Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике в условиях детского сада комбинированного вида
План.
1. Введение.
- понятие «здоровье»;
- основные показатели здоровья детей.
2. Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми:
- всестороннее логопедическое обследование;
- работа по развитию речевого дыхания;
- артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- логопедическая ритмика;
- развитие общей и мелкой моторики;
- гимнастика для глаз;
- релаксационные упражнения.
3. Участие родителей в коррекционном процессе - необходимое условие для успешного преодоления несовершенств детской речи.
4. Вывод.
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. В современной медицине его принято определять как такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, — показатели нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей — основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
К основным показателям здоровья детей относятся:
- уровень физического и нервно-психического развития детей;
- степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
- состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденноcти).
На логопедических занятиях исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.
Не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, обеспечивающую здоровье ребенка.
Изучение медицинских карт, индивидуальная беседа с мамой ребенка позволяют логопеду собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность разработать личностно-ориентированный подход при работе с ребенком. Это позволяет сразу же прогнозировать возможные трудности в обучении и помогает своевременно компенсировать причины возникших (или имеющихся) трудностей.
Для оздоровления детей с соматическими заболеваниями в условиях обучения необходимо достичь гармонии предметно-развивающей среды. Речь идет об оснащении здоровьесберегающего и учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях детей нужно рассаживать с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за столы, соответствующие их росту. Необходимо создать максимально комфортные условия для наших детей. Занятия должны приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций.
Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно-тепловой режим помещений. Поэтому после каждого занятия (индивидуального, подгруппового) нужно проводить проветривание помещения в отсутствие детей.
Но даже при учете этих факторов, в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что безусловно влияет на состояние здоровья ребенка. Вот почему логопед должен проводить физкультминутки, короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий. Такие физкультминутки уменьшают утомление и снижают отрицательное влияния однообразной позы.
При проведении индивидуальных занятий в логопедическом кабинете логопед всегда должен учитывать соматический статус ребенка. Смена позы ребенка (на стульчике, на коврике), смена видов деятельности (игры, упражнения для развития мелкой моторики). Контроль за дыханием и выполнение дыхательных упражнений, что особенно важно для детей с заболеваниями лор-органов. Необходимо уделять большое внимание состоянию ребенка на момент начала занятия. Возможно, следует уменьшить объем подобранного материала для занятия или заменить запланированные задания на более легкие, используя игровой материал.
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровь-есберегающих технологий и проведение комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на логопедических занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами.
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Упражнения на развитие речевого дыхания выполняются в свободной позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:
- холодную воздушную струю, направленную вниз;
- теплую воздушную струю, направленную вверх.
Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком- «лопаткой»,лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук Ф-Ф-Ф-Ф…
- «Подуем на султанчики». По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом , чтобы они двигались и шелестели.
- «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.
- «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.
- «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.
По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.
Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме чашечки поднят вверх, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус») или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный сильный выдох дает теплую , направленную воздушную струю.
- «Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
- «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х…).
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.
Хорошая дикция - основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика - выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».
Комплексы артикуляционных упражнений строятся с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Сеанс массажа не превышает 15 минут. Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день. Массаж дифференцирован: учитывается специфика дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка). При выпонении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используются поглаживание и легкая вибрация. При недостаточной подвижности языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо большим и указательным пальцами правой руки (в напальчниках). Массаж сочетается с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляются индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.
Коррекция особенностей моторного развития проводится как на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это достигается путем использования специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.
Например, для веселой зарядки можно использовать стихи Е.Григорьевой и В.Ланцети.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег — Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам.
Мы теперь метатели —
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой — бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Любимое занятие дошкольников — подвижная игра, она отличается выраженным эмоциональным характером и является лучшим средством от гиподинамии.
На этапе автоматизации звуков в слогах ребенку можно предложить повторить не только слоговой ряд, но и определенные движения кистями рук по заданному образцу (игра «Повтори — не ошибись»). Ребенок держит перед собой ладони тыльной стороной. Логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог. Затем это задание выполняет ребенок.
