Социализация детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению посредством интеллектуально-познавательных игр

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особенно важно помочь социализироваться детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи педагога по социализации воспитанников.

  • Формирование у ребенка способности к выполнению заданных социальных ролей;
  • Формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявления доброты, внимания заботы, помощи , милосердия;
  • Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы потребности; замечать изменения их настроения, эмоционального состояния;
  • Развитие способности ребенка к решению различных проблемных ситуаций;
  • Приучение к анализу своих собственных действий, поведения;
  • Воспитание способности к самоопределению в социуме.

Высокоэффективными методиками по социализации детей с ОВЗ являются психотерапии творчеством и играми. Это арттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия, терапия творческим увлечением физкультурой и спортом, интеллектуальными играми, терапия литературным творчеством, терапия музыкальным творчеством, и др.

Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому, интеллектуальному досугу.

Для того, чтобы игра прошла успешно и интересно, необходимо проведение большой подготовительной работы. Планирование игры начинается с выбора темы игры, которая чаще всего вытекает из определения проблем, определяющихся в процессе проведения организованной образовательной деятельности. И начать эту работу необходимо с определения целей и задач игры.

Задачи интеллектуально-познавательных игр.

  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие любознательности и познавательного интереса;
  • Развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Развитие умения применять на практике полученные знания;
  • Воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
  • Развитие коммуникационных способностей;
  • Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы задания были на ранее полученных знаниях, т.к. успех в игре — обязательное условие.

При разработке интеллектуально-познавательных игр необходимо учитывать:

  • Объем фактических знаний;
  • Сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы;
  • Уровень интеллектуального развития;
  • Тип внимания, памяти, темперамента;
  • Состояние здоровья.

Интеллектуально-познавательные игры проводятся в нашем детском саду достаточно часто и пользуются большой популярностью среди детей и их родителей.

Анализируя прошедшие игры и внося новые изменения в форму проведения, мы пытаемся максимально учитывать особенности детей с ОВЗ по зрению, создавать комфортную максимально удобную атмосферу для интеллектуальной деятельности, обеспечивать смену видов деятельности в процессе конкурсных испытаний, снимать эмоциональное напряжение. Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь, сколько бы ни повторялась игра, она каждый раз проходит по-новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости.

Нами были разработаны удобные таблицы, где отражен весь материал необходимый для проведения данного мероприятия. Интеллектуально-познавательная игра состоит из нескольких этапов (конкурсы, туры, раунды). Каждый этап проводится по правилам и обязательно оценивается.

Пример: Таблица игры «Город Северодвинск»

Пример: Таблица игры «Мир природы»

Материал  в таблице рассчитан на участие  детей, находящихся в команде, болельщиков и родителей детей той и другой команды. Для удобства и наглядности использована различная цветовая гамма.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна детям и поможет им адаптироваться в современном социуме.

Список использованной литературы.

  1. Бианки В.В. «Лесные домишки». (сборник). Издательство: «АСТ», «Астрель», «ВКТ» - 2010.
  2. Бианки В.В. «Лесные домишки». (сборник). Издательство: «Команда А», «Акварель» - 2013.
  3. Детская энциклопедия: «Почемучка».  АСТ. - 2005.
  4. Житков Б. «Рассказы о животных» - 1989.
  5. Киплинг Р Сказки и рассказы о животных». Издательство: « Современная школа» - 2011.
  6. Свечников В. Детская энциклопедия.- «Времена года» - 2016.
  7. Трутнева Е. «Грибы» - 2012.
  8. Остроченко М.М., Остроченко А.М. Северодвинск — город корабелов. — Северодвинск: Северная неделя, 1995. - 80 с.
  9. Книга Памяти. Северодвинск 1995. Редакционная коллегия: Н.Н.Кочуров (редактор), И.П.Кирсанов, Н.Г.Лютикова, К.И.Румянцев, О.Б.Химаныч, Л.И.Черняева, А.Д.Юдин.

Использованные материалы и интернет-ресурсы

  1. Просмотр мультфильмов «Золотая коллекция»: «Мама для мамонтенка», «Винни-пух», «Песня львенка и черепахи» - советские рисованные мультфильмы студии ТО «Экран». - 1981.