Класс: 3.
УМК: Система Л.В.Занкова.
Учебник: А.В.Полякова.
Тип урока: открытие новых знании.
Цель: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
Обучающие цели:
- познакомить учащихся с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;
- учить устанавливать отличительные признаки существительных трех склонений.
Развивающие:
- развитие общеучебных умений и навыков учащихся;
- развитие речи и умения слушать;
- развития умения обобщать полученные знания и делать выводы.
Воспитывающие:
- воспитание навыка работы в парах и группе;
- развитие умения работать самостоятельно;
- воспитание.
Задачи: формирование универсальных учебных действий;
личностные УУД;
- осознание смысла учения и ответственности за результат;
- понимание чувств одноклассников;
- умение оценивать свои ответы и ответы своих партнеров в паре.
Регулятивные УУД:
- умение ставить проблему и решать ее;
- принятие и сохранение учебной задачи;
- Умение оценивать процесс обучения и результат.
Познавательные УУД:
- умение строить устные высказывания;
- определение общей цели и путей их достижения;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение выслушивать товарища и сотрудничать в решении учебных задач;
- правильно реагировать на замечания учителя и своих одноклассников;
- умение формировать свое мнение.
Ожидаемые результаты: научиться определять тип склонения имен существительных.
Учебные материалы: учебник А.В.Поляковой «Русский язык», презентации, компьютер, проектор, каточки с существительными трех склонений.
Ход урока
I. Организационный момент
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручки, книги и тетрадки?
1. Минутка чистописания
Сели правильно, положили тетради, записали число.
- иа, птрк, удз
- какой элемент у этих букв одинаковый?
2. Словарная работа
М…сква, м…дведь, яг…да, с…поги, Р..ссия, п…льто, меб…ль, м…рковь.
- Найти общие признаки (существительные)
- Рассказать все, что мы знаем об этой части речи.
- Сгруппировать по отличительным признакам.
Работа в парах, взаимопроверка.
- Что такое склонение?
- Изменение существительных по падежам.
II. Усвоение новых знаний
Запишите предложение:
Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели.
- Найдите существительные, определите падеж, выделите окончания.
Учитель рассказал про лисицу, медведя, мышь.
Рассказал (про кого?) про лисицу, медведя, мышь.
- Почему существительные стоят в одном падеже, а окончания у них разные?
- Вот сегодня на уроке мы должны задаться целью и решить эту проблему.
- Выводы учащихся (после обсуждения).
- Надо поставить существительное в начальную форму (Им.П., Ед.ч.)
Лисица, медведь, мышь.
- Мы заметили:
- лисица - ж.р., окончание а
- медведь – м.р., нулевое окончание
- мышь – ж.р., с мягкой основой.
Учитель: запишите в три столбика.
- Работа со словами следующего слайда
лисица |
медведь |
мышь |
дядя |
окно |
дочь |
земля |
конь |
кровать |
Выделите окончание и сделайте вывод.
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
III. Вывод
Мы сгруппировали существительные по роду и окончаниям.
I склонение – существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я
II склонение – существительные
- м.р. с нулевым окончанием
- и ср.р. с окончаниями –о, -е
III склонение – существительные ж.р. с мягким знаком на конце.
- Теперь определите тему нашего урока и цель
- Три склонения существительных
- Цель: научить распознавать существительные разных склонений.
IV. Физминутка
Игра «Доскажи словечко»
(I склонение – 1 хлопок, II склонение – 2 хлопка, III склонение – 3 хлопка)
1.
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый …. (барабан)
2.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ….(белка)
3.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …. (горох)
4.
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? … (Еж)
5.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …(карандаш)
6.
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …(Кровать)
7.
Вперевалку шел со льдины
К нам на утренник ….(пингвин)
8.
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: Кошка, брысь».
Потому что это ….(рысь)
9.
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ….(сорока)
V. Закрепление нового материала
1. Алгоритм действий при определении склонения.
- Вернемся к нашему предложению:
Учитель рассказал про лисицу, медведя, мышь.
- Определите склонение существительных: вьюге, бурану, метели.
- Вывод: необходимо поставить в начальную форму, определить род, выделить окончание и определить склонение.
2. Работа по карточкам.
учился в школе ( ), плыли по реке ( ),
убежал за братом( ), вымыть с мылом ( ),
ножка от кровати ( ), написал в тетради ( ).
IV. Работа с учебником
Правило на стр. 12.
VII. Домашнее задание
Упр. 283, выучить правило, алгоритм определения склонения.
VIII. Подведение итога урока
- С какой целью необходимо научиться определить склонение существительных?
- Чтобы правильно писать окончания.
Литература
- Полякова А.В. Русский язык: учебник для 3 класса. Просвещение.
- Песняева Н.А. Рабочвая тетрадь. Просвещение.
- Дополнительная литература учащихся, Толковый словарь С.Ожегова.
- Интернет-ресурсы.