В процессе логопедических занятий в дошкольном возрасте закладываются полноценные предпосылки к обучению родному языку в школе. Восполнение пробелов в развитии языковых средств достигается с помощью особой формы подачи и проведения коррекционных занятий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребёнка. Однако у многих детей-логопатов отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, эмоционально-волевая незрелость. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о внедрении в коррекционно -логопедический процесс здоровьесберегающих технологий.
В логопедической работе используются следующие здоровьесберегающие технологии обучения, как традиционные, так и нетрадиционные:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- биоэнергопластика;
- глазодвигательные упражнения;
- су-джок терапия;
- игольчатый профилактико-лечебный ипликатор Кузнецова;
- фито и ароматерапия;
- психогимнастика;
- гимнастика для мозга (адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогают нормализовать работу гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Помимо традиционных методов логопеды используют фито- и ароматерапию для формирования кинестетических ощущении кончика языка, спинки, корня и боковых краев языка. Например, капнуть на кончик языка сок, мед, положить кусочек лимона. При гипотонусе языка детям предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку, кусочек прополиса и т.п.
Биоэнергопластика и адаптированная программа «Гимнастика для мозга» (автор программы - Ильичева О.С.) призваны повысить продуктивность протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования биосистемы ребёнка. [1]
Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Показатели прогресса учеников за 1 год показали, что их успеваемость повысилась на 50%.
Применение биоэнергопластики (сопряжённой гимнастики руки и языка, движения рук имитируют движения языка) позволяет достичь скорейших результатов в работе по постановке звуков, ускоряя исправление дефектов у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Биоэнергопластика способствует активизации естественного распределения энергии в организме. Упражнения формируют пластичность, раскрепощенность, ощущение контроля над своим телом.
Среди учащихся с нарушениями речи особое место занимают заикающиеся дети. Данный дефект проявляется в трудностях речевого общения. Преодолеть проблему помогают речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет не только скорректировать различные сферы психики, но и выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность. Эти упражнения используются во время проведения динамических пауз.
Высокой эффективностью и простотой обладает су-джок терапия и ипликатор Кузнецова.
Ипликатор Кузнецова является мощным раздражителем рецепторных зон кистей рук, а также активизирует кровообращение, улучшает питание всех систем организма. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев ипликатору с одновременным проговариванием автоматизируемых звуков, при этом усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий упражнений с ипликатором Кузнецова. [2]
Под воздействием несложных массажных упражнений массажёра су-джок достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Благодаря воздействию афферентных и эфферентных потоков идущих к коре головного мозга и обратно к артикуляционному аппарату и пальцам рук, развивается речевая функция. Су-джоки активно используются для автоматизации поставленных звуков: прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение.
Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. Формирование ВФП, как отмечал И.М. Сеченов, базируется на элементарном зрительно-моторном акте. Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. [3] Движения глаз и руки развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга, способствуют профилактике моторной и оптической дисграфии.
Коррекционно-развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий приносит детям массу положительных эмоций. Автоматизация звуков, развитие моторики, пространственной координации и т.д. превращаются в занимательное занятие и способствует:
- сокращению сроков коррекционной работы;
- повышению работоспособности учащихся;
- активизируют познавательный интерес;
- способствуют поддержанию положительного эмоционального настроя учащихся на протяжении всего занятия;
- благотворно воздействуют на психику ребёнка, на его состояние физического и психического здоровья.
Библиографический список
- Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков: методическое пособие. М.: Генезис, 2009. С. 32.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М.: Астрель, 2008 г. С.256.
- Сиротюк. А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001. С. 48.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 445.