Слитное написание союзов также, чтобы, тоже, зато. Омонимичные слова (ФГОС). 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


I. Вступительное слово учителя

Когда-то давным-давно в одном городе жили великий мудрец и человек, завидующий его славе. Решил завистник придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Поймал бабочку, посадил её между ладоней… «Спрошу мудреца, мёртвая или живая бабочка в моих руках? Скажет-живая, сожму ладони бабочка умрёт. Скажет – мёртвая, открою ладони - и она улетит».

Так всё и случилось. Но мудрец был очень умным человеком. Он ответил на вопрос так: «Всё в твоих руках» (Слайды 1-2)

Презентация.

II. Формулируем тему урока

- Дорогие ребята! Наши удачи, успехи в учёбе, наша жизнь - всё в наших руках. Мы будем стараться, и у нас всё получится. Я в вас верю и желаю плодотворной работы на уроке (Слайд 3)

Перед вами на экране предложение, прочитайте его внимательно.

Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге. (Слайд 4)

- Какое это предложение? (Сложное, сложноподчинённое.)

- При помощи чего связаны простые предложения в составе сложного? (При помощи союза чтобы.)

- Как пишется союз? (Слитно.)

- Обратите внимание на выделенные слова в первом предложении.  Почему они написаны раздельно? (Это местоимение с предлогом.)

- Какая закономерность наблюдается в написании выделенных слов в данных предложениях?

(Союзы пишутся слитно, а другие части речи раздельно)

- С какими трудностями мы можем столкнуться при записи таких предложений под диктовку?

(Слова по звучанию одинаковые, поэтому на слух трудно определить, когда они пишутся слитно, а когда раздельно.)

- Как называются такие слова?

(Данные слова называются омонимичными частями речи.)

- Действительно, перед нами разные части речи, различные по написанию, но одинаковые по произношению.

- Мы обговорили два важных момента. Какие?

(Союзы пишутся слитно. Трудности написания возникают из-за тог ,что есть омонимичные слова)

- Как мы можем сформулировать тему урока?

(Слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы. Омонимичные слова)

- Запишите пожалуйста тему в тетради.

III. Формулируем цели урока

- Чему мы должны научиться?

(Научиться отличать союзы также, тоже, чтобы и зато от других омонимичных частей речи, которые пишутся раздельно. Это поможет избежать орфографических и пунктуационных ошибок в будущем.)

IV. Усвоение нового материала

Для того чтобы отличать омонимичные части речи, предлагаю вам исследовать предложения в таблице и определить, почему одинаковые слова пишутся по-разному. Свои наблюдения пожалуйста запишите в свободные столбцы. Над этим заданием предлагаю поработать в парах.

(Таблица наблюдений)

- Каковы результаты ваших наблюдений?

- Сверим наши выводы с материалом учебника.

- Есть ли различия в формулировке правил?

(Нет «зато»)

- Какой вы можете сделать вывод? Обобщите свои наблюдения.

- Сравните свои выводы с выводами таблицы.

- Но и это ещё не всё! Посмотрите внимательно на слайд.

(Внимание учеников обращается на то, что союз можно заменить другим союзом.)

- Каким союзом можно заменить союз чтобы, а союз тоже, также, зато?

- Союз чтобы – это союз подчинительный или сочинительный?

Мы его тоже должны заменить подчинительным союзом. Каким?

- Сочинительный союз тоже, также можно заменить сочинительным союзом и.

- Союз зато - это сочинительный союз (противительный), следовательно, мы его должны заменить сочинительным(противительным) союзом но.

V. Практическая часть урока

- А теперь попробуем применить наше правило на практике.

(Работа со слайдами. Устно объясняют, записывают предложения на доске и в тетради, графически обозначают)

1) Я тоже (= и) хочу наряжать ёлку (же нельзя опустить).

2) Небо потемнело, и в то же мгновение ударила молния (же можно опустить).

3) Всё так же, как когда-то, здесь цвела цвела сирень (противопоставление с союзом как).

4) В шуты он также (=тоже=и) не годиться (же нельзя опустить).

5) Что бы мне выбрать из такого изобилия? (бы можно опустить).

6) Чтобы (=для того чтобы) получить хороший урожай, нужно много трудиться (бы нельзя опустить).

7) В России холодная зима, зато (=но) можно кататься с горки.

8) Мальчик в красной футболке спрятался за то (за другое) дерево.

VI. Закрепление

- Продолжаем совершенствовать свои умения. Предлагаю вам поработать с карточками.

- Обменяйтесь листочками и каждый правильный ответ обозначьте знаком « +»

VI. Подведение итогов

- Что вы узнали?

- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?

- Как и где пригодятся?

- Ребята, пожалуйста оцените свою работу на уроке.

(Выставляют оценки)

- Замечательно. Сегодня вы хорошо поработали и сами оценили свою работу. Важно материал урока закрепить дома. Домашнее задание у вас на карточках.

- Помните, всё в ваших руках!