Урок-игра «Пернатый спецназ ВС РФ» по теме «Координатная плоскость». 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание

Класс: 6

Ключевые слова: математика, патриотическое воспитание, технологическая карта, 6 класс, координатная плоскость, урок-игра, война и голуби, птицы-герои, урок-перевоплощение, рейтиноговая система на уроке, приёмы стратегии смыслового чтения


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Класс: 6.

Предмет: математика.

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Цели урока:

  • Обучающая цель (предметный результат): создание условий для усвоения учащимися темы «Координатная плоскость».
  • Развивающая цель (метапредметный результат): использование информации с разных учебных дисциплин; развитие у обучающихся познавательных общих регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Воспитывающая< цель (личностный результат): воспитание гражданской ответственности и любви к своей стране; ценностное отношение к истории и природе окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик будет знать: что такое координатная плоскость, квадранты, начало координат, оси абсцисс и ординат, координаты точки.
  • Ученик будет уметь: чертить координатную плоскость, определять координаты заданной точки, отмечать точки по заданным координатам.
  • Ученик получит возможность научиться: строить на координатной плоскости фигуры по заданным координатам.

Метапредметные:

Познавательные:

  • умение работать с текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
  • владение базовым понятийным аппаратом и формирование представлений о его применении в реальном мире;
  • умение применять полученные знания для решения учебных задач.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,
  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
  • определять последовательность действий,
  • вырабатывать алгоритм в выполнении заданий,
  • осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные:

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
  • умение внимательно выслушивать мнение одноклассников и аргументировано высказывать своё.

Личностные:

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • самооценка своей деятельности;
  • осознание ответственности за общее дело.

Методы обучения:

  • по внешнему признаку – урок-игра; урок-соревнование;
  • по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический;
  • по способу получения знаний – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый;
  • по способу организации контроля – фронтальный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль,
  • по системе оценивания – рейтинговая накопительная система оценивания знаний учащихся (РНС по И.О.Загашеву), которая заключается в самостоятельном суммировании учащимся набранных баллов, полученных за текущую работу на отдельных этапах урока.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Средства обучения:

  • у учителя: презентация, компьютер, проектор, маркерная или мультимедийная доска, тексты приложения 1, медали (приложение 5)
  • у школьников: тексты с заданиями (приложение 2), обыкновенные планшетные с маркером для групповой работы, салфетки.

Метапредметность: история, география, информатика, ОБЖ.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Формируемые УУД:
П.– познавательные; Р.– регулятивные; К.– коммуникативные; Л.– личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

1. Проверяет готовность к уроку. Приветствует, создаёт положительный эмоциональный настрой. Объявляет, что урок посвящён памятной дате – 25 апреля 1945 года. Спрашивает: «Знает ли кто, что это за дата?»
2. Переключает внимание с истории на математику. Предлагает назвать тему урока, которая скрыта на слайде: «Что общего имеют шахматы, карта и зал кинотеатра?
3. В помощь предлагает прослушать текст «Отважные «солдаты» Второй Мировой» (приложение 1, текст 1) и ответить на главный вопрос текста: «Что же обязательно должно содержаться в сообщении?»
4. Строит диалог:  
- Координаты. Почему во множественном числе?
- А на уроках математики координата точки задавалась одним числом.
Спрашивает: «Что это противоречие или одно другое дополняет?»

1. Проверяют наличие ручки, карандаша, линейки, тетради, учебника. Приветствуют учителя и гостей. Удивлены вопросу.
2. Пытаются выделить взаимосвязи, и испытывает затруднения.
3. Слушают текст.Отвечают на вопрос текста: «Координаты».
4. Отвечают:
- С уроков географии известно, что два числа задают координаты точки на земной поверхности: широта и долгота.
Испытывают ситуацию затруднения.

Р. – волевая саморегуляция;
К. – учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками;
Л. – самоопределение; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
П.– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1. Предлагает повторить материал по теме «Координатная прямая». Работает с инфографикой на слайде. Итак, что мы умеем:
- чертить
- отмечать
- определять ...
- применять … .
Предлагает выполнить задания:
- Как превратить эту прямую в координатную?
- Может ли быть задана координатная прямая вертикально».
Организует самооценку.
2. Создаёт проблемную ситуацию - недостаточность одной координатной прямой для определения координат лодки в море.

1. Вспоминают пройденный ранее материал и отвечают на вопросы.
- чертить координатную прямую,
- отмечать на ней точки,
- определять координаты точки,
- применять в жизненных ситуациях.
Выполняют два задания.
Оценивают себя по 1 баллу за каждое задание.
2. Испытывают ситуацию затруднения. Вычленяют части целого, выявляют взаимосвязи, различия, сопоставляют.