На этапе автоматизации звуков в словах можно использовать игру «Покажи и назови». Логопед объясняет правила игры: дети должны показать ту часть тела, название которой услышат. Затем логопед усложняет задание, предлагая детям запомнить последовательность слов, правильно ее воспроизвести, показав и назвав нужную часть тела и лица: лоб—локоть—ладонь; ладонь—локоть—лоб и т.п. После усвоения правила кто-то из детей становится ведущим. Помимо закрепления правильного звукопроизношения в словах такая игра воспитывает внимание и быстроту реакции.
При знакомстве детей с гласными звуками [а], [у], [и] и буквами А, У, И можно предложить такую игру. При произнесении логопедом звука [а] дети должны поднять руки над головой и показать беззвучную артикуляцию этого звука; звука [и] — выполнить наклоны головы в стороны и улыбнуться; звука [у] — вытянуть губы вперед в сторону указательного пальца правой руки. Эта же игра используется при определении гласного звука в середине слова. Предлагая детям показать с помощью движений, какие гласные звуки «живут» в словах тик так тук, логопед сначала произносит эти слова медленно, выделяя голосом гласный звук, затем ускоряет темп речи, изменяя последовательность слов.
Для развития слухового восприятия используется игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг. В середину его встает водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу вслед за логопедом, повторяя его движения, затем останавливаются.
Логопед
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай!
Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.
В логопедической группе особое внимание уделяется упражнениям по развитию мелкой моторики пальцев рук, способствующим:
- умственному и речевому развитию и выработке основных элементарных умений;
- воспитанию двигательной активности и переключению с одного вида деятельности на другой;
- облегчению усвоения навыков письма.
Так, сжимая и разжимая грецкий орех поочередно в каждой ладони, катая его по ладони и захватывая поочередно разными пальцами, дети развивают двигательные способности.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Усвоение правильных навыков звукопроизношения в слогах можно сопровождать «игрой на пианино». Положив ладони на стол, ребенок произносит заданный слог, поднимая поочередно пальцы, начиная с мизинца.
Упражнениями на переключение движений рук с оречевлением своих действий (например, кулаки—ладони или кулак—кольцо—ладонь) дети закрепляют правильность произношения звуков [л], [л'].
Закрепляя звук [л] в конце слова, логопед раскладывает перед ребенком картинки, перевернув их обратной стороной, и предлагает ему «пойти туда, не знаю куда, купить то, не знаю что». Ребенок «шагает» по столу указательным и средним пальцами правой (левой) руки и открывает по одной картинке, проговаривая фразу: «Я ходил, ходил, ходил и... (булку) купил».
Произношение звука [л'] можно закрепить в пальчиковой игре «Апельсин». Дети проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами.
Мы делили апельсин — Дети соединяют подушечки пальцев друг с другом в форме шара.
Много нас, а он один:
Эта долечка — для папы,
Эта долечка — для мамы,
Эта долька — для бабули,
Эта долька — для дедули,
Эта долька — для меня,
Остальное — кожура! Поочередно разъединяют пальцы, начиная с больших.
В структуру логопедических занятий следует включать и задания по формированию графических навыков, непосредственно связанные с темой занятия: различные виды штриховки, рисование по клеточкам, раскрашивание и др. При изучении темы «Звук [л] и буква Л» детям предлагается «смотать нитки в клубок». Они карандашом «накручивают» спираль вокруг заданной точки и длительно произносят звук [л]. Далее считают получившиеся «клубочки» по цепочке: один клубок, два клубка, закрепляя не только правильность произношения звука в стечении согласных звуков, но и правильность употребления окончаний при согласовании существительных с числительными. Используя получившееся изображение, можно заучить с детьми чистоговорку и оформить ее интонационно (грустно, удивленно...).
Котик ниток клубок
Укатил в уголок,
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.
Очень важно выполнять задания в игровой форме — без игры невозможно полноценное физическое и психическое развитие дошкольника. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы они стимулировали детей на достижение результатов и вызывали в них чувство ожидания следующих занятий.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин».
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз.
Упражнение «Метелки».
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
Особое внимание следует обратить на применение оздоровительных приемов, оказывающих психотерапевтическое воздействие.
