Цели и задачи:
- совершенствовать навык рассматривания картины, учить определять настроение картины, использовать в речи образные определения для описания картины;
- развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение через эстетическое восприятие произведений искусства;
- воспитывать чувство красоты, любовь к природе, самостоятельность, взаимопонимание, ответственность.
Тип занятия: Занятие по развитию речи
Форма проведения: Занятие-путешествие
Оборудование: Репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», компьютер с экраном для показа слайдов и музыкального сопровождения; индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Мотивация и целеполагание
- Здравствуйте! Сегодня у нас занятие по развитию речи (слайд 1)
-Для чего надо развивать речь? (правильно и красиво говорить)
Логопед читает стихотворение: (слайд 2)
Каждый раз всегда, везд е-
На занятиях, в игре -
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
- Давайте договоримся отвечать, подняв руку, внимательно слушать мои задания, быть терпимыми к другу.
- Сегодня у нас необычное, занятие, а занятие-путешествие.
- Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать мою загадку: (слайд 3)
«Где можно увидеть снег, который никогда не тает? Осенние деревья, с чьих ветвей никогда не опадают листья? Вечерний закат, который не погаснет и через 100 лет?»
- Если не угадали, подскажу:
- На картинах, написанных художником.
- Художник разговаривает с людьми без слов: цветом, линиями, мазками. Но надо научиться понимать его язык.
- Где можно увидеть картины? (в музеях, в галереях)
- Назовите самую крупную картинную галерею в Москве.
- Да, наше путешествие начинается и мы отправляемся с вами в Третьяковскую галерею (слайд 4)
2. Сообщение темы занятия. Создание проблемной ситуации
-Чтобы узнать фамилию художника, о чьих картинах мы будем говорить, нужно расшифровать пиктограмму. Буква соответствует цифре в строке-шифре.
Логопед просит 1, 2 учеников объяснить ход выполнения задания.
Ь А Р Б Г шифр (слайд 5)
1 2 3 4 5
5 3 2 4 2 3 1 – ГРАБАРЬ
2.1 Беседа о художнике И.Э.Грабаре (слайд 6)
И.Э.Грабарь (1871-1960) – один из крупнейших русских художников. Он родился в Австро-Венгрии. Свое художественное образование завершил во Франции. Ученик художника Левитана, он всегда стремился,чтобы его картины были содержательными и эмоционально выразительными. И вот в 1901 году он вернулся из-за границы и был, по его словам, «потрясен красотами русской природы и писал голубую и белую зиму, снег, иней». Самым любимым деревом, которое он изображал в своих картинах, было как вы думаете что?
- Берёза - символ России, русская красавица.
2.2. Задание
- Чтобы продолжит путешествие, надо выполнить задание.
Подбери синонимы к словам (слайд 7)
Художник Картина Создает |
полотно пишет живописец репродукция пейзажист |
---|
- Давайте проверим как правильно:
Художник - живописец – пейзажист
Картина – полотно – репродукция
Создает – пишет
3. Работа с картиной. Решение проблемной ситуации (слайд 8)
- Давайте перейдем в нашу картинную галерею. Сегодня у нас в гостях зима. Грабарь очень любил это время года и часто писал зимние пейзажи.
- Посмотрите, правда, красиво! Но мы уделим особое внимание картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдете ли вы её среди других картин?
- Как вы определили?
- По небу.
- Что такое лазурь? (светло-синий цвет)
- А теперь проверим. Дети читают названия картин.
- «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Февральская лазурь (1904).
- А сейчас я предлагаю Вам внимательно рассмотреть картину, не упустив ни одной детали. Постарайтесь взглянуть на неё глазами живописца и впустить в своё сердце праздник света и цвета. А чтобы лучше прочувствовать атмосферу картины, Вам поможет музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года», «Февраль».
- Какое настроение вызывает картина?
- Радостное, чудесное, восхитительное.
4. Работа с текстом (слайд 9)
«Февральская лазурь»- самый известный пейзаж И.Э.Грабаря. Эта картина создает впечатление праздника. Вот как он сам рассказывал о том, как создавался этот пейзаж.
«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром я вышел побродить вокруг усадьбы. В это необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
4.1. Словарная работа
- Давайте уточним значения образных прилагательных, использованных художником для создания яркого образа картины.
Лазурит (минерал синего цвета), лазоревый, лазурный – яркий светло-синий (слайд 10)
Жемчуг (перламутровые зерна, образующиеся в раковинах моллюсков), жемчужный – теплый, блестящий оттенок белого (слайд 11)
Коралл (известковые отложения морских полипов), коралловый – ярко-красный (слайд 12)
Сапфир (драгоценный камень синего или голубого цвета), сапфировый – синий (слайд 13)
5. Физкультминутка (слайд 14)
Не боимся мы пороши,
Ловим снег –
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
6. Беседа по содержанию картины (слайд 15)
- Давайте внимательно рассмотрим картину.
- Что изобразил пейзажист? (снег, березы, небо, тени)
- Что вы видите на переднем плане картины? (березы)
- Какими мы их видим? Опишите их. (высокие стройные, жемчужные)
- Что можно сказать о стволах? (изогнутые, могучие)
- Ветки какие? (коралловые, ажурные, тонкие)
- Каким вы видите небо на картине? (высокое, лазурное, прозрачное)
- Каков снег на картине? (сиреневый, серебристый, искрящийся)
- Что вы видите на снегу? (тени сапфировые)
- И ещё чьи-то следы.
- Почему тени так четко видны? (день солнечный)
- Что вы видите на заднем плане картины? (лес, хотя и темный, но лиловым оттенком, очевидно почки начинают оживать.)
- Это конец зимы.
- Какой цвет является основным в картине?
- Почему так названа картина? (Художник изобразил всё ярким, светлым, чтобы почувствовать приближение весны)
- Художнику удалось передать перекликания всех цветов радуги и свои чувства с помощью цвета. На следующем занятии мы составим рассказ-описание по этой репродукции.
7. Итог занятия. Рефлексия (слайд 16)
Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итог занятия.
Вы молодцы, хорошо работали. Оцените свою работу на занятии. Откройте конверты, вытащите «лесенку успеха» и приклейте смайлики на определенную ступеньку.