Цель урока:
- Образовательная - ознакомить с вводным материалом по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»;
- Развивающая - способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, объективно оценивать себя, развивать навыки использования дополнительного материала для получения информации;
- Воспитательная - формирование ценностного отношения к прошлому своего народа, чувства любви к своему Отечеству, к малой Родине.
Задачи урока:
- ознакомить с темой «Однородные члены предложения, знаки препинания при них»;
- способствовать развитию критического мышления;
- прививать любовь к Родине, эстетический вкус;
- развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- осознание значимости в речи однородных членов;
- актуализация мыслительной и творческой деятельности;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции к алгоритму.
Познавательные УУД:
- развивать умение извлекать информацию из текста;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и квалифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде синквейна.
Регулятивные УУД:
- отработка умения анализировать с целью выделения общих признаков, систематизировать и структурировать знания;
- сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в парах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Виды оценивания: словесная оценка, взаимопроверка, самооценка.
Форма урока: урок-экскурс
Организационный момент
Запись числа, определение темы урока.
Учитель: В Подмосковье много городов, названия которых вошли в историю нашей Родины. Но интересны они не только своим далеким прошлым. Среди этих городов достойное место занимает древний Волоколамск – наш родной город. История Волоколамского края тесно связана с историей России.
Представьте себе, что тысячу лет тому назад с высоких Волоколамских холмов любовался далями Ярослав Мудрый, что здесь жил и творил свое добрые дела Иосиф Волоцкий, что в Волоколамский край приезжал Иван Грозный, по этой земле проходил Пушкин, здесь находятся имения декабристов. Но, самое главное, на чем я хотела бы сегодня остановиться, на нашей Волоколамской земле происходили ожесточенные сражения с иноземными завоевателями, с фашистскими захватчиками.
Волоколамск – ты весь изранен,
Но Кремль стоит – штандарт с мечтой.
Ты АВАННАРД, который славен,
Форпост, с открытою душой.Тебя поляки донимали,
Французы, немцы, … – ты живой!
Дух непокорный – устояли,
Но боль осталась с сединой.
Запись эпиграфа
Любить тебя, Отче, дано мне по праву.
Ты строго за дерзость меня не карай
Но в сердце моём – всей России во славу!
– раскинулся древний наш Волоцкий край.
(«Моему Волоку Ламскому» Ивушкин А.И.)
Учитель: Как выразил свое отношение поэт к родной земле?
Работа по лексике. Объяснение понятия «Отче»
1. Форма обращения.
[О прописное] Форма обращения к Богу Отцу.
"Отче наш" Молитва, начинающаяся словами "Отче наш, иже еси на небесех"", которую Иисус Христос дал Своим ученикам в ответ на просьбу научить их молиться (Мф. 6:9-12); в дальнейшем вошла в широкое богослужебное употребление.
2. [о строчное] Форма обращения к святому (обычно к святителю).
Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
3. [о строчное] Форма обращения к священнику, диакону, монаху.
4. [о строчное] представляет собой форму архаичного звательного падежа слова "отец".
Ребята, что такое Родина в вашем понимании? (ответы учеников) Святая земля.
Нуждается она в защите? (ответы учеников)
Почти все важнейшие события в жизни страны с древнейших времен до наших дней нашли отражение в десяти вековой истории Волоколамского края. Значительной была роль Волоколамска в борьбе за создание единого Русского государства.
Сейчас мы откроем первую страницу истории Волоколамска и попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Презентация. Слайд 4
Работа по морфологии, орфографии
Исчисление возраста Волоколамска ведется с первого упоминания о нем в знаменитой Троицкой летописи в 1135 году. Строительство деревянного города началось при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Он в 1160 году, будучи ростово-суздальским князем, захватил Волок Ламский и повелел “город поднимать” на древнем славянском городище, расположенном в излучении реки Городни. Волоколамск занимал выгодное географическое положение. Москва, Новгород, Тверь, Владимир оспаривали этот город друг у друга. Было время, когда он одновременно принадлежал Москве и Новгороду.
Актуализация опорных знаний
Ответы на вопросы:
- Какая тема нами изучается? (ответы учеников)
- Какие члены предложения называются однородными? (ответы учеников)
- Как связываются между собой однородные члены предложения? Приведите примеры.
- Какие союзы служат для выражения однородности (группы союзов)? (ответы учеников)
Работа по морфологии, орфографии
деревянного города, на расположенном городище, одновременно принадлежал
Ответы на вопросы:
- Когда между однородными членами не ставится запятая? (ответы учеников)
- Когда между однородными членами ставится запятая? (ответы учеников)
- Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными? (ответы учеников)
Запись предложения
Он в 1160 году, будучи ростово-суздальским князем, захватил Волок Ламский и повелел “город поднимать” на древнем славянском городище в излучении реки Городни.
захватил, повелел – однородные сказуемые
древнем славянском – неоднородные определения
Составление алгоритма «Пунктуация при однородных членах предложения». Слайд 5
1) Разобрать предложение по членам
2) Определить, как соединены однородные члены:
- есть союзы без союзов
- ставится запятая
3) Определить вид союза:
- соединительный, противительный составной
- разделительный (а. но, да = но) ставится запятая
- (и, или) ставится запятая перед 2 частью
4) Отметить характер употребления:
- повторяющийся одиночный
- ставится запятая не ставится запятая (примечание: во фразеологизме запятая не ставится)
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Слайд 6
Выгодно располагаясь, Волоколамск с древних времен отражал натиск различных иноземцев. Однако в тяжелую для русского народа пору татаро-монгольского ига город был взят и разорен. Особенно страшному разгрому город подвергся в 1293 г. при нашествии золотоордынского хана Дюденя.