Наблюдения за детьми во время логопедических занятий выявляли большое количество обучающихся с неустойчивой эмоционально-волевой сферой: им трудно сосредоточиться на задании, они очень отвлекаются и быстро устают, двигательно беспокойны. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают мышечное напряжение, особенно в процессе автоматизации звуков. Эти наблюдения привели к использованию специальных упражнений, позволяющих успокоить детей и снять у них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Такие расслабляющие упражнения описаны в специальной литературе (И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская и др.).
Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц, снижении степени бодрствования головного мозга, когда человек становится наиболее внушаемым. Поэтому применение релаксационных упражнений актуально и в работе с детьми, имеющими такие речевые нарушения, как ФФНР, ОНР, стертая дизартрия.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Упражнения по релаксации помогают создать спокойное настроение, радостную и свободную обстановку на занятиях.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Сначала вызывается расслабление мышц рук, потом остальных. Еще больше помогает сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Научиться произвольному расслаблению мышц, эмоционально успокоиться помогут упражнения, рекомендованные многими авторами (И.Г.Выгодская, Н.В.Берковская и др.).
Расслабление мышц рук
Упражнение «Кулачки». Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их (расслабиться) и дать почувствовать это состояние.
Руки на столе,
Кулачки сжаты,
Крепко,
с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней
сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени». Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Степень напряженности мышц каждого ребенка проверяется, затем обращается его внимание на то, как неприятно это напряжение, поэтому нужно расслабить руки.
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени...
Руки не напряжены.
И расслаблены...
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара». Дети поднимают голову, затем опускают, поворачивают вправо, ощущая напряжение и расслабление шейных мышц.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена
И расслаблена...
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена...
А теперь посмотрит вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Расслабление по представлению
Упражнение «Волшебный сон». Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоциональной напряженности внушением. Это упражнение удобно использовать во время занятий в период нарастания усталости у детей. Дети находятся в позе покоя, внимательно слушают логопеда и про себя повторяют «особые» команды. Логопед говорит тихим голосом, медленно, с длительными паузами.
Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Шея не напряжена и расслаблена. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Использование элементов релаксации, особенно в начальный период обучения, помогает формировать точные артикуляционные движения, поскольку у детей появляется умение распознавать отдельные группы мышц, исчезают сопутствующие движения при выполнении упражнений.
К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формулы на логопедических занятиях, в группе и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность в деятельности. У него появляется желание преодолеть речевой дефект.
На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует выучить дома и повторять ее на занятиях по формированию произношения.
Каждый день всегда, везде —
На занятиях, в игре —
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Дети с дизартрическим компонентом испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. В зависимости от звукопроизносительных возможностей речевой материал может быть различным: от коротких потешек и чистоговорок до выборочного пересказа по сюжетам известных сказок. При инсценировках дети перевоплощаются в героев коротких ритмичных произведений, подражают их голосам и пытаются создавать маленькие этюды. Например, при закреплении произношения звука [л] ребенку предлагают вспомнить песенку Колобка и спасти его от Лисы. Для этого ее нужно спеть без ошибок, правильно произнося закрепляемый звук: «Я — Колобок, Колобок. Я от дедушки ушел...».
Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать деревянные фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов», специальный пальчиковый театр. Уже один вид «веселого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Удобно использовать этих кукол при разучивании потешек и коротких диалогов. При повторении чистоговорок и скороговорок с использованием кукол можно обучить детей не только правильному произношению, но и интонационному оформлению фразы, анализу эмоциональных состояний. Так, при закреплении звукопроизносительных навыков логопед может предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной и восклицательной интонацией, используя двух кукол. Например: «Ша-ша-ша, мама моет малыша? Ша-ша-ша, мама моет малыша!» Можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, например: «Наша пушистая кошка спит на окошке», наделяя кукол различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Важно поощрять детей, давая им возможность самостоятельно придумать кукле имя, подобрать для нее новую интонацию. Такие виды заданий направлены не только на закрепление правильного произношения, но и способствуют эмоциональному развитию детей.
Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт логопеда с родителями. Помощь будет эффективна, когда к речи и поведению детей родители и логопед предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители будут регулярно посещать логопедические занятия, а логопед сможет продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указания для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, об особенностях работы с ним. Присутствие родителей на занятиях благотворно влияет на детско-родительские отношения.
Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Конспект занятия«Учимся слышать и правильно произносить звуки [ш], [ж]» по закреплению правильного произношения в старшей логопедической группе (совместно с родителями)
ЦЕЛИ:
- Привлечь родителей к активному участию в коррекционной работе по преодолению речевого дефекта у детей.
- Познакомить родителей с основными приемами формирования фонематических представлений у детей.
- Закрепить у детей дифференциацию звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и предложениях на слух и в произношении.
- Совершенствовать навык звукобуквенного анализа прямых слогов.
- Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ
- предметные картинки;
- чистоговорки;
- силуэтные изображения домашних животных и птиц;
- разрезные буквы;
- мягкая игрушка гном (Звукоежка);
- сюжетные картинки;
- стихотворение А.Барто «Медвежонок-невежа».
1. Вступительное слово логопеда перед родителями (дети находятся в группе с воспитателем)
Логопед обращает внимание родителей на необходимость закрепления произносительных навыков детей в домашних условиях, просит их побуждать детей прислушиваться к собственной речи и речи окружающих, формировать у них контроль за собственной речью, напоминает, что частое монотонное проговаривание слов и фраз становится ребенку неинтересным, предлагает познакомиться со специальными игровыми приемами, которые можно использовать дома при общении с ребенком. (Чем чаще родители будут использовать их, тем быстрее ребенок будет использовать в речи закрепляемый звук.)
2. Организационный момент
Логопед. Уважаемые родители! Представьте, что вы разучились произносить звуки [ш] и [ж]. Ваши дети должны спасти вас и исправить ситуацию. Посмотрим, как это у них получится.
От вас требуются активное участие в занятии и помощь в случае затруднений.
Дети входят в группу.
Ребята, ваши мамы пришли узнать, для чего вы ходите на логопедические занятия и чему научились. Давайте расскажем стихотворение, и тогда мамам все станет понятно. Дети (хором читают стихотворение о правильной речи И.Г.Выгодской)
Каждый день всегда, везде —
На занятиях, в игре —
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
3. Игра «Угадай по описанию»
Дети стоят у доски, мамы сидят за столами. На столах разложены предметные картинки, в названиях которых звуки [ш] и [ж].
Логопед. Дети, ваши мамы совсем не случайно пришли на наше занятие. От них странным образом «убежали» какие-то звуки, и теперь мамам нужна ваша помощь. Вы не знаете, чьи это проделки?
Дети показывают на гнома Звукоежку.
Из-за проказ Звукоежки мамы стали говорить какими-то загадками. Давайте попробуем разгадать, что они хотят сказать.
Мамы описывают предметы, изображенные на картинках, не называя их. Дети угадывают слова и выставляют картинки на доску.
Примеры
Что носят на голове? (Шапку.)
У кого самая длинная шея? (У жирафа.)
4. Игра «Добавь звук».
Логопед. Давайте проверим, получится ли теперь у мам произнести эти слова.
Мамы произносят названия выставленных на доске картинок, не называя первый звук в этих словах:
..апка, ..аба, ..уба, ..ук, ..урнал, ..кола, ..околад...
Дети угадывают слова и определяют, какие именно звуки разучились говорить мамы (звуки [ш] и [ж].
5. Различение звуков [ш] и [ж] на слух.
На доске выставлены картинки с изображениями гуся и жука.
Логопед. Я буду произносить разные слоги, а вы, ребята, вместе с мамами будете мне сигналить, какой звук услышали. А помогут нам гусь и жук. Покажите пальцами, как жужжит жук, как шипит гусь.
Дети показывают.
Итак, если услышите звук [ш], покажите гуся — большой палец правой руки соедините с указательным и средним пальцами в форме клюва, если услышите звук [ж] — пальцами левой руки «бегайте» по столу.
Логопед произносит слоги, мамы и дети «сигналят» пальчиками: жа, шу, ши, жи, ще, щу, шо, за, же...
Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.
6. Закрепление артикуляции звуков
Логопед. Ребята, мне кажется, я знаю, как помочь мамам. Давайте расскажем им, как нужно произносить эти «трудные» звуки.
