I. Вступительное слово учителя
Когда-то давным-давно в одном городе жили великий мудрец и человек, завидующий его славе. Решил завистник придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Поймал бабочку, посадил её между ладоней… «Спрошу мудреца, мёртвая или живая бабочка в моих руках? Скажет-живая, сожму ладони бабочка умрёт. Скажет – мёртвая, открою ладони - и она улетит».
Так всё и случилось. Но мудрец был очень умным человеком. Он ответил на вопрос так: «Всё в твоих руках» (Слайды 1-2)
II. Формулируем тему урока
- Дорогие ребята! Наши удачи, успехи в учёбе, наша жизнь - всё в наших руках. Мы будем стараться, и у нас всё получится. Я в вас верю и желаю плодотворной работы на уроке (Слайд 3)
Перед вами на экране предложение, прочитайте его внимательно.
Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге. (Слайд 4)
- Какое это предложение? (Сложное, сложноподчинённое.)
- При помощи чего связаны простые предложения в составе сложного? (При помощи союза чтобы.)
- Как пишется союз? (Слитно.)
- Обратите внимание на выделенные слова в первом предложении. Почему они написаны раздельно? (Это местоимение с предлогом.)
- Какая закономерность наблюдается в написании выделенных слов в данных предложениях?
(Союзы пишутся слитно, а другие части речи раздельно)
- С какими трудностями мы можем столкнуться при записи таких предложений под диктовку?
(Слова по звучанию одинаковые, поэтому на слух трудно определить, когда они пишутся слитно, а когда раздельно.)
- Как называются такие слова?
(Данные слова называются омонимичными частями речи.)
- Действительно, перед нами разные части речи, различные по написанию, но одинаковые по произношению.
- Мы обговорили два важных момента. Какие?
(Союзы пишутся слитно. Трудности написания возникают из-за тог ,что есть омонимичные слова)
- Как мы можем сформулировать тему урока?
(Слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы. Омонимичные слова)
- Запишите пожалуйста тему в тетради.
III. Формулируем цели урока
- Чему мы должны научиться?
(Научиться отличать союзы также, тоже, чтобы и зато от других омонимичных частей речи, которые пишутся раздельно. Это поможет избежать орфографических и пунктуационных ошибок в будущем.)
IV. Усвоение нового материала
Для того чтобы отличать омонимичные части речи, предлагаю вам исследовать предложения в таблице и определить, почему одинаковые слова пишутся по-разному. Свои наблюдения пожалуйста запишите в свободные столбцы. Над этим заданием предлагаю поработать в парах.
(Таблица наблюдений)
- Каковы результаты ваших наблюдений?
- Сверим наши выводы с материалом учебника.
- Есть ли различия в формулировке правил?
(Нет «зато»)
- Какой вы можете сделать вывод? Обобщите свои наблюдения.
- Сравните свои выводы с выводами таблицы.
- Но и это ещё не всё! Посмотрите внимательно на слайд.
(Внимание учеников обращается на то, что союз можно заменить другим союзом.)
- Каким союзом можно заменить союз чтобы, а союз тоже, также, зато?
- Союз чтобы – это союз подчинительный или сочинительный?
Мы его тоже должны заменить подчинительным союзом. Каким?
- Сочинительный союз тоже, также можно заменить сочинительным союзом и.
- Союз зато - это сочинительный союз (противительный), следовательно, мы его должны заменить сочинительным(противительным) союзом но.
V. Практическая часть урока
- А теперь попробуем применить наше правило на практике.
(Работа со слайдами. Устно объясняют, записывают предложения на доске и в тетради, графически обозначают)
1) Я тоже (= и) хочу наряжать ёлку (же нельзя опустить).
2) Небо потемнело, и в то же мгновение ударила молния (же можно опустить).
3) Всё так же, как когда-то, здесь цвела цвела сирень (противопоставление с союзом как).
4) В шуты он также (=тоже=и) не годиться (же нельзя опустить).
5) Что бы мне выбрать из такого изобилия? (бы можно опустить).
6) Чтобы (=для того чтобы) получить хороший урожай, нужно много трудиться (бы нельзя опустить).
7) В России холодная зима, зато (=но) можно кататься с горки.
8) Мальчик в красной футболке спрятался за то (за другое) дерево.
VI. Закрепление
- Продолжаем совершенствовать свои умения. Предлагаю вам поработать с карточками.
- Обменяйтесь листочками и каждый правильный ответ обозначьте знаком « +»
VI. Подведение итогов
- Что вы узнали?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?
- Как и где пригодятся?
- Ребята, пожалуйста оцените свою работу на уроке.
(Выставляют оценки)
- Замечательно. Сегодня вы хорошо поработали и сами оценили свою работу. Важно материал урока закрепить дома. Домашнее задание у вас на карточках.
- Помните, всё в ваших руках!