Пояснительная записка
Методическая разработка урока составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования. При составлении урока учтены основные идеи Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Класс: 8
Учебно-методический комплект: «Алгебра 8 класс» : Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; Издательство: Просвещение, 2016 г.
Раздел программы: глава IV «Неравенства» параграф 10 «Числовые неравенства и их свойства»» п.28 «Числовые неравенства».
Оборудование:
- учитель: ИКТ, технологическая карта с заданиями и оценочным листом, задания в парах на карточке, магниты.
- ученик: учебные принадлежности: карандаш, ручка, тетрадь.
Тема урока: Числовые неравенства
Цели и задачи урока (планируемые результаты):
Цель деятельности педагога: создать условия для осознанного усвоения учащимися понятие числового неравенства и применение его при доказательстве неравенств, повысить уровень осмысления учащимися изученного материала через различные учебные задания.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение использовать данное определение для сравнения чисел и доказательства неравенств;
- Личностные: ориентация учащегося на понимание причин успеха в учебной деятельности, стремление к улучшению результата за счёт самоанализа своей деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать будущие учебные действия.
- Познавательные: развитие логического мышления, умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- Коммуникативные: Развивать умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог.
Задачи урока:
- повторить правила сравнения чисел;
- продолжить совершенствовать навыки применения формул сокращенного умножения;
- вывести определение (правило) сравнения чисел и буквенных выражений;
- Закрепить правило при решении задач из ОГЭ
- Проверить степень усвоения учащимися учебного материала. Развивать умения, навыков самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок-исследование.
Методы – беседа, создания ситуации успеха, контроля и самоконтроля.
Формы – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
2. Обоснование выбора образовательной технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо заключается в умениианализировать полученную информацию с позиции логики, применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, развитие мыслительных навыков, работать самостоятельно.
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Содержание урока |
Формируемые УУД (пояснения) |
|
I. Мотивационно-целевой этап |
||||
Приветствие учащихся. |
Слушают учителя, настраиваются на работу. |
Организация внимания, настрой на урок. |
Личностные: |
|
Учитель предлагает разгадать анаграмму и узнать тему урока, далее ведет беседу о понятии, с которым встречались ранее. |
Учащиеся разгадывают анаграмму и узнают тему урока, отвечают на вопросы и заполняют технологическую карту урока. У доски 1 учащийся выполняет эти же задания «по секрету» на откидной доске. |
Тема урока – разгадайте анаграмму и вы узнаете тему урока. Что такое неравенство? |
||
Учитель предлагает заполнить оценочный лист по итогам устной работы (самооценка). Критерии оценивания обговариваются коллективно | Проводится самооценка учащихся по выполненной работе по критериям, указанным в технологической карте | После выполнения задания учащиеся проверяют по ответам на доске, если допущена ошибка, объясняют и рассказывают правило сравнения чисел. Учащиеся проводят самооценку по выполнению домашнего задания – каждый правильный ответ – 1 балл (правильное решение и номер правила). Максимальное количество баллов – 10. Приложение 1. |
||
Предлагает рассказать исторические факты по истории развития неравенства |
Один учащийся выступает с сообщением об истории сравнения чисел (сообщение для данного урока предложено заранее) |
История развития неравенств и их систем тесно связана с историей развития уравнений и систем уравнений. Знаки неравенств «>», «<» впервые лишь в XVII в., но понятие неравенства, как и понятие равенства, возникло в глубокой древности. В развитие математической мысли без сравнения величин, без понятий «больше» и «меньше» нельзя было дойти до понятия равенства, тождества, уравнения. |
||
Подводит учащихся к формированию проблемы, цели и задач урока. |
Учащиеся формулируют цель, учитель дополняет |
Все ли правила сравнения чисел, фигур мы вспомнили? Сколько их? В математике существует ОДНО универсальное правило сравнения чисел. Может быть кто-то его уже знает? Если нет, то хотели бы вы его узнать? |
||
II. Процессуальный этап |
||||
Актуализация опорных знаний – 1 мин |
Выполняют вычитание чисел и проговаривают соответствующее правило |
Итак, с целями определились. Я предлагаю вам провести исследование и самим вывести данное правило, но прежде для работы нам понадобится вспомнить правила вычитания чисел. |
