Вступление
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РСО-Алания от 24.10.2007г. №958 о готовности участвовать в совместном проекте с Представительством Детского фонда ООН ЮНИСЕФ на Северном Кавказе «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» на базе ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ВЛАДИКАВКАЗ» (далее ГБОУ) был открыт специальный (коррекционный) класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА).
Целью проекта: создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры.
Нужна была предварительная работа с нормативно развивающими детьми о том, что в классе появится «особый» ребенок. Вот тогда пришла идея разработать цикл занятий по пониманию инвалидности.
Занятие (для детей начальных классов)
Цель: познакомить детей с понятием инвалидность.
Задачи занятия:
- выявить, что знают обучающиеся о людях с инвалидностью, с особые возможности здоровья (далее-ОВЗ);
- познакомить с видами инвалидности;
- испытать на себе эти трудности, с которыми встречаются дети с ОВЗ и преодоление их.
План занятия:
- беседа « Люди вокруг нас»;
- средства и приспособления для преодоления препятствий;
- игра « Перевернутые люди» (здоровые дети на месте инвалидов).
Ход занятия
1. Беседа «Люди вокруг нас» (7-10 минут)
- Кто знаком или встречался с людьми с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- Как вы думаете, у нас в городе много людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- По каким причинам становятся инвалидами? (Ответы детей…..)
- А среди кого инвалидов больше - пожилых или молодых? (Ответы детей…..)
- А как вы относитесь к людям с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- С какими препятствиями сталкиваются инвалиды? (Ответы детей…..)
- Они могут работать или нет? (Ответы детей…..)
- Какие есть возможности у людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)
2. Борьба с препятствиями
- Какая адаптированная среда нужна для людей в колясках? (Какие есть в нашей школе)
Примерные вопросы | Предположительные ответы |
Кто пользуется пандусами? |
Родителям с детскими колясками; пожилым людям; людям с НОДА и т.д. |
Какие еще нужны приспособления для людей с НОДА? |
Поручни, лифт, подъемник |
А лифтами кто пользуется? |
Для всех людей: мамам с детскими колясками, жителям высотных домов, грузчикам |
3. Работа в группах. Игра «Перевернутые люди»
Здоровые дети становятся на месте детей с ОВЗ, дети делятся на две группы.
- 1 группа - «Человек без ноги»
- 2 группа - «Человек без руки»
Выходят по одному участнику с каждой группы (добровольцы).
Можно использовать метод соревнования.
Задание для 1 группы: «Ученик на одной ноге пропрыгивает от дальней стены класса до первой парты, надевает рюкзак на плечи и обратно». Дети сменяют друг друга, и в роли человека без ноги побывает вся группа.
Можно предложить выполнить несложную работу на доске (записать слова).
Задание для 2 группы: «Участник должен, держа правую руку в кармане брюк, надеть пиджак и застегнуть пуговицы или молнию».
Можно поменять задание: «Написать левой рукой на доске».
Даются разные фразы: «Я ученик»; «Землю мой дом родной» и т.д.
Дети сменяют друг друга, и в роли человека без руки побывает каждый ребенок.
Участники каждой группы выполняют задание, а остальные поддерживают и начинают считать: «Раз, два, три и т.д.»
Группы меняются заданиями, теперь 1 группа - «Человек без руки», а 2 группа - «Человек без ноги» и выполняют задания.
4. Дискуссия после Игры «Перевернутые люди»
Вопросы группам:
- Как вы себя чувствовали? (необычно, неуверенно, чувство страха и т.д.)
- Трудно вам было? Когда особенно (при движении, при письме и т.д.)
- С какими еще трудностями встречаются люди с НОДА? (мало специального транспорта, не везде пандусы, поручни и т.д.)
5. Вывод
- Что вы можете сказать о людях с ОВЗ?
- Выразите одним словом свое отношение к людям с ОВЗ и напишите на карточках.
На карточках появляются слова:
- УВАЖЕНИЕ
- ВНИМАНИЕ
- МУЖЕСТВО
- СТРЕМЛЕНИЕ
- ДОБРОТА
6. Результаты занятии
«Занятия по пониманию….» позволяют детям не только получить новую информацию о людях с инвалидностью и расширить свой кругозор. Изменения касаются и внутреннего мира ребят, их ценностных установок.