Тренинг индивидуальной коррекции межличностных отношений (детско-родительских отношений)

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Психологические исследования детей и подростков показывают, что взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать как эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, так и ущербное развитие потребностей и мотивов, низкое самоуважение, недоверие к окружающим.

Подростковый возраст особенно чувствителен к различного рода нарушением отношений. Предлагаемый тренинг направлен на коррекцию отношений ребенка с родителем, создание благоприятных условий для гармоничного развития личности.

Занятие 1. «Знакомство»

«Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между родителем и ребенком, развитие тактильных ощущений.

Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. Надо почувствовать, какова рука — мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.
Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Знакомство»

Цель: сближение родителей и детей.

Участники садятся напротив друг друга. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что тот любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

«Связующая нить»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Родитель и ребенок рисуют один рисунок, при этом, не произнося ни слова. Они стараются, чтобы получилась картина.

«Презентация»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Участники обсуждают рисунок, выражают свое эмоциональное состояние: трудно или легко им было понимать друг друга без слов.

«Игра без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

Упражнение на принятие себя: «Я — Ты»

Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны по­чувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я» - И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, ког­да захотят сами участники.

Домашнее задание

Ведущий говорит о важности понимания самого себя и понимания своего ребенка и предлагает выполнять Домашние задания, их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Родители отвечают на вопросы за себя и за ребенка дети также отвечают за себя и за родителя. (Приложение 1)

Рефлексия «Связующая нить...»

Участники характеризуют настроение, высказывают свои чувства: что понравилось, что нет и почему.

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»

«Связующая нить»

Дети и родители по очереди говорят о том, что они хотят. «Я хочу... полетать на планере, чувствовать себя счастливыми, иметь больше друзей» и т.д.

«Подари улыбку»

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся напротив друг друга, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия

  • Что чувствовали?
  • Какое сейчас настроение?

Обсуждение домашнего задания

При обмене ответами на вопросы между участниками обсуждение часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Важно, чтобы высказались и ребенок, и родитель.

«Мой герб»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Ребенок и родитель рисуют свой индивидуальный герб.

Презентация

Участники по очереди презентуют свой герб.

«Игра без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...»

Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...

Упражнение на принятие себя: «да — нет»

Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «да — нет», «нет — да». После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

Домашнее задание

(Приложение 2)

Рефлексия «Связующая нить»

Участники характеризуют настроение, высказывают свои чувства: что понравилось, что нет и почему.

Занятие 3. «Почувствуй себя любимым»

«Связующая нить»

Тема упражнения: «Я люблю...»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

С помощью фразы «Я люблю, когда ты...» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т.д.).

«Налаживание взаимоотношений»

Цель: возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Участники садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза, ощущая присутствие друг друга. Родители - большие, надежные, теплые, сильные. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родитель тихо говорит ребенку: «Я тебя люблю!» ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди, сколько захочется.

В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

Обсуждение домашнего задания

При обмене ответами на вопросы между участниками обсуждение часто принимает вид свободной дискуссии.  Важно, чтобы высказались и ребенок и родитель.

«Связующая нить»

Тема упражнения: «Я могу...»

Цель: развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Участники по очереди продолжают фразу «Я могу…»

«Игра без правил»

Тема игры: «Я могу доверить тебе...»

Цель: возможность выразить свою любовь, поддержку, доверие.

Участники по очереди продолжают фразу «Я могу доверить тебе…»

«Связующая нить»

Тема упражнения: «Я злюсь, когда...»

Участники по очереди продолжают фразу «Я злюсь, когда…»

«Игра без правил»

Тема упражнения: «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты..» В данном задании важно обеим сторонам искренне честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.

Участники по очереди продолжают фразу«Я злюсь и раздражаюсь, когда ты..»

«Только вместе!»

Цель: эмоциональный контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

Родитель и ребенок вместе рисуют «Герб семьи».

Презентация

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Участники рассказывают о своем семейном гербе.

Рефлексия

Домашнее задание

(Приложение 3)

«Связующая нить»

Участники характеризуют настроение, высказывают свои чувства: что понравилось, что нет и почему.

Занятие 4. «Все вместе!»

«Связующая нить»

Тема: «Я боюсь...»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Участники по очереди продолжают фразу «Я боюсь…»

«Игра без правил»

Тема: «Хочу тебя предупредить...» (не разговаривай с незнакомыми, мой руки перед едой и т.д.).

Ребенок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель — в роли опекаемого. В результате может быть открыто, что мама (папа) — тоже живое (да и хрупкое) существо, не всемогущее, ее (его) надо жалеть...

Обсуждение домашнего задания

Ребенок и родитель обсуждают домашнее задание.

Тема: «Я хочу, чтобы все...»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Участники по очереди продолжают фразу «Я хочу, чтобы все…»

«Связующая нить»

Тема: «Я мечтаю...»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Участники по очереди продолжают фразу «Я мечтаю…»

«Комплимент»

Цель: создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.

Предварительная беседа, организованная как размышление над вопросом «Что такое комплимент?».

Участники берутся за руки. Каждый по очереди говорит комплимент.

Презентация «Игра без правил»

Тема: «Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь...» (через десять лет, через год, через день — будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья и т.д.).

Родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако давая позитивную установку, нужно не забывать о том, что слишком часто источник несчастья — в завышенных притязаниях.

Связующая нить

«Общий рисунок»

Все участники совместно на большом листе бумаги рисуют один рисунок.

Подведение итогов

Вопросы родителям:

  • Изменились ли ваши взаимоотношения?
  • Что нового в поведении ребенка вы заметили? Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?
  • Что вы сами приобрели в процессе тренинга?

Вопросы детям:

  • Попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий.
  • Что вам больше всего понравилось на занятиях?
  • Что нового в поведении ваших родителей вы заметили за это время?

Общий вопрос:

  • Что бы вы пожелали друг другу и себе?