Урок русского языка "Фонетика. Изменение звуков в потоке речи" в рамках технологии деятельностного метода

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, фонетика


Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Содержательная цель: формировать способность к рефлексии, умение фиксировать собственное затруднение в деятельности, выявление ее причины, построение проекта выхода из него и реализация этого проекта.

Деятельностная цель: Создать условия, при которых ученики научатся отличать письменную речь от устной, оперируя такими понятиями, как «звуки», «буквы», «графика», «фонетика», «слабая позиция», «сильная позиция», «орфограмма», «транскрипция» (т.е. знания известных орфограмм ученики рассматривают с позиции лингвистич. теории)

Тип урока: урок рефлексии (базовый уровень ТДМ).

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

Предметные умения:

  • знать содержание изучаемых разделов
  • анализировать текст как лингвистический материал
  • формулировать проблематику урока, поиск решения обозначенной проблемы
  • давать самооценку проделанной работе

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: понимает информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
  • Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, развивает желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Оборудование: УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.], сборники «Зачетные работы» по ФГОС, раздаточный материал.

ТСО: DVD – ноутбук, проектор, экран.

Требования ТДМ

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: включить учащихся в образовательный процесс посредствам диалога, через прием неоконченного предложения (на слайде) проговорить, что на уроке каждый способен сделать («Сегодня на уроке я хочу…», «могу», «надо»)

Запись темы. Число и классная работа (заранее)
Выданы письма: акцент на адресат

 

В письме в виде рассуждения записана цель план урока

Пословица в письме как эпиграф к уроку
Правила работы в группе (через слайд «Правила работы в группе по ТДМ»)

Запись числа, классной работы, темы (за учителем)
Информация об оформлении писем мамам
Читают в письмах обращение (каждой из 6 групп выдано письмо)

Выводят цель урока, комментируют, озвучивают предстоящие шаги на уроке

Размышляют над содержанием эпиграфа
Восстанавливают в памяти эти правила

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе

Цель: воспроизвести в памяти актуальный материал по фонетике, закрепив на практике все случаи фонетических законов, создание условий для развития устной монологической речи

Фронтальный опрос (погрузить учащихся в содержание материала). Во время опроса на слайде кластер «Устная и письменная речь: в чем отличия?»

В письмах текст в транскрипции

Во время зачитывания текста на слайдах появляется весь текст. Опрос по теме, идей текста (Р.р.)

По мере озвучивания правильных ответов, предложить этим ребятам быть ответственными за работу в собственной группе
Каждая группа читает свой затранскрибированный текст, переписывает в тетрадь
Анализ текста

III Локализация затруднения

Цель: выявление орфографических затруднений с проговариванием во внешней речи, корректное оформление записей (эталон)

Организации беседы над вопросом: «О каких орфограммах будет идти речь, если слабая позиция будет заменена сильной?»
Выписанные слова (на доске) с проверочными словами должны представлять все орфограммы, взятые из кластера. Эта запись есть эталон для каждого ученика

Анализируют содержание кластера «Проверяемые безуд.гласные и согласные в корне»
Находят эти орфограммы в тексте, подчеркивают. На доске представители каждой группы выписывают по 2 слова с указанными орфограммами. В тетрадях запись по эталону

IV Коррекция выявленных затруднений

Цель: построение (коллективное) проекта (алгоритма работы над выявленными орфограммами) через групповую работу; коррекция знаний

Диагностическая работа: выявить в группе степень сложности работы над этими орфограммами
Через мотивационный диалог «Зачем нужна тщательная работа над этими орфограммами, если они известны, если сейчас не все испытали трудности?»

Групповая работа: обсуждение создаваемого алгоритма

Через проговаривание (выявление) каждого шага алгоритма на слайде появляется алгоритм, который остается для дальнейшей работы

V Обобщение затруднений во внешней речи

Цель: организация работы над закреплением алгоритма, совершенствование орфографического навыка

Представить список затранскрибированных слов с изучаемыми орфограммами

Работа в каждой группе (с учетом табличного материала в письме): каждый по желанию выбирает какую-либо орфограмму и в тетрадь записывает все примеры, анализируя эти затранскрибированные слова

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация самопроверки и взаимопроверки учащимися по эталону

На слайде демонстрируется эталон проделанной работы (но в табличном варианте)

Группа осуществляет проверку, озвучивая , на каком этапе выполнения алгоритма были допущены ошибки. Предполагают, какова причина

VII Включение в систему знаний и повторение

Цель: на фольклорном материале (пословицы про дружбу) обучающиеся совершенствуют навык поиска анализируемых орфограмм и применяют алгоритм работы с ними

Пословицы на слайде.
Работа с фольклорным материалом:

  • Своеобразие жанра, его значимость в самообразовании человека
  • Актуальность выбранного материала
  • Особенность (синтаксическая) данных конструкций
  • Анализ орфограмм

Коллективная работа по пунктам: 1, 3
Групповая работа по пункту 2 (каждая группа оценивает степень сплоченности на данном уроке), выражает свою т.зр.в речи
П.4 на индивидуально-групповом уровне. Учащиеся, справившиеся быстрее, помогают тем, кто затрудняется. Озвучивается наличие тех орфограмм, которые предстоит повторять с помощью фонетики на следующих уроках

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: путем представленной понятийной логической цепочки организовать «перессказ» содержания урока; развитие понятийного аппарата

На слайде понятийная логическая цепочка (устная словарно-орфографическая работа)

Прием неоконченного предложения «Теперь, по окончании урока, я…»
Оценка работы класса, групп. Выставление отметок

Учащиеся, называя термин, проговаривают в устной речи, на каком этапе урока и как работали с этим словом
От группы одно предложение, все остальные участники группы подобные мысли отражают в письме. Письма отдают учителю