П.– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
Р.– контроль, коррекция; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция;
К.– владение устной и письменной речью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.
Постановка и решение проблемы
Осознание того, в чем состоит недостаточность знаний, умений, способов действий.

1. Актуализирует проблему, подводит к тому, как можно решить проблему.
2. Демонстрирует, что две пересекающиеся координатные прямые дают возможность однозначно определить место нахождения подводной лодки на всей поверхности моря.
Спрашивает: «Как называется эта фигура?». Уточняет: «А какая это плоскость? Подберите прилагательное»
Возвращает к рисунку «Что общего?»

1. Решают проблему - предлагают ввести вертикальную координатную прямую.
2. Отвечают: «Плоскость». Уточняют: «Координатная плоскость».
Формулируют тему урока: «Координатная плоскость»

П.– постановка проблемы; структурирование знаний; подведение под понятие; построение речевого высказывания;
Р.– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– владение устной и письменной речью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа, средств их реализации.

Какие цели вы для себя поставите?
1. Работа с инфографикой. Что умеем  и чему необходимо научиться?
2. Демонстрирует применение в жизни (в быту, в профессиях, на уроках).
3. Предлагает на время урока мысленно превратиться в голубей и обозначить своё согласие «взмахами крыльев».
4. Обращает внимание на голубя. Спрашивает: «А это кто?» Демонстрирует фрагмент мультфильма «Вэлиант: пернатый спецназ». Рассказывает про Мэри Экстерскую - прототип Вэлиант (приложение 1, текст 2).
5. Предлагает организовать урок в форме игры – конкурсного отбора в «Пернатый спецназ ВС РФ» и знакомит с планом и правилами конкурсного отбора. Сообщает о том, что в конце урока по набранным баллам определены участников, прошедших конкурсный отбор и выявления победители.

1.Формулируют цели урока.
2.Извлекают необходимую информацию.
3.Соглашаются мысленно превратиться в голубей, машут руками.
4.Узнают героя мультфильма (Вэлиант) и слушают рассказ учителя.
5.Соглашаются пройти конкурсный отбор в «Пернатый спецназ ВС РФ» и знакомятся с планом. Принимают условия игры.

Р.– целеполагание; умение самостоятельно определять цели своего обучения;
П.– планирование - определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов;
Л. – самоопределение.

5. Реализация построенного проекта.

Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять.

1. Предлагает изучить текст учебника, используя приём «Инсерт» (содержится на слайде).
2. Предлагает выполнить задания на понимание прочитанного (приложение 2, задания 1-4) и проверить по эталону (на слайде в презентации или приложение 3):
№1.Учит чертить координатную плоскость.
№2.Просит назвать элементы координатной плоскости.
№3.Предлагает сильному ученику продемонстрировать для всех с подробным объяснением, как отметить указанные точки на координатной плоскости. В случае затруднения учитель щёлкает по картинке с Незнайкой, по которой наглядно представляется данная информация.
Предлагает выполнить  самостоятельно в парах мини-задания от Знайки (щёлкает по картинке с его изображением).
№4. Аналогично учит, как определить координаты заданной точки.

1. Изучают текст учебника и маркируют текст по мере чтения.
2. Отвечают вместе, затем работают в парах над каждым заданием. Проверяют по эталону и оценивают себя по 1 баллу за каждое задание:
№1. Заполняют текст с пропусками.
№2. Называют элементы координатной плоскости, подписывают оси.
№3. Фронтально учатся отмечать точки на координатной плоскости, а затем в парах выполняют самостоятельно мини-задание.
№4. Аналогично учатся определять координаты заданных точек.

П.– смысловое чтение;
Р. – волевая саморегуляция; контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; достижение договоренностей и согласование общего решения;
Л. – смыслообразование.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение обучающимися нового способа действия.

1. Объявляет о переходе к практике, в которой необходимо выполнить задания (приложение 2, задания 5-7), побывав в тех ролях, в которых были голуби в реальности во время войны и выполнить проверку по эталону (приложение 3):
1 роль - РАЗВЕДЧИК. Боевая задача: добыть дополнительную информацию. Организует работу по просмотровому чтению текста из «ЯКласс» (приложение 2, задание 5) в форме игры в «Разведку». Время - 1 минута. Просит перевернуть тексты и ответьте на вопросы: «Кто это? Что это?» Организует проверку по эталону.
2 роль - «ПОДРЫВНИК». Боевая задача: очистить от мин маршрут для корабля. Организует игру в«Морской бой» (приложение 2, задание 6).Объясняет, что точки на плоскости - «морские «ежи»», чтобы её обезвредить надо подписать верную координату. Время - 1 мин. Организует проверку по эталону.
3 роль - «БОЕЦ». Боевая задача: доставить донесение и не попасть в лапы к хищнику. Организует игру «Доставка донесения» (приложение 2, задание 6)  Время - 1 мин. Организует коллективную проверку по эталону.
приложение 4

