Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях»

Разделы: Логопедия


Цель. Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи.

Логопедические:

  • Образовательные: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л] в слогах, словах, предложениях, формирование умения соотносить фонему с соответствующей графемой.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; формирование правильного речевого дыхания,  развитие моторики пальцев рук, расширение и активизация словаря на материале темы «Осень», развитие связной речи.
  • Воспитательные: воспитание любви к живой природе.

Психологические:

  • развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление);
  • закрепить умение распознавать чувства и эмоции;
  • воспитывать положительное отношение друг к другу.

Оборудование: рисунок солнышка, индивидуальные зеркала, палочки с прикрепленными листочками, кукла Эмма, рисунки детей, листья со слогами,  индивидуальные карточки со словами, звуковая линеечка, картинка с белкой, которая прячется в дупле дерева, дипломы обучающихся.

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Логопед:

- Здравствуйте, дети. Наше сегодняшнее занятие необычное.

У нас много гостей и мы проводим занятие с психологом (И.О. психолога). Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.

- Молодцы, садитесь на свои места.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Логопед:  Дети, на занятии  мы совершим увлекательное путешествие в страну осени «Листопад». Будем закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Психолог: Страна осени - это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому, что волшебная страна «Листопад» не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова. (Психолог держит в руках солнышко и, улыбаясь, передает его ребенку со словами: «Желаю тебе удачи». Ребенок передает солнышко и добрые пожелания соседу, и т.д.)

2. Самомассаж

Логопед демонстрирует приемы самомассажа, дети повторяют эти приемы.

Логопед: Чтобы путешествовать по стране, нам нужно подготовиться!

Готовим лоб, лоб к путешествию готов! (Поглаживание, растирание разминание, поглаживание)

Готовим нос, нос к путешествию готов! (Круговые движения большими пальцами по крыльям носа)

Готовим щеки, щеки готовы! (Поглаживание, постукивание подушечками пальцев, поглаживание)

Мы к путешествию готовы? (Готовы.)

4. Пальчиковая гимнастика

Психолог: Нет! Наше путешествие будет нелегким. Мы будем много размышлять, запоминать, анализировать. Мы должны быть очень внимательными.

Логопед: Хорошо, если дети внимательные и замечают, что произошло в природе, они сразу отгадают загадку.

Загадка про осень

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?

(Дети называют время года.)         

Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?

(Дети отвечают.)

Логопед: А сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков и еще раз вспомним признаки осени.

Задание: поочередно соединять пальцы рук на каждый признак осени.

«Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья;
Пустынны поля;
Первым снежком принакрылась земля».

5. Развитие дыхания

Логопед: Осенью часто дует ветер.

(Дети дуют на веточку с листьями тихо; сильно; плавно; порывисто.)

Логопед: Молодцы! А теперь мы готовы путешествовать? (Нет.)

6. Артикуляционные упражнения (авторский стих про куклу Эмму)

Логопед: Дети, кто-то к нам стучится в дверь.

Психолог: Это наверно новый воспитанник. Пойду, посмотрю. (Психолог приносит куклу Эмму, логопед, всунув свою руку в «язык» куклы, манипулирует им.)

Логопед: Это кукла Эмма. Она про себя сочинила стих. Послушайте.

Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
А зовусь я кукла Эмма
И советы мои ценны.
Вы смотрите, повторяйте,
И со мною закрепляйте.
Язычки должны трудиться –
Им никак нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Буду с вами я дружить
И красиво говорить!

Эмма вместе с нами будет выполнять упражнения для язычка, т.е. артикуляционную гимнастику. Сядьте ровно, спинки выпрямите.

(Психолог передает логопеду куклу).

- Язычок проснулся и выглянул в окошко (упр. «Лопаточка»).

- Сел за стол, стал пить чай (упр. «Чашечка»).

- Поел “блинчик” с вареньем (упр. «Вкусное варенье»).

- Почистил зубы (упр. «Чистим зубы»).

