Использование пословиц и поговорок на уроках гуманитарного цикла как средство воспитания и развития личности младшего школьника

Разделы: Литература, Начальная школа


В.И.Даль говорил, что пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Многие учёные изучали пословицы и поговорки, пожалуй, самый любопытный жанр фольклора, но во многом они так и остались непонятыми и загадочными. Несомненная ценность и уникальность пословиц и поговорок в том, что эти народные изречения выражали мнение не отдельных людей, а народную оценку. В них нашёл отражение духовный облик народа, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. И суждения эти были проверены многовековым опытом и знаниями народа. Народ шлифовал и гранил пословицы и поговорки, как драгоценные камни, отсекал всё лишнее и не имеющее значение. Всё, что было не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживалось и отсеивалось.

Переходя из века в век, из поколения в поколение, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Они, как заповеди, регулирующие жизнь каждого простого человека. К ним народ пришёл через вековой опыт, поэтому из каждой пословицы и поговорки следует вывод, который полезно принять к сведению, несмотря на то, что вывод этот не всегда бывает назидательным; но он, несомненно, всегда поучителен.

Проходило время, менялась жизнь, с нею вместе менялись пословицы и поговорки. Забывались старые , появлялись новые, но оседало, бесспорно, ценное, имеющее значение для следующих эпох. Часть пословиц и поговорок, теряя свой первоначальный, прямой смысл, приобретала новое, переносное значение, что способствовало их широкому распространению и долголетию.

О чём бы ни говорилось в пословицах и поговорках - это всегда обобщение, образное отражение действительности, эстетическая оценка разнообразных явлений жизни. Обобщение меткое, яркое, передаваемое из рода в род, из семьи в семью. Народ использовал пословицы и поговорки для передачи традиций, правил, принципов, для воспитания детей. Детская память не хранит долгих и заумных нравоучений и проповедей, как бы правильны и полезны они не были, но в разных жизненных ситуациях вдруг высветит короткие точные формулы вечных житейских истин, мудрости народной, проверенной веками и поколениями. И лучше всяких нравоучений смогут они поддержать, подбодрить, предостеречь, примирить и наставить.

Именно поэтому в процессе обучения в начальной школе учителю так важно уделить должное внимание пословицам и поговоркам. Удаётся это, к сожалению, не всегда. Необходимо помочь детям осознать важность и, главное, актуальность моральных ценностей, которые заложены в пословицах и поговорках. Нужно научить детей связывать смысл литературных произведений, изучаемых в курсе чтения и внеклассного чтения, с мудростью пословиц и поговорок. Важно, чтобы дети убедились, что опыт народа,  складывавшийся веками, имеет место и значение и в современной жизни. Ведь нравственные позиции человека, по сути своей, остаются неизменными, хотя и испытывают сильное влияние норм социума и условий жизни.

Работать с пословицами и поговорками можно на всех уроках гуманитарного цикла; влияние их на формирование нравственного и духовного мира наших детей несомненно, а возможности использования на всех уроках гуманитарного да и не только гуманитарного) довольно широкие.

Работа над пословицами и поговорками на уроках гуманитарного цикла важна для осмысления специфики словесного искусства,  расширения и обогащения словарного запаса учащихся, развития мышления ребёнка путём анализа смысла пословиц. Эта работа играет немаловажную роль в формировании системы нравственных  ценностей детей. Такая работа, кропотливо и неустанно проводимая с младшими школьниками, повышает уровень воспитанности, сознательности, трудолюбия.
В условиях работы в «Британской международной школе» особенно актуально особое отношение к патриотизму, сохранению своей самобытности и духовного потенциала. Став патриотом своей малой родины, можно стать гражданином мира и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Тема изучения пословиц и поговорок  требует дальнейших  непрерывающихся разработок, так как является обобщением сведений, накопленных наукой в изучении системы ценностей. Это отличное подспорье для изучения культуры других народов и взаимопроникновения разных культур друг в друга.

