Правописание Н и НН в суффиксах причастиях и отглагольных прилагательных. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: правописание «н» и «нн» в причастиях, «н» и «нн», суффикс


Цели урока:

образовательная

  • Обучение правописанию – Н – и – НН – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;

развивающая

  • Развитие понятия части речи «прилагательное»: помимо изученного ранее имени прилагательного – семантические и грамматические особенности отглагольного прилагательного;

воспитательная

  •  Помощь учеников, успевающих на «отлично», своим одноклассникам в процессе усвоения нового материала (работа в группах с консультантами).

Оборудование: проекция конспекта на экран; папки с распечатами конспекта у каждого ученика; книги-сборники репродукций картин художников.

Ход урока

Объяснение правила «Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени»

Опорный конспект через монитор ПК проецируется на экран. Учащиеся по мере объяснения материала учителем записывают его в тетради для опорных конспектов // либо работают с распечатками опорных конспектов в личной папке учащегося, обозначают суффиксы причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

-Н-

-НН-

1) Образов. от глаголов несовершенного вида

Красить – крашеный пол

1) Образов. от глаголов совершенного вида

Покрасить – покрашенный пол
Решить – решенная задача
Бросить – брошенный мяч

Исключение: раненый солдат
(Но! Раненный под Киевом солдат)

2) Приставка НЕ + глаголы несовершенного вида

некрашеный пол

Исключение:
- нежданный
- негаданный
- невиданный
- неслыханный

2) Образов. от глаголов совершенного вида + зависимые слова

-  Крашенный вчера пол

3) Сложные слова (от глаголов несовершенного вида)
 
Свежемороженые ягоды

3) Сложные слова (от глаголов совершенного вида)

Свежезамороженные ягоды

4) Краткая форма (каков? какова?)

Пол покрашен
Задача решена
Ребенок избалован

4) Наличие суффиксов – ОваЕВА Ирова

Балованный ребенок
Гранулированный кофе

Сразу в опорном конспекте отмечаем суффиксы причастий:

ГЛАГОЛ– И –                    ПРИЧАСТИЕ– ЕН – / – ЕНН –         

ГЛАГОЛ:  – А –                    ПРИЧАСТИЕ: – А – Н – / – А –  НН –

Закрепление теоретического материала

1) Задание: образовать «цепочку» причастий от глаголов.

(Задание у доски выполняют по 3 ученика, успевающие по предмету на «4» и «5».

Образец на доске:

Коптить – копченая рыба – некопченая рыба – копченная в костре рыба – закопченная рыба – чайник закопчен.

Тушить, жарить, косить -

2)  Работа в парах по аналогичным «цепочкам» слов.

Плести, грузить, ткать -

3) Разграничение отыменных и отглагольных прилагательных. Дифференциация орфограмм по написанию одной и двух «Н».

Для акцентирования внимания уже уставших детей целесообразно использовать проблемный вопрос:
­-  Какую ошибку может допустить ученик при выборе орфограммы при написании прилагательных: «Льнян…ая глажен…ая скатерть»?

Вспоминаем правила правописания одной и двух «Н» в именах прилагательных. Важно помнить о принципиально разных правилах при выборе орфограммы в имени прилагательном и в отглагольном прилагательном:

Льняная – одна «Н» в имени прилагательном в суффиксе «ЯН»;

Глаженая – одна «Н» в отглагольном прилагательном, так как оно образовано от глагола несовершенного вида (гладить).

При неверном определении части речи во втором слове невнимательный ученик может поставить «НН», объяснив свой выбор суффиксом «ЕНН» в именах прилагательных.

Еще раз вспоминаем алгоритм определения части речи:

Имена прилагательные – часть речи, обозначающая признак предмета; образованная от имени существительного (лен – льняная) – отсутствует действие – см. на суффикс.

Отглагольные прилагательные - часть речи, обозначающая признак предмета по действию, образованная от глагола (гладить – глаженая) – есть действие – см. вид глагола, зависимые слова и т.д. (см.опорный конспект).

Творческая работа в группах. МХК

Каждой группе предлагается выбрать картину из сборника, посвященного отдельному художнику (Перов, Левитан, Ренуар и т.д.) или собрание картин известного музея (Третьяковская галерея, Эрмитаж…)

Задание: По картине составить словосочетания (вид – Согласование):

Имя существительное с именем прилагательным и отглагольным прилагательным или причастием // составить текст-описание картины с использованием как отыменных, так и отглагольных прилагательных – задание может быть дифференцированным.

Обозначить суффиксы в прилагательных и причастиях, объяснить свой выбор.

Домашнее задание