Цель. Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи.
Логопедические:
- Образовательные: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л] в слогах, словах, предложениях, формирование умения соотносить фонему с соответствующей графемой.
- Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания, развитие моторики пальцев рук, расширение и активизация словаря на материале темы «Осень», развитие связной речи.
- Воспитательные: воспитание любви к живой природе.
Психологические:
- развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);
- закрепить умение распознавать чувства и эмоции;
- воспитывать положительное отношение друг к другу.
Оборудование: рисунок солнышка, индивидуальные зеркала, палочки с прикрепленными листочками, кукла Эмма, рисунки детей, листья со слогами, индивидуальные карточки со словами, звуковая линеечка, картинка с белкой, которая прячется в дупле дерева, дипломы обучающихся.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Логопед:
- Здравствуйте, дети. Наше сегодняшнее занятие необычное.
У нас много гостей и мы проводим занятие с психологом (И.О. психолога). Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.
- Молодцы, садитесь на свои места.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Логопед: Дети, на занятии мы совершим увлекательное путешествие в страну осени «Листопад». Будем закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Психолог: Страна осени - это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому, что волшебная страна «Листопад» не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова. (Психолог держит в руках солнышко и, улыбаясь, передает его ребенку со словами: «Желаю тебе удачи». Ребенок передает солнышко и добрые пожелания соседу, и т.д.)
2. Самомассаж
Логопед демонстрирует приемы самомассажа, дети повторяют эти приемы.
Логопед: Чтобы путешествовать по стране, нам нужно подготовиться!
Готовим лоб, лоб к путешествию готов! (Поглаживание, растирание разминание, поглаживание)
Готовим нос, нос к путешествию готов! (Круговые движения большими пальцами по крыльям носа)
Готовим щеки, щеки готовы! (Поглаживание, постукивание подушечками пальцев, поглаживание)
Мы к путешествию готовы? (Готовы.)
4. Пальчиковая гимнастика
Психолог: Нет! Наше путешествие будет нелегким. Мы будем много размышлять, запоминать, анализировать. Мы должны быть очень внимательными.
Логопед: Хорошо, если дети внимательные и замечают, что произошло в природе, они сразу отгадают загадку.
Загадка про осень
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
(Дети называют время года.)
Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?
(Дети отвечают.)
Логопед: А сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков и еще раз вспомним признаки осени.
Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.
«Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья;
Пустынны поля;
Первым снежком принакрылась земля».
5. Развитие дыхания
Логопед: Осенью часто дует ветер.
(Дети дуют на веточку с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто.)
Логопед: Молодцы! А теперь мы готовы путешествовать? (Нет.)
6. Артикуляционные упражнения (авторский стих про куклу Эмму)
Логопед: Дети, кто-то к нам стучится в дверь.
Психолог: Это наверно новый воспитанник. Пойду, посмотрю. (Психолог приносит куклу Эмму, логопед, всунув свою руку в «язык» куклы, манипулирует им.)
Логопед: Это кукла Эмма. Она про себя сочинила стих. Послушайте.
Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
А зовусь я кукла Эмма
И советы мои ценны.
Вы смотрите, повторяйте,
И со мною закрепляйте.
Язычки должны трудиться –
Им никак нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Буду с вами я дружить
И красиво говорить!
Эмма вместе с нами будет выполнять упражнения для язычка, т.е. артикуляционную гимнастику. Сядьте ровно, спинки выпрямите.
(Психолог передает логопеду куклу).
- Язычок проснулся и выглянул в окошко (упр. «Лопаточка»).
- Сел за стол, стал пить чай (упр. «Чашечка»).
- Поел “блинчик” с вареньем (упр. «Вкусное варенье»).
- Почистил зубы (упр. «Чистим зубы»).
- И пошел гулять, качаться на качелях (упр. «Качели»).
7. Изолированное произношение звука
Логопед: А теперь давайте расскажем кукле Эмме о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].
- Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)
- Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)
- Губы в улыбке или трубочкой? (в улыбке)
- Язык внизу или вверху? (вверху). Куда он дотрагивается? (кончик языка дотрагивается до верхних зубов).
- Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)
Логопед: Дети, Эмма вами довольна, она тоже хочет остаться на нашем занятии. Кукла говорит, что вы готовы к путешествию. Мысленно садимся на самолет и летим.
Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.
- Самолет летит: л-л-л…
- Самолёт приближается л-л-Л-Л…
- Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…
(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата хором, цепочкой, индивидуально.)
