Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. Экскурсия по Волоколамску»

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: русский язык, однородные члены предложения


Цель урока:

  • Образовательная - ознакомить с вводным материалом по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»;
  • Развивающая - способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, объективно оценивать себя, развивать навыки использования дополнительного материала для получения информации;
  • Воспитательная - формирование ценностного отношения к прошлому своего народа, чувства любви  к своему Отечеству, к малой Родине.

Задачи урока:

  • ознакомить с темой «Однородные члены предложения, знаки препинания при них»;
  • способствовать развитию критического мышления;
  • прививать любовь к Родине, эстетический вкус;
  • развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осознание значимости в речи однородных членов;
  • актуализация мыслительной и творческой деятельности;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции к алгоритму.

Познавательные УУД:

  • развивать умение извлекать информацию из текста;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • обобщать и квалифицировать по признакам;
  • представлять информацию в виде синквейна.

Регулятивные УУД:

  • отработка умения анализировать с целью выделения общих признаков, систематизировать и структурировать знания;
  • сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение работать в парах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Виды оценивания: словесная оценка, взаимопроверка, самооценка.

Форма урока: урок-экскурс

Организационный момент

Запись числа, определение темы урока.

Учитель: В Подмосковье много городов, названия которых вошли в историю нашей Родины. Но интересны они не только своим далеким прошлым. Среди этих городов достойное место занимает древний Волоколамск – наш родной город. История Волоколамского края тесно связана с историей России.

Представьте себе, что тысячу лет тому назад с высоких Волоколамских холмов любовался далями Ярослав Мудрый, что здесь жил и творил свое добрые дела Иосиф Волоцкий, что в Волоколамский край приезжал Иван Грозный, по этой земле проходил Пушкин, здесь находятся имения декабристов. Но, самое главное, на чем я хотела бы сегодня остановиться, на нашей Волоколамской земле происходили ожесточенные сражения с иноземными завоевателями, с фашистскими захватчиками.

Волоколамск – ты весь изранен,
Но Кремль стоит – штандарт с мечтой.
Ты АВАННАРД, который славен,
Форпост, с открытою душой.

Тебя поляки донимали,
Французы, немцы, … – ты живой!
Дух непокорный – устояли,
Но боль осталась с сединой.

Запись эпиграфа

Любить тебя, Отче, дано мне по праву.
Ты строго за дерзость меня не карай
Но в сердце моём – всей России во славу!
– раскинулся древний наш Волоцкий край.
(«Моему Волоку Ламскому» Ивушкин А.И.)

Учитель: Как выразил свое отношение поэт к родной земле?

Работа по лексике. Объяснение понятия «Отче»

1. Форма обращения.

[О прописное] Форма обращения к Богу Отцу.

"Отче наш" Молитва, начинающаяся словами "Отче наш, иже еси на небесех"", которую Иисус Христос дал Своим ученикам в ответ на просьбу научить их молиться (Мф. 6:9-12); в дальнейшем вошла в широкое богослужебное употребление.

2. [о строчное] Форма обращения к святому (обычно к святителю).

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

3. [о строчное] Форма обращения к священнику, диакону, монаху.

4. [о строчное] представляет собой форму архаичного звательного падежа слова "отец".

Ребята, что такое Родина в вашем понимании? (ответы учеников) Святая земля.

Нуждается она в защите? (ответы учеников)

Почти все важнейшие события в жизни страны с древнейших времен до наших дней нашли отражение в десяти вековой истории Волоколамского края. Значительной была роль Волоколамска в борьбе за создание единого Русского государства.

Сейчас мы откроем первую страницу истории Волоколамска и попробуем определить тему сегодняшнего урока.

Презентация. Слайд 4

Работа по морфологии, орфографии

Исчисление возраста Волоколамска ведется с первого упоминания о нем в знаменитой Троицкой летописи в 1135 году. Строительство деревянного города началось при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Он в 1160 году, будучи ростово-суздальским князем, захватил Волок Ламский и повелел “город поднимать” на древнем славянском городище, расположенном в излучении реки Городни. Волоколамск занимал выгодное географическое положение. Москва, Новгород, Тверь, Владимир оспаривали этот город друг у друга. Было время, когда он одновременно принадлежал Москве и Новгороду.

Актуализация опорных знаний

Ответы на вопросы:

  1. Какая тема нами изучается? (ответы учеников)
  2. Какие члены предложения называются однородными? (ответы учеников)
  3. Как связываются между собой однородные члены предложения? Приведите примеры.
  4. Какие союзы служат для выражения однородности (группы союзов)? (ответы учеников)

Работа по морфологии, орфографии

деревянного города, на расположенном городище, одновременно принадлежал

Ответы на вопросы:

  1. Когда между однородными членами не ставится запятая? (ответы учеников)
  2. Когда между однородными членами ставится запятая? (ответы учеников)
  3. Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными? (ответы учеников)

Запись предложения

Он в 1160 году, будучи ростово-суздальским князем, захватил Волок Ламский и повелел “город поднимать” на древнем славянском городище в излучении реки Городни.

