Тип урока: обобщения, систематизации знаний.
Цель деятельности учителя: организовать деятельность обучающегося, направленную на актуализацию знаний о частях речи, способствовать отработке умения формирования навыка определения частей речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять части речи;
- использовать части речи в устной и письменной речи;
Метапредметные:
Познавательные:
- извлекать и преобразовывать информацию;
- сравнивать и делать выводы;
Коммуникативные:
- строить монологические высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
Регулятивные:
- формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности;
- соотносить цель урока и результат своей деятельности;
- осуществлять рефлексию;
Личностные:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
Методы\приемы обучения: проблемный метод, беседа, практический метод, частично-поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, малая группа.
Оборудование, наглядность: электронная доска, презентация, компьютер, тетрадь, учебник под ред. М.М.Разумовской, цветные карточки для рефлексии «Светофор».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
(Переходим на электронную доску, вспомним тему предыдущего урока «Текст») Прочитайте про себя.
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Когда мы гуляем по лесу, то слышим и видим, как живут звери и птицы.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
Фронтальный опрос.
1. Докажите, что это текст.
(Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой, предложения связаны по смыслу)
- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.
2. Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Давайте озаглавим текст. Запишем на доске заголовок (Лесная тропинка)
3. Найдём в тексте основную мысль. Что такое основная мысль текста? (Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)(Какое предложение в этом тексте является основной мыслью? )
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Работа по презентации. Первый слайд. На слайде мы видим записанные понятия.
1. Глагол, наречие, дополнение.
2. Местоимение, определение, наречие.
3. Имя прилагательное, имя существительное, сказуемое.
Задание: найдите лишнее понятие в ряду (1 ряд. - дополнение, 2 - определение, 3 - сказуемое), сверьтесь с соседом по парте.
Почему именно эти слова посчитали лишними? Какие ещё ЧР мы знаем?
Давайте определим тему урока. (Части речи) Запишем тему в тетрадь.
4. Целеполагание
Исходя из темы урока попробуем сформулировать цели урока.
Каковы цели урока? (вспомнить части речи, на какие вопросы они отвечают, что обозначают) (слайд № 3)
5. Актуализация опорных знаний
Давайте поговорим о ЧР. Будем оформлять наши выводы в таблицу.(по ходу обсуждения ребята записывают выводы в тетрадь)
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
|
|
Вспоминаем, ЧР делятся на какие виды… ЧР…Самостоятельные и служебные…чем отличаются самостоятельные ЧР от служебных?
Давайте посмотрим на слайд № 4. Что мы видим? Можем понять о чём идёт речь, когда смотрим на яблоко? А когда читаем «На»? (Нет) Яблоко - это какая ЧР? (Сущ.)А сущ. - это самостоятельная ЧР. Значит, у самостоятельных ЧР есть лексическое значение. «На» - это…предлог. Имеет он ЛЗ? (Нет)
Можем ли мы задать вопрос к этим словам?
(Что?) яблоко. На - ??? (нельзя задать вопрос). Попробуем составить предложение со словом «яблоко» (На столе лежит зелёное яблоко) Слово «яблоко» каким членом предложения является? А предлог «на» является членом предложения? (Нет)
Сделаем вывод: чем же отличаются самостоятельные ЧР. от служебных?
Посмотрим на слайд № 5.
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Можно задать вопрос |
Нельзя задать вопрос |
Есть лексическое значение |
Нет лексического значения |
Является членом предложения |
Не является членом предложения |
Валеопауза.
Поиграем с ЧР. Я называю ЧР, а вы выполняете действия, которые мы сейчас закрепим за каждой ЧР. Например, Имя существительное - обозначает предмет. Когда буду говорить - Имя существительное, будете мне показывать любой предмет. Потренируемся.
Глагол - обозначает действие. При слове «Глагол» - топать ногами.
Прилагательное - признак. Я называю цвет, а вы ищете его у себя на одежде и показываете.
Союз используется для связи слов в предложении, либо связывает простые предложения в сложном. При слове союз - сцепляем руки над головой.
(Имя существительное, Глагол, Глагол, Союз, Имя прилагательное, Имя существительное, Имя прилагательное, Союз)
Посмотри на следующий Слайд (Слайд № 6), я оформила информацию о ЧР в табличку.
Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает и что обозначает каждая ЧР) (Работа в малой группе, 4 человека)
Воспроизводятся поочерёдно слайды с самостоятельными ЧР. Ученики каждой группы дают определение + приводит примеры)
6. Включение в систему знаний и повторение
Перед вами на слайде № 13 текст, давайте его отредактируем, включив в него самостоятельные и служебные ЧР(Текст распечатан для каждого ученика)
Пришло теплое лето. На … опушке распускаются …, …, шиповник. Белые ромашки …. к солнцу свои нежные ….
Вылетают из ….гнёзд птенцы. Рыжие лисята … играют у норы. А кто мелькает в сосновых ветках? Да это … бельчата … свои первые высотные прыжки. В сумерках выходят на …. колючие ежата.
… обижайте лесных малышей. Приходите … лес … друзьями!
Ребята зачитывают по желанию свои варианты текстов.
Сравним. (Слайд № 14)
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. Рыжие лисята весело играют у норы. А кто мелькает в сосновых ветках? Да это ловкие бельчата совершают свои первые высотные прыжки. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями!
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какова была тема урока? Цель урока? (Части речи. Вспомнить части речи, на какие вопросы они отвечают, что обозначают)
Возьмите цветные карточки.
- Какой цвет будет говорить о том, что все на уроке вам было понятно?
- Зеленый.
- Какой, что не во всем вы сегодня разобрались?
- Желтый.
- А какой, что осталось многое непонятным?
- Красный.
- Поднимите карточку с соответствующим цветом.
- Как вы думаете, добились ли мы на сегодняшнем уроке поставленной цели?
- Что вспомнили?
- Были ли трудности? С какими трудностями мы столкнулись? С чем это связано?
8. Домашнее задание на выбор
1.) Учебник - стр. 39, упр.92. (задание 1)
2) Задание по карточке.
Запиши текст. Укажи (надпиши над словами) в тексте имена существительные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы, предлоги, союзы.
Осень. Наступило 29 сентября. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся первым на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки.