Сценарий проведения литературной игры "Сказки спрятались в загадки!"

Разделы: Внеклассная работа


Звучит фонограмма песни «Приходи, сказка!» (музыка В.Дашкевича, слова Ю.Кима)

Ведущий: Ходит сказка по Земле.… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло, чистосердечие лучше хитрости; счастье нужно искать; всего сильнее на свете – любовь, а за холодной зимой всегда приходит весна. Сказка бывает грустная и весёлая, старая и молодая, простая и мудрая. Вот только злой, глупой и скучной она никогда не бывает, потому что – сказка.

Чтецы:

Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.

Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные
Живут в них мастера.

Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.

Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн уму.

Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.

Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!
А.Мальцев «Сказок дивный свет»

Приложение

Проводится игра «Мы из сказки – ты нас знаешь!»

Ведущая:

Ребята, герои сказок обращаются к вам:
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!

- В одной сказке я своей головы из кувшина вытащить не смогла, а в другой – ехала верхом на волке, приговаривая: «Битый не битого везет». (Лиса; русская народная сказка «Лиса и кувшин», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»)

- В одной сказке я хвастался своим бесстрашием, а в другой – обманул медведя, притворившись больным. (Заяц; русская народная сказка «Заяц-хваста», С.В.Михалков «Заяц-симулянт»)

- В одной сказке я сватался к цапле, а в другой – угощал лису окрошкой. (Журавль; русская народная сказка «Журавль и цапля», русская народная сказка «Лиса и журавль»)

- В одной сказке я подавился бобовым зернышком, а в другой – стал горох клевать да лисе в лапы угодил. (Петушок; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка «Кот, лиса и петух»)

- В одной сказке я до слез расстроила деда с бабой, а в другой – искала няньку для моего глупого сыночка. (Мышка; русская народная сказка «Курочка Ряба», С.Я.Маршак «Глупый мышонок»)

- В одной сказке я делил с мужиком урожай, а в другой – играл с девицей в жмурки. (Медведь; русская народная сказка «Вершки и корешки», русская народная сказка «Дочь и падчерица»)

- В одной сказке я денежку в поле нашла, а в другой – в большом кувшине теремустроила. (Муха; К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», русская народная сказка «Терем мухи»)

- В одной сказке я необычным способом рыбу ловил, а в другой – не смог зайцу помочь, испугавшись лисы. (Волк; русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

- В одной сказке я сделала дорогой подарок деду и бабе, а в другой – нашла пшеничное зернышко и из его муки хлеб испекла. (Курочка; русская народная сказка «Курочка Ряба», русская народная сказка «Как курочка хлеб испекла»)

- В одной сказке я учил зайца разным жизненным премудростям, объясняя ему, что нужно думать головой, если хочешь остаться живым, а в другой – к своему колесу, найденному в лесу, две палки приладил – тачка вышла. (Еж; В.Г.Сутеев «Палочка-выручалочка», В.Г.Сутеев «Разные колеса»)

- В одной сказке я женой Ивана-царевича стала, а в другой – с утками на юг летала. (Лягушка; русская народная сказка «Царевна-лягушка», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»)

- В одной сказке я постоянно петушка из беды вызволял, а в другой – женился на лисе и стал воеводой. (Кот; русская народная сказка «Кот и петух», русская народная сказка «Кот и лиса»)

Ведущая:

Какие вы молодцы, ребята!
Всех героев вы узнали!
Видно: сказки-то читали!
Можем дальше мы играть,
Викторину продолжать!

Проводится дидактическая игра «Кот в мешке»

Ведущая задает ситуацию:

Ребята, я хочу познакомить вас с интересными пословицами.

В Испании говорят: «Купить кота вместо кролика», в Англии скажут: «Купить свинью в мешке». А как говорим мы?

Да, мы говорим: «Купить кота в мешке».

Знаете ли вы, что значит «купить кота в мешке»? Совершенно верно, это значит купить что-то, не видя и не зная, что покупаешь (как бы вслепую).

