Цели урока:
образовательная
- Обучение правописанию – Н – и – НН – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
развивающая
- Развитие понятия части речи «прилагательное»: помимо изученного ранее имени прилагательного – семантические и грамматические особенности отглагольного прилагательного;
воспитательная
- Помощь учеников, успевающих на «отлично», своим одноклассникам в процессе усвоения нового материала (работа в группах с консультантами).
Оборудование: проекция конспекта на экран; папки с распечатами конспекта у каждого ученика; книги-сборники репродукций картин художников.
Ход урока
Объяснение правила «Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени»
Опорный конспект через монитор ПК проецируется на экран. Учащиеся по мере объяснения материала учителем записывают его в тетради для опорных конспектов // либо работают с распечатками опорных конспектов в личной папке учащегося, обозначают суффиксы причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
-НН- |
|
1) Образов. от глаголов несовершенного вида Красить – крашеный пол |
1) Образов. от глаголов совершенного вида Покрасить – покрашенный пол Исключение: раненый солдат |
2) Приставка НЕ + глаголы несовершенного вида некрашеный пол Исключение: |
2) Образов. от глаголов совершенного вида + зависимые слова |
3) Сложные слова (от глаголов несовершенного вида) |
3) Сложные слова (от глаголов совершенного вида) Свежезамороженные ягоды |
4) Краткая форма (каков? какова?) Пол покрашен |
4) Наличие суффиксов – Ова – ЕВА – Ирова – Балованный ребенок |
Сразу в опорном конспекте отмечаем суффиксы причастий:
ГЛАГОЛ: – И – – ПРИЧАСТИЕ: – ЕН – / – ЕНН –
ГЛАГОЛ: – А – – ПРИЧАСТИЕ: – А – Н – / – А – НН –
Закрепление теоретического материала
1) Задание: образовать «цепочку» причастий от глаголов.
(Задание у доски выполняют по 3 ученика, успевающие по предмету на «4» и «5».
Образец на доске:
Коптить – копченая рыба – некопченая рыба – копченная в костре рыба – закопченная рыба – чайник закопчен.
Тушить, жарить, косить -
2) Работа в парах по аналогичным «цепочкам» слов.
Плести, грузить, ткать -
3) Разграничение отыменных и отглагольных прилагательных. Дифференциация орфограмм по написанию одной и двух «Н».
Для акцентирования внимания уже уставших детей целесообразно использовать проблемный вопрос:
- Какую ошибку может допустить ученик при выборе орфограммы при написании прилагательных: «Льнян…ая глажен…ая скатерть»?
Вспоминаем правила правописания одной и двух «Н» в именах прилагательных. Важно помнить о принципиально разных правилах при выборе орфограммы в имени прилагательном и в отглагольном прилагательном:
Льняная – одна «Н» в имени прилагательном в суффиксе «ЯН»;
Глаженая – одна «Н» в отглагольном прилагательном, так как оно образовано от глагола несовершенного вида (гладить).
При неверном определении части речи во втором слове невнимательный ученик может поставить «НН», объяснив свой выбор суффиксом «ЕНН» в именах прилагательных.
Еще раз вспоминаем алгоритм определения части речи:
Имена прилагательные – часть речи, обозначающая признак предмета; образованная от имени существительного (лен – льняная) – отсутствует действие – см. на суффикс.
Отглагольные прилагательные - часть речи, обозначающая признак предмета по действию, образованная от глагола (гладить – глаженая) – есть действие – см. вид глагола, зависимые слова и т.д. (см.опорный конспект).
Творческая работа в группах. МХК
Каждой группе предлагается выбрать картину из сборника, посвященного отдельному художнику (Перов, Левитан, Ренуар и т.д.) или собрание картин известного музея (Третьяковская галерея, Эрмитаж…)
Задание: По картине составить словосочетания (вид – Согласование):
Имя существительное с именем прилагательным и отглагольным прилагательным или причастием // составить текст-описание картины с использованием как отыменных, так и отглагольных прилагательных – задание может быть дифференцированным.
Обозначить суффиксы в прилагательных и причастиях, объяснить свой выбор.