К сожалению,  мне не  первой приходится отмечать катастрофическое падение уровня владения словесным наследием современных учеников. Дети затрудняются определить и понять лексическое значение не то чтобы, устаревших слов, а современных, но незнакомых слов. Дети читают мало, их словарный запас скуден, речь засорена словами-паразитами и пр., пр. Отмечается прогрессирующее падение уровня культуры общения в обществе. Бесконечные скандальные события, которые обсуждаются в Интернете и на экранах телевизоров, употребление ненормативной лексики, мультфильмы, напичканные ругательствами и обзывательствами.  Но цель моей статьи не обличать, а показать важность моей работы, которую я провожу со своими учениками.

На протяжении уже нескольких десятилетий мною ведётся работа по изучению пословиц и поговорок, влиянию их на воспитание ребёнка, приобщение детей к истокам народной мудрости.

Ещё в далёком 2002 году в рамках ХI Международных образовательных чтений был проведён открытый урок - исследование « Слово - как предмет познания и удивления».

С 2003 года я работаю в НОЧУ «Британская международная школа», где взаимодействие двух культур тесно переплетаются и изучение корней  духовной культуры своей страны и Великобритании становится актуальным  и политически обоснованным.

Методическая тема оформилась как «Работа с текстами устного народного творчества на уроках гуманитарного цикла с целью ознакомления учащихся с взаимодействиями культур». Результатом кропотливой работы стал проект «Колобок и The Giengerbread Man», занявший первое место в районном туре конкурса творческих работ по информационным технологиям ЮЗАО и был отмечен авторитетным жюри на Всероссийской Научной конференции. Таких проектов было ещё очень много, и все они отмечены наградами и дипломами.

Но основная цель работы – убедить подрастающее поколение в необходимости чтения как такового и чтения изучения фольклорных произведений, как необходимого опыта в социуме.

Так, знакомясь с баснями И.А.Крылова, родилась идея связать мораль басни с пословицами, получив подтверждение незыблемости нравственного развития; проверить, насколько актуальны персонажи басен, их проблемы и недостатки в современном мире.

Басня – краткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделённые теми или иными человеческими качествами.  И хотя басенное повествование не обличает открыто пороки, т.е. имеет иносказательный смысл, это не противоречит нравоучительному характеру.

Басни И.А.Крылова написаны таким ярким, образным и метким языком, что похожи на народное творчество. Образы их знакомы  и привычны, сюжеты повседневны. Большая часть произведений Крылова совершенно оригинальна, хотя он переводил много басен Эзопа и Лафонтена. Множество басен написаны на «злобу дня», связаны с конкретными историческими событиями, но не потерявшие актуальности и ныне. Пороки человеческие Крылов искоренял смехом, высмеивая жадность, глупость, невежество, чванливость…

Отождествляя людей с животными, Крылов во многом наследовал традиции своих предшественников; но не подражал – в  этом и состоит мастерство баснописца.
Басни Крылова были настолько приняты народом, что его литературные фразы, идеи и образы становились пословицами и поговорками – не это ли свидетельство народной любви и признания.

В баснях И.А.Крылова мы видим взаимообратный процесс. С одной стороны, баснописец широко использует в своих баснях пословицы и поговорки, которые буквально растворяются в произведении; с другой стороны, многие выражения из басен Крылова уже стали восприниматься как пословицы и поговорки: «А Васька слушает да ест», «А ларчик просто открывался», «Когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдёт», «Слона-то я и не приметил» .. Всё это говорит о том, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи и внёс вклад в формирование русского литературного языка.
Басни И.А.Крылова – совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку. Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и невежества.

Каждый выпуск осуществляет проект-исследование «Мудрость басни - мудрость народной пословицы». Результатами исследований учащиеся делятся  на различных образовательных платформах, включая международные мероприятия.

На уроках литературного чтения мы читаем басни. Дети узнают, что такое мораль басни, учатся определять мораль читаемой басни, учимся определять ради чего написана басни. Дети пробуют соотнести описанные события с действительностью; пробуют сочинить свои примеры, где можно применить мораль басни. Сначала это скромные рассказики из двух-трёх предложений.

Акцентируем внимание на том, что именно высмеял И.А.Крылов. Вспоминаем, что пословица – тоже произведение, в котором есть нравоучительный смысл, веками накопленная народная мудрость.