Личностные: |
|
Учитель предлагает провести исследование, в результате которого и будет указанное правило. |
Работают в технологической карте. Проверяют свой результат с эталоном (на слайде). по итогам каждого из трех заданий, по желанию учащиеся проговаривают свои наблюдения. |
В технологической карте представлены задания, по итогам каждого задания 1-3 вы делаете свой вывод и сравниваете с эталоном (на слайде). Приложение 1. |
||
Учитель по итогам работы задает вопросы наводящие на введение нового понятия. -5 мин |
В технологической карте выполняют задания и делают соответствующий вывод |
Задание 4. Сформулируйте определение числового неравенства и обратное утверждение. (по желанию учащиеся отвечают на вопрос устно). Приложение 1. Распределите между собой роли: «Ученик», «Учитель» и по памяти расскажите друг другу определение числового неравенства и алгоритм сравнения чисел. Приложение 1. Критерии оценивания: |
||
Динамическая пауза – 1 мин |
Учащиеся отвечая на вопросы поворачиваются в ту сторону, где находятся ответы (ответы прикреплены на стенах) |
Вокруг вас на стенах кабинета есть необычные карточки. Поворачиваясь вокруг себя, найдите ответы, преобразуйте выражения, применяя формулы сокращенного умножения |
||
Первичное закрепление - 1 мин |
Выполняют задание устно, оценивают свой уровень первичного усвоения темы. |
Сравните числа а и в, если а–в=0,09 а–в=0, а–в=–4,5 Известно, что а. Каким числом может выражаться их разность? а) 5;б) -3,72; в) 0 Учащиеся оценивают себя |
||
Фронтальная работа. Учитель знакомит с заданиями по данной теме, встречающимися в ОГЭ |
Учащиеся предлагают свои варианты решения, идет обсуждение |
Выполните сравнение чисел с помощью координатной прямой, учащиеся доказывают выбор правильного ответа На координатной прямой отмечено число. Какое из утверждений относительно этого числа является верным? В ответе укажите номер правильного варианта.
Ответ: 3, т.к. -5< a <-4, 2- (отрицательное число) = 2+положительное = положительное На координатной прямой отмечены числа a, b, и c. Какая из разностей положительная |
||
Учитель предлагает у доски совместно выполнить задания – 2 человека |
Совместная работа у доски с проговариванием алгоритма сравнения чисел и выражений |
Сегодня на уроке мы не только будем сравнивать числа, но и алгебраические выражения, по общему алгоритму. Дайте определение алгебраического выражения. 2. Сравнить разность с 0: 8>0 Вывод: данное неравенство верно при любых х, так как разность число положительное, следовательно, первое выражение больше второго выражения. Задание 2. Докажите неравенство: (5х-1)(5х+1)<25х2+2, 1. Найдем разность выражений: 25х2–1– 25х2–2=–3, 2. Сравнить разность с 0: -3<0 Вывод: данное неравенство верно при любых х, так как разность число отрицательное, следовательно, первое выражение меньше второго выражения. |
||
Учитель предлагает выполнить разноуровневую самостоятельную работу (3-4-e варианты для более подготовленных учащихся) -5 мин. Индивидуальная работа. |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проверяют по ответам на слайде. Учащиеся оценивают себя по результатам работы. |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проверяют по ответам на экране и оценивают себя по результатам работы. Приложение 2. |
||
Организация учителем анализа допущенных ошибок |
Учащимися осуществляется рефлексия: что мне надо сделать и повторить, чтобы закрепить результат или не допускать ошибок. |
Проведён анализ результатов работы. Осуществлена рефлексия: что мне надо сделать и повторить, чтобы закрепить результат или не допускать ошибок. |
||
III. Рефлексивно-оценочный этап |
||||
Учителем организуется рефлексия посредством |
Участвуют в обсуждении. - 3 мин |
Вернемся в начало урока и постараемся ответить на вопросы: |
Личностные: |
|
Учитель задаёт домашнее задание на дом, комментирует его. |
Учащиеся записывают домашнее задание согласно уровню сложности, который они хотели бы выполнить. |
Домашнее задание. |
||
По окончанию урока учитель благодарит детей за интересную работу и предлагает ответить на вопросы. |
Учащиеся отвечают на вопросы в технологической карте |
1. Трудным ли для тебя был материал урока? |
Список литературы
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, под ред. С.А.Теляковского «Алгебра. 8 класс» учебник, Москва «Просвещение», 2017.
- Лекции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов». О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.
- А.П. Ершова, В.В.Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 8 класса», Москва «Илекса». 2015.
- В.В. Черноруцкий «Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 8 класс», Москва «ВАКО», 2012.
- И.В. Ященко, О.А.Виноградова, Г.И.Вольфсон «Математика. ВПР. 6 класс. Типовые задания» Москва «Экзамен», 2018.