захватил, повелел – однородные сказуемые

древнем славянском – неоднородные определения

Составление алгоритма «Пунктуация при однородных членах предложения». Слайд 5

1) Разобрать предложение по членам

2) Определить, как соединены однородные члены:

  • есть союзы без союзов
  • ставится запятая

3) Определить вид союза:

  • соединительный, противительный составной
  • разделительный (а. но, да = но) ставится запятая
  • (и, или) ставится запятая перед 2 частью

4) Отметить характер употребления:

  • повторяющийся одиночный
  • ставится запятая не ставится запятая (примечание: во фразеологизме запятая не ставится)

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Слайд 6

Выгодно располагаясь, Волоколамск с древних времен отражал натиск различных иноземцев. Однако в тяжелую для русского народа пору татаро-монгольского ига город был взят и разорен. Особенно страшному разгрому город подвергся в 1293 г. при нашествии золотоордынского хана Дюденя.

Звучит звон колоколов.
Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой;
За ним вослед летали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой…
Лежали грады кучей праха,
И Русь бедою поросла.
(К. Жуковский)

Благодаря выгодному географическому и стратегическому расположению город вновь отстраивается. К четырнадцатому веку Волоколамск приобрел военно-политическое значение как опорный пункт на границе с Литовским княжеством. В этот период городу пришлось отражать нашествие войск литовского князя. Но после трехдневной битвы литовцы вынуждены были удалиться “от ничтожной деревянной крепости”.

В 1613 году город подвергся осаде польским королем Сигизмундом III, но воеводы города дали врагам достойный отпор. Потери поляков были значительны.

Физкультминутка. Слайд 7

Для учителя: Цель физкульминутки - дать возможность отдохнуть, при этом вспомнить разные типы союзов.

Задание: поднимите руки вверх, если встречается противительный союз, соедините, если соединительный, разведите в стороны - если разделительный.

Материал для физкультминутки:

В Волоколамском районе ведется строительство и восстановление православных храмов. (союз и)

Храмы возвышаются то тут, то там на волоколамской земле. (союз то…то)

В основе гражданственности лежит не идея, а чувство любви к Родине. (союз а)

Память о героях должна жить в умах и сердцах  живых. (союз и)

Сильный верит в свою страну, а  слабый сомневается в ней. (союз а)

Учитель: В 1812 году благодаря широкому партизанскому движению Волоколамский уезд не подвергся сильному разорению французами. Около семи тысяч оккупантов были взяты в плен. 130 лет Волоколамск жил мирной жизнью провинциального города. По гербовику 1880-х годов Волоколамск был отнесен к промышленным городам. Но мирная жизнь, к сожалению, не навсегда пришла на Волоколамскую землю. Вместе со всей страной город вступил в битву с фашистами.

Слайд 8. Звучит песня “Священная война”.

Средь полей и лесов
Русский город стоит,
Воспевает бойцов,
Что одеты в гранит.
В сорок первом метель
Здесь кружилась с свинцом,
Плакал Кремль и седел:
Скорбь вошла в каждый дом.

И это, пожалуй, самая трагическая страница в истории Волоколамска.

Люди следили за положением военных действий на Северо-Западном фронте, на Волоколамском направлении, на Рузско-Ламском рубеже обороны. Здесь насмерть встали бойцы 20-й и 16-й армии под командованием К.К.Рокоссовского. Из 13,5 тысяч бойцов Панфиловской дивизии более девяти тысяч пали под Волоколамском. Город полтора месяца находился в оккупации.

Ответы на вопросы:

  1. Какие слова называются обобщающими?
  2. Каковы правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами?

Наш поселок и территории, прилегающие к нему, защищали курсантские стрелковые бригады: 35 отдельная бригада, пехотинцы 40 бригады, бойцы и командиры 31 отдельной стрелковой бригады.

Гул снарядов слышался повсюду: то справа, то слева, то позади.

Вокзал, школа и дома - всё было шквалом огня.

Заснеженные деревья: клёны, рябины, осины – скрипели под страшным огнем.

Учитель: Город вновь, в который раз, подвергся разгрому и сожжению, особенно его центральная часть. На Волоколамской земле в память о погибших бойцах-защитниках города и Москвы установлены памятники, мемориалы и обелиски. На здании ж/д вокзала установлена мемориальная доска, увековечивающая подвиг 35 бригады, и скоро появится еще один знак, посвященный бойцам 40 бригады.

Определить вид подчинительной связи, подобрать к нему синонимичное словосочетание со связью управление.

Бессмертный герой – герой без смерти.

Волоколамские жители – жители Волоколамска.

Учитель: Свыше двенадцати тысяч волоколамцев участвовали в Великой Отечественной войне, более семи тысяч из них не вернулись домой. В 1985 г. Волоколамск был награжден орденом Отечественной войны I степени. Горд наш город носит звание – горд Воинской славы! И растет, и развивается. Мы им гордимся! Я хочу сегодня поздравить вас с днем освобождения Волоколамска! Желаем нашему городу процветания!

Ученица читает стихотворение

Люблю тебя, город родной, 
Над речкою Городнею.
Поодаль Лама, с той рекой
В родстве ты, как с сестрою.
Люблю холмистый твой узор
И вал суровый, древний,
И белокаменный собор,
Курантов звон напевный.
Люблю лучистый улиц бег
От площади центральной.
Примету новую в наш век –
Микрорайон недальний.
Люблю торговый людный ряд,
Базар воскресный шумный,
Зеленый города наряд
В весенний вечер лунный.
Люблю твоих я горожан,
Детей веселых стайки.
О той любви хочу сказать
Открыто, без утайки.
Хочу я видеть город мой
Обсаженный цветами,
Чтоб отличался чистотой, 
Красивыми домами.
Чтобы гордиться мы могли
Не только нашим краем.
Гордиться городом своим
Я людям пожелаю.