И далее строим работу над изучением басни с одновременным поиском нужной пословицы. Выходит, что мораль басни вполне можно заменить, усилить пословицей. Детей очень увлекает такая работа. Дети используют «Толковый словарь» Даля, выписывают разъяснения непонятных слов. Выискивают и запоминают пословицы, редко употребляемые в современной жизни. Работа ведется непрерывно и кропотливо.

Попутными бонусами являлось непрерывное обогащение словарного запаса учеников. Каждый ученик готовил презентацию, выступал с её защитой. Разумеется, необходимые навыки выразительного чтения отрабатывались с большим восторгом и читали басни наизусть дети намного ярче и эмоциональнее. Ведь материал был изучен и пропущен сквозь сердце. Речь детей стала несоизмеримо грамотнее и выразительнее. Ведь общаясь друг с другом, дети использовали и пословицы и цитаты великого Крылова.

Конечно, невозможно описать каждый урок, невозможно передать накал эмоций при работе, но хотя бы некоторые приёмы работы я осмелюсь предложить.

1. Прочитай пословицы. Чему учат эти пословицы? Попробуй соотнести пословицы с баснями

  • Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
  • Федюшке дали денежку, а он алтын просит.
  • Стоит по горло в воде, а пить просит.
  • Какова Маланья, таково ей поминанье.
  • Около чего потрёшься, того и наберёшься.
  • Про горького Егорку и песню поют горькую.
  • Всякого слушать, так ни в гостях, ни дома ни кушать.
  • От свиньи визгу много да шерсти нет.
  • Овце с волками худо жить.

Примерный перечень басен, которые можно использовать в этом задании: «Скворец», «Волк на псарне», «Квартет», « Лягушка и Вол», «Обоз», «Две бочки», «Лебедь, щука и рак».

2. Соотнеси пословицу и басню

БАСНЯ

ПОСЛОВИЦА

Синица

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Ворона и Лисица

Кто чужого желает, скоро своё утратит.

Слон и Моська

На час ума не станет, а на век дураком прослывёшь.

Зеркало и Обезьяна

И дурак праздники знает, да будней не помнит.

Мартышка и Очки

Птицу кормом ,а человека словом обманывают.

Стрекоза и Муравей

Хоть денег ни гроша, зато слава хороша.

Свинья Под Дубом

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Собачья дружба

Дорожка вместе, табачок пополам.

Кукушка и Петух

У Фили пили, да Филю и побили!

Скворец

Похвали-ка ты меня, а там и ятебя похвалю.

3. Вставь пропущенные слова в текст басни

1.

___________________, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в __________________ с ним сравняться:
Она  __________________ была.

2.

И нечему дивиться:
Как  ___________________  с ________________ дружиться?

3.

Да _______________ рвётся в облака, __________ пятится назад,
А ________________ тянет в воду.

4.

Свинья под дубом вековым
Наелась _________________ досыта, до отвала.

5.

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за _____________________ ?
Какие у неё ________________ и  _________________ !

6.

По улицам ____________________ водили,
Как видно напоказ-
Известно, что __________________ в __________________ у нас, -
Так за __________________ толпы __________________ ходили.

7.

______________________ с похвал вскружилась голова..

4. Определи и укажи название басни по её морали

1.

Течь слабая, и та
В минуту унята;
А остальное – клевета ( _______________ )

2.

Нередко у людей то ж самое бывает,
Коль мелкий плут
Большому подражает:
Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. ( _______________ )

3.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( ___________ )

4.

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. ( ____________)

В завершение своей статьи, хочу подчеркнуть, что работа с пословицами и поговорками актуальна и востребована в обучении младших школьников.

Цель заданий и упражнений – помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках. Чем глубже школьники проникают в образное обобщение художественного произведения, тем больше они оценивают любую речь в смысловом и выразительном отношении.

Приобщая учеников к восприятию пословиц и поговорок как литературного жанра, включая их в предметы гуманитарного цикла, я ставила задачу развивать нравственные качества личности.

Наш ученик входит в мир общечеловеческих ценностей и стремится быть достойным Гражданином Мира.