бесполезные дела – это потраченное впустую время. Время надо ценить.)

Учитель: Неслучайно мы заговорили о бережливости. Это значит, мы попадаем на 

3 станцию «Бережная» (ударение на первый слог)

Учитель: Как вы думаете, почему так называется станция? (Вода – это бесценное сокровище. Её нужно беречь).

Работа с учебником, чтение текста с.45–46.

Прочитайте правила пользования колодцем.

- Какой вывод можно сделать? (Следует беречь колодцы, не загрязнять в них воду.)

В настоящее время люди, проживающие в деревянных домах, коттеджах, устанавливают специальные насосы, которые помогают им быстро закачивать воду.

Если в доме или в школе поломался кран, капает вода, или просто кто-то из учеников забыл закрыть кран… Сколько же воды может впустую потеряться?

Вывод: Нужно бережно расходовать воду, следить за состоянием водопроводных кранов, чтобы не было утечки воды. В дневнике путешественника решите задачу.

Индивидуальная работа в печатной тетради. Задание 5.

Задача. Из неплотно закрытого крана за 10 минут вытекает 1 литр воды. Сколько воды напрасно вытечет из крана за 1 час? за 1 сутки?

(Ответ: 6 л. за час, 144 л. – за сутки).

Физминутка для развития речи

Давайте сделаем небольшую остановку и проведём физминутку для нашего языка.

Читаем медленно, вслух скороговорку (Задание 6 в Дневнике путешественника)

Водовоз вёз воду из водопровода.

Теперь глубоко вдыхаем и произносим скороговорку на одном дыхании (Проговаривание скороговорки).

Учитель: Русский народ изобретателен не только на пословицы, скороговорки.

Очень часто, можно услышать такую фразу «На сердитых воду возят».

- Почему так говорят? (Оказывается, в наше время эту поговорку говорят человеку, который гневится и сердится понапрасну.

Рассмотрите рисунок в Задании 7, в Дневнике путешественника.

В старину слово «сердитый» означало усердный, старательный. Именно таких усердных и старательных людей выбирали для тяжёлой работы – они возили воду в бочках из реки.

Таким образом, самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная, тяжёлая работа.

4 станция «Творческая»

Учитель: Вот мы и достигли станции под названием «Творческая».

Используя круглые деревянные заготовки с засечками и шерстяные нитки своими руками нужно создать модель колодца.

Напоминаю, макет – это уменьшенная копия предмета. Итак, что мы будем делать? (Мы будем создавать уменьшенную копию колодца).

- Как следует обращаться с ножницами? (Аккуратно, не махать и т.д.)

- Работать в парах надо дружно. Это поможет сэкономить время и силы.

Творческая работа в парах, группах.

После того, как все пары обучающихся выполнили задание, пролёты сруба готовы, пары объединяются в группы, соединяют элементы и получается сруб колодца.

Учитель: Пройдет время и возможно, кто-то из вас соорудит настоящий колодец. Для этого, конечно, нужно многому научиться.

Наше путешествие подошло к концу. В заключение – доброе напутствие персидского поэта Омар Хайяма.

Чтение стихотворения в печатной тетради.
Не делай зла – вернётся бумерангом, 
Не плюй в колодец – будешь воду пить, 
Не оскорбляй того, кто ниже рангом, 
А вдруг придется, что-нибудь просить. 
Не предавай друзей, их не заменишь, 
И не теряй любимых – не вернёшь, 
Не лги себе – со временем проверишь, 
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Домашнее задание: Прочитать текст учебника с. 45-46. Ответить на вопросы 1-5, с. 46.

Выполнить в Дневнике путешественника Задание 8.

VI. Рефлексия «Закончи предложение»

(ученики разбирают листочки с заготовками предложений, высказывают свои мысли).

- Наше путешествие называлось…

- Я узнал, что такое…

- Было интересно потому что….

- Я запомнил новые слова…

- Я считаю, что….

- Было трудно, когда …

- Мне захотелось ещё…

Использованная литература

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2016.

Использованные интернет-ресурсы

Ребус 1 (колодец)

  1. http://rebus1.com/pictures/287.jpg  (Колокол)
  2. http://rebus1.com/pictures/99.jpg  (Знак «Дети»)
  3. http://rebus1.com/pictures/c.gif  (Ц)

Ребус 2 (водопровод)

  1. http://rebus1.com/pictures/704.jpg  (Вода)
  2. http://rebus1.com/pictures/deti/p.gif  (П)
  3. http://rebus1.com/pictures/441.jpg (Паровоз)
  4. http://rebus1.com/pictures/etc/koma1.jpg  (Запятая)
  5. https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/06/26/14576f7b1fab64d.jpg  (Душ)

Загадки

  1. http://zagadki1.ru/zagadka/chego-v-goru-ne-vykatit-v-reshete-ne-unesti.htm (Вода)
  2. http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-kolodetc (Колодец)
  3. http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-vodoprovod/ (Водопровод)
  4. http://doklad-referat.ru/public/page_images/2540/63.jpg (Шадуф)
  5. http://egyptopedia.info/articles/obshchestvo/nauka/engineering (Статья «Водоподъёмные сооружения Древнего Египта»)
  6. http://fermatm.ru/wp-content/uploads/2010/01/d0bad0bed0bbd0bed0b4d0b5d186-390x435.jpg  (Колодец – сруб)
  7. https://uchvatovsb.livejournal.com/505839.html (Статья «Рой себе колодец». Как это делали раньше, а как сейчас.)
  8. https://socratify.net/quotes/omar-khaiiam/4003 (стихотворение Омар Хайяма)
  9. http://poslovic.ru/blog/poslovicy-o-kolodce (Пословицы о колодце)
  10. https://znanija.com/task/13232057 (Задача «Расход воды»)
  11. http://razukraska.ru/wp-content/gallery/beregivodu/beregitevodu9.gif  (Раскраска «Береги воду»)
  12. http://www.rivitalia.com/content/vodoprovody-v-drevnem-rime-zolotoi-zapas-i (Статья «Водопроводы в Древнем Риме»)
  13. https://www.google.ru/search?client=opera&q=колода+это&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8  (Значение слова «колода»)
  14. https://vseowode.ru/vidy/kolodeznaya-voda.html  (Факты о колодезной воде)
  15. https://ru.wiktionary.org/wiki/колодезь (Значение слова «колодезь»)
  16. http://one.irma-ars.ru/chto-oznachayut-nekotorye-vyrazheniya-i-pogovorki/ (Значение поговорки «На сердитых воду возят»)
  17. http://s-pb.in/images/stories/pamyatniki/personazhi/vodovoz1.jpg (Памятник Водовозу)
  18. http://skorogovo.ru/skorogovorki-na-bukvu-v/skorogovorki-vodovoz-vez-vodu-iz-pod-vodoprovoda.html   (Скороговорка)
  19. https://st2.depositphotos.com/1002053/8770/v/950/depositphotos_87709128-stock-illustration-cartoon-man-and-a-question.jpg   (Мальчик с вопросом)
  20. https://ilibrary.ru/text/3697/p.1/index.html (И.Бунин «Поэту»)
  21. http://kiddybook.ru/images/p019_1_08.png  (Головоломка-скороговорка)
  22. http://sayings.ru/proverb/riddles/img/ochep.jpg (Колодец- «журавль»)
  23. http://cdn01.ru/files/users/images/03/7b/037b72f54867348955ad9553e91d1d35.png (Колодец)
  24. http://classroomclipart.com/images/gallery/Clipart/People/boy-confused-as-to-directions-clipart-6163.jpg (Мальчик с указателем дорог)