Вот и у меня есть такой мешок. В нем лежат разные вещи, и вы будете угадывать, что же находится в мешке.

- В одной сказке мужик в него кота посадил да в лес отнес, а в другой – заяц в него яблок для зайчат набрал.

Без него бы Дед Мороз
Все подарки не донес. (Мешок)

- В одной сказке он с друзьями в лес по дрова пошел да в речку упал, а в другой – лиса за него курочку взяла.

Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили. (Лапоть)

- В одной сказке она героя к царю во дворец везла, а в другой – в нее мальчика на лопате посадить хотели.

Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Теплом своим
Весь дом согреет. (Печка)
(автор – Леонов В.А.)

- В одной сказке оно с царицей говорило, а в другой – его осколок мальчику в сердце попал.

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)

- Этот фрукт, который находится в мешке, в сказках может быть молодильным, может быть напоен ядом, а может быть в большом количестве собран в мешок, который Заяц отнесет своим деткам: четырем сыночкам и лапочке-дочке.

Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко)

После того, как дети угадают предмет, ведущая достает его из мешка.

Проводится викторина «Яблоня сказок»

На стенд крепится рисунок яблони с висящими на ней яблоками (вырезанными из картона).

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает пустую корзинку.

Затем участники команд по очереди срывают яблоки с яблони и читают отрывки из сказок.

Задача: Назвать сказку и ее автора.

За каждый правильный ответ команда получает яблоко-муляж.

Побеждает команда, в корзине которой окажется больше яблок.

Демонстрируется слайд-шоу «Яблоня сказок».

Ответы детей иллюстрируются слайдами.

- «Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню…» («Мешок яблок», В.Г.Сутеев)

- «Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно яблочек. Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше». («Госпожа Метелица», братья Гримм)

- «Девочка все сделала, что коровушка ей завещала: голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее каждое утро в саду поливала, и выросла из них яблонька необыкновенной красоты: яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые, веточки гнутся серебряные…» («Крошечка-Хаврошечка», русская народная сказка)

- «… Стоит яблоня.

- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблока.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ее ветвями, прикрыла листами». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

- «…она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме нее не входил, и там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное, наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его отведать, а только откуси кусочек - и умрешь.
Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась крестьянкою и пошла за семь гор...» («Белоснежка и семь гномов», братья Гримм)

- «Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

- Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник». («Мороз Иванович» В.Ф.Одоевский)

- «Засмеялись сестры, за бока ухватились:

- Ай, да Маша, ай да дурочка!

Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят кормить?» («Серебряное блюдечко и наличное яблочко», русская народная сказка)

- Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот тебе за то, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.С.Пушкин)

- «Слез Иван-Царевич с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-Царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец». («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)

- «День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

- «Видишь это яблоко? - спросила старуха Жана. Она взяла со стола спелое сочное яблоко и кинула его в печку. Яблоко зашипело в огне, сморщилось, а потом и вовсе исчезло. - То же самое будет и с тобой!» («Пряничный домик», Ш.Перро)

- «И вот однажды, когда зайчик подошел к роднику и начал пить, тяжелое спелое яблоко сорвалось с ветки и плюхнулось в воду перед самым заячьим носом.
Зайчик отдернул нос, закрыл глаза и пустился наутек.
Бежит и думает: «Как страшно! Никого не было, ничего не было и вдруг – плюх! Откуда только такой страшный плюх взялся?» («Плюх», калмыцкая сказка)

- «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника».
(«Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка»)

- «Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко.
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз». («Яблоко», В.Г.Сутеев)

- «Оделась Элиза, заплела в косы свои длинные волосы и пошла к роднику, напилась из пригоршни и побрела дальше в лес, сама не зная куда. По пути ей попалась дикая яблоня, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Поела Элиза яблочек, подперла ветви колышками и углубилась в самую чащу леса. Тишина стояла такая, что Элиза слышала собственные шаги и шуршание каждого сухого листка, на который ступала».
(«Дикие лебеди», Г.Х.Андерсен)

- Король тем же часом собрал к себе всех господ министров, и начали они судить да рядить, какой бы ответ дать этой старухе. И присудили так: пусть-де Мартынка за единые сутки построит дворец, и чтоб от того дворца до королевского был сделан хрустальный мост, а по обеим сторонам моста росли бы деревья с золотыми и серебряными яблоками, на тех на деревьях пели бы разные птицы, да еще пусть выстроит пятиглавый собор: было бы где венец принять, было бы где свадьбу справлять. («Волшебное кольцо», русская народная сказка)

- «Росла у дороги дикая яблоня, а под ней спал зайчик. Поднялся ветер, зашелестел листьями, застучал ветвями. Сорвалось с верхушки яблоко и угодило зайчику по макушке, как раз между ушей. Испугался бедняга, выскочил на дорогу и подкатился прямо под ноги бабушке. Ахнула бабушка, ведро выронила. Вода и пролилась.
Вот ведь как нескладно вышло!» («Кто кого испугался», албанская сказка)

- «Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось».
(«История одной яблоньки», К.Д.Ушинский)

- «На столе стояло блюдечко, старушка всё время заглядывала туда. А по блюдечку каталось яблочко.
— А это что? — спросил мальчик.
— Это яблочко — по блюдечку, — ответила Баба-Яга. — Подарок мне от Василисы Премудрой. Она погостить приезжала, вот и оставила. Она много чего придумывает!» («Вниз по волшебной реке», Э.Н.Успенский)

Ведущая:

Сказки спрятались в загадки!
Отгадайте их, ребятки!
Помогите мне узнать,
Как их верно называть?!

Наш знакомый Снеговик,
Добрый, милый Почтовик.
Его из снега в декабре
Слепили дети во дворе.
Он письмо от ребят в лес Морозу отнес
И елку-красавицу детям привез.
Сказку кто из вас помнит?
Кто ее мне расскажет?
Название сказки этой
Кто мне подскажет?
(«Елка», В.Г.Сутеев)

Лягушка-квакушка в болоте жила,
От уток про юг услыхала она.
Вы помните, как она в небо взлетела,
Но до теплых краев так и не долетела?
Как называется сказка о ней?
Мне подскажите, ребята, скорей!
(«Лягушка-путешественница», В.М.Гаршин)

Под окошком сладко пела:
Петушка схватить хотела.
И горошка и пшена
Обещала дать она.
Сказку вспомнили, друзья?
Тогда назовите! Ответа жду я!
(«Кот, лиса и петух», русская народная сказка)

Звенел колокольчик то тихо, то звонко,
Мышка по горнице бегала бойко.
Добрую девочку мышка спасала:
С грозным медведем в жмурки играла.
Сказку узнали? Тогда поспешите!
Вы мне названье ее подскажите!
(«Дочь и падчерица», русская народная сказка)

Стал мужик сеять репу в лесу,
Медведь же прознал о том на беду.
Осенью стали делить урожай.
Кто что получил? Поскорей вспоминай!
А заодно и название сказки
Мне подскажи-ка, дружок, без подсказки!
(«Вершки и корешки», русская народная сказка)

Два родных брата по полю гуляли,
Кого заморозить покрепче решали.
Свистнули, щелкнули да побежали,
Двух седоков по дороге догнали.
Старший брат барина быстро пронял,
А вот младший - оплошал!
Шутку плохую мужик с ним сыграл:
Крепко бока ему он намял!
Вы мне ответьте скорее, друзья,
О сказке какой рассказала вам я?
(«Два мороза», М.И.Михайлов)

Заяц по лесу бродил,
Еды нигде не находил.
Думал он, переживал,
Чем кормить зайчат не знал.
Яблоньку вдруг увидал,
Яблок много он набрал.
Что было дальше? Вспоминайте!
Сказку, дети, называйте!
(«Мешок яблок», В.Г.Сутеев)

Чтецы:

Сказки любят все ребята,
Сказки выдумкой богаты,
Только выдумки из сказки
Служат детям для подсказки:
Доброта сильней, чем зло!
Вам, ребята, повезло:
Сказка мудрый даст совет,
На вопрос найдёт ответ.
Балаева И.А.

