Визуализация информационных моделей. 11-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 11


2 урока

Цели урока:

  • Обучающая – отработать навыки создания различных видов визуального представления информационных моделей, стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебным предметам в целом, систематизированные представления об основных понятиях, связанных с развитием современных информационных технологий, использование умение использовать Интернет-источники для решения поставленных задач (учебных вопросов).
  • Развивающая – привить навыки чёткого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основных терминов; способствовать становлению умения решать поставленные задачи для достижения целей урока; способствовать формированию навыков по содержанию, оформлению и выполнению проекта.
  • Воспитательная – формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития техники и науки; навыки сотрудничества со сверстниками в проектной деятельности;

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок реализации проект.

Метод обучения: совместный проект.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, исследовательский.

Технология: интерактивного обучения.

Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, презентация задания, закрепление приобретенных навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, операционная система Windows, пакет MS Office, проектор, карточки с заданием, доступ в Интернет.

Тема проекта: Визуализация информационных моделей.

Продукт проекта: Виртуальная газета.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Слова учителя: На протяжении своей истории человечество использовало различные способы для создания информационных моделей. Первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков. В настоящее время информационные модели строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

Формализация - это процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.

В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется.

В описательной информационной модели отображают объекты, процессы и явления качественно, т.е. не используя количественных характеристик.

Визуализация - общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы, пространственных соотношений между объектами - чертежи, моделей электрических цепей, диаграммы.

Визуализация формальных моделей с помощью анимации может отображаться динамика процесса.

В настоящее время широкое распространение получили компьютерные визуальные модели.

В таких моделях исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменение в поведении модели.

В современных ИКТ широко применяются следующие направления визуализации: Диаграммы различных видов, Интеллект-карты (mind maps), Диаграммы Ганта, «Ленты времени»

Слова учителя: «Я предлагаю вам стать участниками проекта по созданию виртуальной газеты «Визуализация информационных моделей», в которой мы отразим системные подходы в моделировании.

В случае возникновения затруднений оказывается консультация учителя.

III. Выполнение практической работы (часть 1) (30-35 мин)

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание, и учащиеся выполняют его на компьютере.

В каждой группе происходит распределите обязанностей: подбор текстовой информации, фото для создания презентации и для размещения в виртуальной газете, алгоритм создания той или иной визуальной информационной модели.

Используются критерии оформления презентации.

Оформление презентации для выступления.

Заполнение таблицы продвижения над проектом.

IV. Презентация работы. (15 мин)

Все презентации  при помощи проектора проецируются на доску.

Представители групп по очереди презентуют свою работу, построив свой ответ следующим образом:

  1. Типы диаграммы, Интеллект-карты (mind maps), Диаграммы Ганта, «Ленты времени» ( одно из направлений).
  2. Основные характеристики,
  3. Области применения
  4. Плюсы и минусы в использовании
  5. Построенный пример.

V. Выполнение практической работы (задание 2)

Слова учителя: Наш проект называется “Виртуальная газета”. Наш необходимо создать “общий” продукт, который бы пригодился в дальнейшем. Предлагаю вам создать виртуальную газету «Визуализация информационных моделей». Мы будем использовать сервис WikiWall.

Инструкция учителя по использованию сервиса: (2 мин).Учитель на примере показывает, как зайти на данный сервис, что можно сделать с помощью данного сервиса, какие материалы там можно размещать. Определение объема информации для размещения в сервисе.

VI. Работа в группе над общей виртуальной газетой (15 мин)

Защита проекта (5 мин) Выступление групп: 1–2 представителя группы выступают с сообщением о внесении интересных данных в общий проект. Остальные участники групп внимательно слушают и оценивают с помощью листа взаимооценки и используя критерии оценки выступления.

VII. Итоговая рефлексия (2 мин)

После завершения процесса работы над проектом ребята оценивают свое состояние, свои эмоции; анализируют свою активность, выявляют “пробелы”.

Учитель: Ответьте на вопросы:

  1. Понравилось ли работать в группе?
  2. Могли бы Вы справиться с заданием самостоятельно, в одиночку?
  3. Какие знания пригодились при выполнении задания?
  4. Что нового для себя узнали?

Ученики обмениваются своими идеями, анализируют собственные успехи и недочёты, сообщают о приобретённых в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку 21-го века.

Дидактические материалы проекта

  1. Таблица продвижения над проектом
  2. Критерии оценивания мультимедийных презентаций
  3. Инструкция для работы в виртуальной газете Wiki Wall (видеоинструкция, инструкция)
  4. Критерии оценки выступления
  5. Лист взаимооценивания одноклассников