1. Соглашаются пройти практику. Работают в парах.
1 роль - РАЗВЕДЧИК. Просматривают текст и осуществляют поиск новой информации. Переворачивают листы с текстом. Отвечают на вопросы:
- Рене Декарт, Квадранты (четверти).
Определяют, какой четверти принадлежат указанные точки.
Оценивают себя – 2 балла.
2 роль - «ПОДРЫВНИК».
Подписывают координаты точек. Проверяют по образцу на экране.
Оценивают себя - 2 балла.
3 роль - «БОЕЦ».
Подписывают карточку (Имя и Ф.), отрывают её, выходят к доске и прицепляют к соответствующей точке.
Оценивают себя - 2 балла.

П.– извлечение из текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму;осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р.– оценивание правильности выполнения учебной задачи;
К.– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;
Л. – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7. Самостоятельная работа.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

1. Организует групповую самостоятельную работу на маркерных планшетах.
4 роль - «ЛЁТЧИК».
Боевая задача:
найти север
Напоминает сведения с уроков ОБЖ. Предлагает на планшетах построить созвездие Большой Медведицы. Группе, выполнившей задание, предлагает выполнить более сложное дополнительное задание. Время – 3 мин.
2. Организует коллективную проверку по эталону.

1. Выполняют самостоятельно в группах задание: строят координатную плоскость, отмечают точки по заданным координатам и соединяют их последовательно.
Более подготовленные дети выполняют дополнительное задание.
2. Проверяют по эталону. Оценивают себя - 3 балла (+2 балла).

Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками; – работа в группах и индивидуальная.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1. Для проверки достижения целей задаёт вопросы,  используя инфографику. Достигли ли мы поставленных целей?
2. Учитель предлагает выбрать ДЗ:
Базовое задание. Тест ЯКласс.
Творческое задание. Приготовьте 2 карточки:
- Нарисуйте созвездие в координатной плоскости.
- Запишите последовательно координаты всех точек.

Укажите автора работы на обоих карточках.

Исследовательское задание. Найти возможные координаты потопления английского судна, указанные в тексте «Отважные «солдаты» Второй Мировой».

1. Устанавливают достижение своих поставленных целей.
Отвечают на вопросы:
- Как начертить координатную плоскость?
- Как отметить точку с двумя координатами, например В(2;3)?
- Как определить координаты заданной точки?
- Где применяется данная тема?
2. Ученики выбирают домашнее задание.

П.– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р.
– коррекция;
К.– осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
Л.– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. Подводит итоги урока. Просит подсчитать общее количество баллов и выставить соответственно представленным критериям себе оценку.
Критерии:
12 б и более
– «5»,
9 - 11 б – «4»,
6 - 8 б – «3»,
5 и менее – «2».
Поздравляет всех, кто успешно прошёл конкурсный отбор в «Пернатый спецназ ВС РФ» и вручает медали, тем, кто набрал наибольшее количество баллов.
2. Предлагает показать своё настроение «взмахами крыльев» (плохое, хорошее, отличное).
3. Напоминает, что урок посвящён памятной дате.
- 25 апреля 1945 года состоялась знаменитая встреча союзнических войск на Эльбе.
Нам, потомкам, следует помнить и гордиться, что наша страна оказалась самой сильной в этой мировой схватке. В схватке, в которой героями, как мы сегодня поняли, были не только люди! … Спасибо за урок!

1. Подсчитывают общее количество баллов и производят оценку своей деятельности по предложенным критериям. Оценивают свою успешность в участии конкурсного отбора. Победители получают медали «Пернатый спецназ. Россия»
2. Демонстрируют своё настроение, машут руками.
3. Оценивают значимость полученных сведений.

Р. – волевая саморегуляция; – контроль результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности;
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Источники

Текст.

  1. Птицы герои - http://smolbattle.ru/threads/Птицы-герои.28502/
  2. Крылатые герои. Посвящение почтовым голубям - https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pirouette/934288.html
  3. У голубя Вэлиант был прототип? - https://www.spb.kp.ru/daily/24164/377341/
  4. «Якласс», 6 класс, тема «Координатная плоскость» - http://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass/ratcionalnye-chisla-13871/koordinaty-koordinatnaia-ploskost-koordinaty-tochki-13639/re-430d7326-0d75-436a-a0ed-569be245d658

 

Видео и Графика.

1. Эпизоды из мультфильма «Вэлиант: пернатый спецназ»