Дети анализируют артикуляцию звука [ш], затем объясняют, чем она отличается от артикуляции звука [ж].
Молодцы! Я думаю, что сейчас у мам все должно получиться. Давайте проверим.
Логопед поочередно предъявляет картинки с изображением гуся и жука, мамы произносят нужные звуки.
7. Игра «Повтори — не ошибись!» (проговаривание чистоговорок с разной интонацией)
Логопед. Повторите фразу:
«Лежит ежик под елкой, у ежика иголки». (Удивленно.)
«Шапка и шубка — вот наш мишутка». (Радостно.)
«У ежа — ежата, у ужа — ужата». (Испуганно.)
«У нашего мишки в мешке большие шишки». (Печально.)
Логопед предлагает мамам взять по одной записке, прочитать вслух и выполнить предложенное задание. Затем его выполняют дети.
Физкультминутка
Логопед. Мамы, прошу выполнять движения поочередно с детьми, повторяя их несколько раз.
Большие ноги шли по дороге,
Взрослые ходят на месте.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Дети бегут на месте.
8. Звуковой анализ прямых слогов
На столах лежат конверты с силуэтами животных, лист бумаги, разрезные, буквы, на обратной стороне которых картинки на соответствующий звук.
Логопед. Ребята, проказы Звукоежки на этом не закончились. К нам за помощью пришли звери и птицы.
- Откройте свои конверты и скажите, кого вы из них узнали. (Курицу, гуся и корову.)
- А теперь с помощью мам наклейте в центре листа то животное, которое мычит. (Корова.)
- Слева от него наклейте птицу, которая гогочет. (Гусь.)
- А кого наклеим справа от коровы? (Курицу.)
- Вспомните, как мычит корова? (Корова мычит «му».)
- Какой первый звук ей нужно вернуть? (Звук [м].)
- Название какой картинки начинается с этого звука? (Маска.)
- Какой второй звук нужно произнести, чтобы получился слог му! (Гласный звук [у].)
- Выберите нужную картинку. (Улитка.)
Дети выкладывают картинки под силуэтом коровы.
Давайте проверим, замычит ли наша коровка? Переверните свои картинки и прочтите то, что у вас получилось.
Дети. Слог му.
Аналогично дети выкладывают слоги га. ко. Родители помогают в случае затруднений.
9. Игра «Договори словечко»
Логопед. Полученные звукоподражания нельзя назвать словами, превратим их в настоящие слова. Устроим соревнование между родителями и детьми на придумывание слов с получившимися слогами:
му — мука, музыка, муха;
га — газета, галоши, галка;
ко — кони, козы, коврик.
Логопед определяет, кто больше слов придумал.
10. Игра «Скажи правильно»
Детям раздают сюжетные картинки.
Логопед. Ребята, посмотрите на свои картинки и представьте, что вам захотелось сделать то, что на них изображено. Попросите разрешения у своих мам, используя слово можно. Если произнесете свою просьбу без ошибок, мама ответит: можно, если мама услышит ошибку, она скажет: нельзя.
11. Игра «Кто больше?» (нахождение слов с заданным звуком)
Логопед. Послушайте сказку для больших и маленьких А.Барто «Медвежонок-невежа».
А теперь продолжим наше соревнование. Мамы постараются запомнить как можно больше слов со звуком [ш], а вы, ребята, постарайтесь запомнить все слова со звуком [ж].
Родители и дети вспоминают нужные слова. Логопед уточняет значение слова невежа и спрашивает у детей, какие поступки должен совершать медвежонок, чтобы стать воспитанным.
12. Итог занятия
Логопед интересуется у детей, понравилось ли им заниматься вместе с мамами, благодарит родителей за участие и раздает им памятки по закреплению правильного произношения звуков дома.
Вывод: В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных, так как самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в логопедической практике, непосредственно включаются и являются неотъемлемой частью логопедического и коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Литература
- Выгодская И.Т., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоус-тия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5–7 лет. М., 1999.
- Выгодская И.Т. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда. М., 1993.
- Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М. 2008.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М. 2008.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб. 2004.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб. 2006.