8. Характеристика звука
- Пока мы летим, давайте дадим характеристику этого звука. Звук [л] какой гласный или согласный? (Согласный.) Звонкий или глухой?
(Звонкий.) Твердый или мягкий? (Твердый.)
9. Связь звука с буквой
Логопед.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
- Какая буква соответствует звуку Л? («Эль»)
- На что похожа буква «Эль»?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.Клоун этот так хорош –
Он на букву Л похож.
(Выставка рисунков буквы «Эль»)
10. Закрепление звука в слогах
Психолог:
Мы приземлились на дорожку в стране осени.
Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая
По дорожке вы пойдите, слоги все вы соберите.
- По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.
Дима скажет слоги грустно: лы - лу - ла
Ульяна скажет слоги радостно: ла – лу - ла
Женя скажет слоги удивленно: ул - ал – ол
Кристина скажет слоги равнодушно: ыл – ул – ал
11. Физминутка
Психолог: Мы походили по дорожке и немножко устали. Выполним физминутку. Давайте покажем, как могут кружиться осенние листья.
Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
12. Развитие фонематического слуха
Игра “Поймай звук”.
Логопед.
- Дети, я собрала листья, которые кружились вместе с вами. На них написаны слоги.
- Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л].
МА ЛА РЫ НО ЛУ КУ ТЫ СЫ ЛЫ
13. Закрепление звука в словах
Логопед: Молодцы, вы ладошками поймали слоги ЛА – ЛУ – ЛЫ.
Давайте составим с этими слогами слова. Слова будут начинаться на эти слоги. У медведя большая (лапа). Ночью в небе светит (луна). Зимой дети катаются на (лыжах). Назовите слова, которые заканчиваются этими слогами.
На уроках дети учат (правила). Ученики ходят в (школу). В школьной столовой стоят длинные (столы).
Игра «Найди лишнее слово»
Психолог: Ребята, вы молодцы. Шагая по дорожке, мы подошли к дереву, с которого облетели листочки, но мы на него прикрепим картинки. Назовите лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. Психолог прикрепляет к дереву картинку – рыба и т.д.
- Соловей, ласточка, орел, рыба, галка (птицы).
- Платье, плащ, сланцы, блуза, футболка (одежда).
- Ложка, тарелка, вилка, стол (посуда).
- Кукла, лошадка, юла, резинка (игрушки).
- Поезд, слон, белка, волк, лось (животные).
- Солнце, луна, яблоко, планета (небесные тела).
- Стол, стул, глаза, кресло (мебель).
- Мыло, масло, колбаса, молоко, халва (продукты).
14. Развитие звукового анализа
Игра «Звуковая линеечка»
Логопед: Дети, под деревом собрались разные животные. Определите, на каком месте (начало, середина, конец) находится звук [л] в словах: слон, лама, осел, белка, волк, крокодил, лошадь, лось. Какие из зверей домашние? (осел, лошадь)
Каких зверей можно встретить в наших лесах? (белку, волка, лося) Каких животных можно увидеть в зоопарке? (слона, ламу, крокодила)
15. Закрепление звука в предложениях
Логопед: Дети, догадайтесь, какой рыженький пушистый зверек живет в дупле нашего дерева?
Развитие связной речи.
Дайте полный ответ на мои вопросы.
- Где живет белка? (Белка живет в дупле.)
- Часто она выходит из дупла? (Из дупла она выходит часто.)
- Где прыгает белочка? (Белочка прыгает по веткам.)
- Что сушит зверек на зиму? (На зиму зверек сушит грибы.)
- Какие еще припасы заготавливает белка? (Белка заготавливает орехи и шишки.)
- Для чего ей нужны припасы? (Припасы ей нужны, чтобы прокормиться зимой.)
(Дети составляют рассказ, о белке опираясь на вопросы.)
III. Заключительная часть
16. Итог занятия
Логопед: Дети, наше путешествие по стране «Листопад» еще не закончилось, если вам понравилось, мы будем ходить по осенним дорожкам на следующем занятии.
- Какой звук вы сегодня закрепили в речи?
- Что вам понравилось на занятии?
17. Рефлексия
Проводит психолог.
На доске выкладываем лучики к солнышку.
- Желтые лучи - «У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно».
- Красные лучи – У меня остались вопросы по занятию».
- Результативность – все лучи желтого цвета.
18. Награждение дипломами обучающихся
Логопед: Награждаются дипломами дети за участие в конкурсе рисунков «Портрет буквы Л», за активную работу на логопедическом занятии.