Ведущая: Вот и вам, друзья, сейчас предстоит искать ответы на вопросы кроссворда.

  1. Имя сказочного героя, которому ребята дали прозвища «Каланча» и «Светофор». (Степа)
  2. Имя героя рождественской сказки, победившего мышиное войско. (Щелкунчик)
  3. Имя младшей дочери купца, получившей в подарок Аленький цветочек. (Настенька)
  4. Имя сказочного героя, который очень хотел стать и художником, и музыкантом, и поэтом, но лень ему помешала. (Незнайка)
  5. Имя сказочного героя, зимнего волшебника, одарившего падчерицу собольей шубой и сундуком с добром. (Морозко)
  1. Имя льва, героя сказки, работавшего в цирке. (Бонифаций)

Прочитай в выделенных клетках зашифрованное в кроссворде слово! (СКАЗКИ)

Проводится дидактическая игра «Клубок сказок»

Задание: Назвать сказки, которые «спутались» в клубок.

Ведущая задает ситуацию:

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

«Сказка об Иванушке-дурачке»

Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был Иванушка-дурачок. Жил он с матерью-старушкой в землянке у самого синего моря ровно тридцать лет и три года. Прослышал как-то Иванушка, что тому, кто плачущую царевну рассмешит, царь-государь полцарства подарит. Недолго думая, собрал он котомку, да в путь-дорогу отправился. Долго ли шел, коротко ли… Медное, серебряное, золотое царства прошел. По пути трем старикам три диковинки из отцовского наследства поделить помог: одному – шапку-невидимку, второму – ковер-самолет, третьему – сапоги-скороходы достались. Журавля из сети вызволил, за что сам волшебные подарки получил: скатерть-самобранку, баранчика и суму.

Пришел он в город на царский двор, раскрыл суму и говорит: «А ну, двое из сумы, рассмешите царевну!» Двое из сумы выскочили, царевну рассмешили. То-то обрадовался царь-отец! Иванушку с царевной обвенчали. Стол большой скатертью-самобранкой накрыли, пир богатый справили. Баранчика в просторный теплый загон поставили, душистого сена дали. Был наш Иванушка дурачком – стал Иваном-царевичем. И доселе они с молодой царевной живут, поживают и добра наживают.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин; «Царевна-Несмеяна», русская народная сказка; «Три царства – медное, серебряное и золотое», русская народная сказка;
«Вещий сон», русская народная сказка;«Скатерть, баранчик и сума», русская народная сказка)

В ходе игры 8 самых активных ее участников получают карточки с буквами (по одной карточке каждый), из которых они в конце всей программы составляют слово «МОЛОДЦЫ!»

Ведущая:

Что сказать вам? Молодцы!!!
Сказок много вы прочли,
Все загадки разгадали,
Всех героев вы узнали!

Чтецы:

Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни - 
Непременно пропадешь.
Е.Степанова

Ведущая: До свидания, ребята! До новых встреч!

Литература

  1. Русские народные сказки/ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А.Аникина. - М.: Правда, 1985.- 576 с., ил.
  2. Сказки русских писателей/ Сост., вступ. Ст. и прим. В.А.Аникина. - М.: Правда, 1985.- 672 с., ил.
  3. Сказки народов мира: Переводы. / Предисл. Н.И.Никулина. прим. А.В.Ващенко, Д.А.Ольдерогге, .И.Никулина, Б.Н.Путилова. Ил. А.Л.Костина. – М.: Правда, 1987. – 640 с., ил.
  4. Сказки зарубежных писателей / Переводы; Вступ. ст. Ю.М.Нагибина; Ил. Н.Г.Гольц. – М.: Правда, 1986. – 640 ст., ил.
  5. http://otebe.info/stihi/stihi-pro-skazki.html#ixzz4gehVmO8A
  6. http://uch.znate.ru/docs/3125/index-4602.html