Звучит звон колоколов.
Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой;
За ним вослед летали глад и мор;
Разбой, грабеж и мщенье были славой…
Лежали грады кучей праха,
И Русь бедою поросла.
(К. Жуковский)
Благодаря выгодному географическому и стратегическому расположению город вновь отстраивается. К четырнадцатому веку Волоколамск приобрел военно-политическое значение как опорный пункт на границе с Литовским княжеством. В этот период городу пришлось отражать нашествие войск литовского князя. Но после трехдневной битвы литовцы вынуждены были удалиться “от ничтожной деревянной крепости”.
В 1613 году город подвергся осаде польским королем Сигизмундом III, но воеводы города дали врагам достойный отпор. Потери поляков были значительны.
Физкультминутка. Слайд 7
Для учителя: Цель физкульминутки - дать возможность отдохнуть, при этом вспомнить разные типы союзов.
Задание: поднимите руки вверх, если встречается противительный союз, соедините, если соединительный, разведите в стороны - если разделительный.
Материал для физкультминутки:
В Волоколамском районе ведется строительство и восстановление православных храмов. (союз и)
Храмы возвышаются то тут, то там на волоколамской земле. (союз то…то)
В основе гражданственности лежит не идея, а чувство любви к Родине. (союз а)
Память о героях должна жить в умах и сердцах живых. (союз и)
Сильный верит в свою страну, а слабый сомневается в ней. (союз а)
Учитель: В 1812 году благодаря широкому партизанскому движению Волоколамский уезд не подвергся сильному разорению французами. Около семи тысяч оккупантов были взяты в плен. 130 лет Волоколамск жил мирной жизнью провинциального города. По гербовику 1880-х годов Волоколамск был отнесен к промышленным городам. Но мирная жизнь, к сожалению, не навсегда пришла на Волоколамскую землю. Вместе со всей страной город вступил в битву с фашистами.
Слайд 8. Звучит песня “Священная война”.
Средь полей и лесов
Русский город стоит,
Воспевает бойцов,
Что одеты в гранит.
В сорок первом метель
Здесь кружилась с свинцом,
Плакал Кремль и седел:
Скорбь вошла в каждый дом.
И это, пожалуй, самая трагическая страница в истории Волоколамска.
Люди следили за положением военных действий на Северо-Западном фронте, на Волоколамском направлении, на Рузско-Ламском рубеже обороны. Здесь насмерть встали бойцы 20-й и 16-й армии под командованием К.К.Рокоссовского. Из 13,5 тысяч бойцов Панфиловской дивизии более девяти тысяч пали под Волоколамском. Город полтора месяца находился в оккупации.
Ответы на вопросы:
- Какие слова называются обобщающими?
- Каковы правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами?
Наш поселок и территории, прилегающие к нему, защищали курсантские стрелковые бригады: 35 отдельная бригада, пехотинцы 40 бригады, бойцы и командиры 31 отдельной стрелковой бригады.
Гул снарядов слышался повсюду: то справа, то слева, то позади.
Вокзал, школа и дома - всё было шквалом огня.
Заснеженные деревья: клёны, рябины, осины – скрипели под страшным огнем.
Учитель: Город вновь, в который раз, подвергся разгрому и сожжению, особенно его центральная часть. На Волоколамской земле в память о погибших бойцах-защитниках города и Москвы установлены памятники, мемориалы и обелиски. На здании ж/д вокзала установлена мемориальная доска, увековечивающая подвиг 35 бригады, и скоро появится еще один знак, посвященный бойцам 40 бригады.
Определить вид подчинительной связи, подобрать к нему синонимичное словосочетание со связью управление.
Бессмертный герой – герой без смерти.
Волоколамские жители – жители Волоколамска.
Учитель: Свыше двенадцати тысяч волоколамцев участвовали в Великой Отечественной войне, более семи тысяч из них не вернулись домой. В 1985 г. Волоколамск был награжден орденом Отечественной войны I степени. Горд наш город носит звание – горд Воинской славы! И растет, и развивается. Мы им гордимся! Я хочу сегодня поздравить вас с днем освобождения Волоколамска! Желаем нашему городу процветания!
Ученица читает стихотворение
Люблю тебя, город родной,
Над речкою Городнею.
Поодаль Лама, с той рекой
В родстве ты, как с сестрою.
Люблю холмистый твой узор
И вал суровый, древний,
И белокаменный собор,
Курантов звон напевный.
Люблю лучистый улиц бег
От площади центральной.
Примету новую в наш век –
Микрорайон недальний.
Люблю торговый людный ряд,
Базар воскресный шумный,
Зеленый города наряд
В весенний вечер лунный.
Люблю твоих я горожан,
Детей веселых стайки.
О той любви хочу сказать
Открыто, без утайки.
Хочу я видеть город мой
Обсаженный цветами,
Чтоб отличался чистотой,
Красивыми домами.
Чтобы гордиться мы могли
Не только нашим краем.
Гордиться городом своим
Я людям пожелаю.