В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особенно важно помочь социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи педагога по социализации воспитанников.
- Формирование у ребенка способности к выполнению заданных социальных ролей;
- Формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявления доброты, внимания заботы, помощи , милосердия;
- Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы потребности; замечать изменения их настроения, эмоционального состояния;
- Развитие способности ребенка к решению различных проблемных ситуаций;
- Приучение к анализу своих собственных действий, поведения;
- Воспитание способности к самоопределению в социуме.
Высокоэффективными методиками по социализации детей с ОВЗ являются психотерапии творчеством и играми. Это арттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия, терапия творческим увлечением физкультурой и спортом, интеллектуальными играми, терапия литературным творчеством, терапия музыкальным творчеством, и др.
Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому, интеллектуальному досугу.
Для того, чтобы игра прошла успешно и интересно, необходимо проведение большой подготовительной работы. Планирование игры начинается с выбора темы игры, которая чаще всего вытекает из определения проблем, определяющихся в процессе проведения организованной образовательной деятельности. И начать эту работу необходимо с определения целей и задач игры.
Задачи интеллектуально-познавательных игр.
- Развитие творческих способностей;
- Развитие любознательности и познавательного интереса;
- Развитие художественно-эстетического вкуса;
- Развитие умения применять на практике полученные знания;
- Воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
- Развитие коммуникационных способностей;
- Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.
Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы задания были на ранее полученных знаниях, т.к. успех в игре — обязательное условие.
При разработке интеллектуально-познавательных игр необходимо учитывать:
- Объем фактических знаний;
- Сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы;
- Уровень интеллектуального развития;
- Тип внимания, памяти, темперамента;
- Состояние здоровья.
Интеллектуально-познавательные игры проводятся в нашем детском саду достаточно часто и пользуются большой популярностью среди детей и их родителей.
Анализируя прошедшие игры и внося новые изменения в форму проведения, мы пытаемся максимально учитывать особенности детей с ОВЗ по зрению, создавать комфортную максимально удобную атмосферу для интеллектуальной деятельности, обеспечивать смену видов деятельности в процессе конкурсных испытаний, снимать эмоциональное напряжение. Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь, сколько бы ни повторялась игра, она каждый раз проходит по-новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости.
Нами были разработаны удобные таблицы, где отражен весь материал необходимый для проведения данного мероприятия. Интеллектуально-познавательная игра состоит из нескольких этапов (конкурсы, туры, раунды). Каждый этап проводится по правилам и обязательно оценивается.
Пример: Таблица игры «Город Северодвинск»
Пример: Таблица игры «Мир природы»
Материал в таблице рассчитан на участие детей, находящихся в команде, болельщиков и родителей детей той и другой команды. Для удобства и наглядности использована различная цветовая гамма.
Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна детям и поможет им адаптироваться в современном социуме.
Список использованной литературы.
- Бианки В.В. «Лесные домишки». (сборник). Издательство: «АСТ», «Астрель», «ВКТ» - 2010.
- Бианки В.В. «Лесные домишки». (сборник). Издательство: «Команда А», «Акварель» - 2013.
- Детская энциклопедия: «Почемучка». АСТ. - 2005.
- Житков Б. «Рассказы о животных» - 1989.
- Киплинг Р Сказки и рассказы о животных». Издательство: « Современная школа» - 2011.
- Свечников В. Детская энциклопедия.- «Времена года» - 2016.
- Трутнева Е. «Грибы» - 2012.
- Остроченко М.М., Остроченко А.М. Северодвинск — город корабелов. — Северодвинск: Северная неделя, 1995. - 80 с.
- Книга Памяти. Северодвинск 1995. Редакционная коллегия: Н.Н.Кочуров (редактор), И.П.Кирсанов, Н.Г.Лютикова, К.И.Румянцев, О.Б.Химаныч, Л.И.Черняева, А.Д.Юдин.
Использованные материалы и интернет-ресурсы
- Просмотр мультфильмов «Золотая коллекция»: «Мама для мамонтенка», «Винни-пух», «Песня львенка и черепахи» - советские рисованные мультфильмы студии ТО «Экран». - 1981.