- И пошел гулять, качаться на качелях (упр. «Качели»).

7. Изолированное произношение звука

Логопед: А теперь давайте расскажем кукле Эмме о правильном положении губ и языка, при произнесении звука [Л].

- Рот закрыт или приоткрыт? (приоткрыт)

- Зубы соединены или разомкнуты? (разомкнуты)

- Губы в улыбке или трубочкой? (в улыбке)

- Язык внизу или вверху? (вверху). Куда он дотрагивается? (кончик языка дотрагивается до верхних зубов).

- Работают ли голосовые связки? (Голосовые связки работают.)

Логопед: Дети, Эмма вами довольна, она тоже хочет остаться на нашем занятии. Кукла говорит, что вы  готовы к путешествию. Мысленно садимся на самолет и летим.

Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.

- Самолет летит: л-л-л…

- Самолёт приближается л-л-Л-Л…

- Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…

(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата хором, цепочкой, индивидуально.)

8. Характеристика звука

- Пока мы летим, давайте дадим характеристику этого звука. Звук [л] какой гласный или согласный? (Согласный.) Звонкий или глухой?

(Звонкий.) Твердый или мягкий? (Твердый.)

9. Связь звука с буквой

Логопед.

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

- Какая буква соответствует звуку Л? («Эль»)

- На что похожа буква «Эль»?

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Клоун этот так хорош –
Он на букву Л похож.

(Выставка рисунков буквы «Эль»)

10. Закрепление звука в слогах

Психолог:

Мы приземлились на дорожку в стране осени.
Вот дорожка не простая, вот дорожка слоговая
По дорожке вы пойдите, слоги все вы соберите.

- По очереди шагайте по дорожке и произносите слоги, которые я вам скажу.

Дима скажет слоги грустно: лы - лу - ла

Ульяна скажет слоги радостно: ла – лу - ла

Женя скажет слоги удивленно: ул - ал – ол

Кристина скажет слоги равнодушно: ыл – ул – ал

11. Физминутка

Психолог: Мы походили по дорожке и немножко устали. Выполним физминутку. Давайте покажем, как могут кружиться осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

12. Развитие фонематического слуха

Игра “Поймай звук”.

Логопед.
- Дети, я собрала листья, которые кружились вместе с вами. На них написаны слоги.

- Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком [Л].

МА ЛА РЫ НО ЛУ КУ ТЫ СЫ ЛЫ

13. Закрепление звука в словах

Логопед: Молодцы, вы ладошками поймали слоги ЛА – ЛУ – ЛЫ.

Давайте составим с этими слогами слова. Слова будут начинаться на эти слоги. У медведя большая (лапа). Ночью в небе светит (луна). Зимой дети катаются на (лыжах). Назовите слова, которые заканчиваются этими слогами.

На уроках дети учат (правила). Ученики ходят в (школу). В школьной столовой стоят длинные (столы).

Игра «Найди лишнее слово»

Психолог: Ребята, вы молодцы. Шагая по дорожке, мы подошли к дереву, с которого облетели листочки, но мы на него прикрепим картинки. Назовите лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. Психолог прикрепляет к дереву картинку – рыба и т.д.

  • Соловей, ласточка, орел, рыба, галка (птицы).
  • Платье, плащ, сланцы, блуза, футболка (одежда).
  • Ложка, тарелка, вилка, стол  (посуда).
  • Кукла, лошадка, юла, резинка  (игрушки).
  • Поезд, слон, белка, волк, лось (животные).
  • Солнце, луна, яблоко, планета (небесные тела).
  • Стол, стул, глаза, кресло (мебель).
  •  Мыло, масло, колбаса, молоко, халва (продукты).

14. Развитие звукового анализа

Игра «Звуковая линеечка»

Логопед: Дети, под деревом собрались разные животные. Определите, на каком месте (начало, середина, конец) находится звук [л] в словах: слон, лама, осел, белка, волк, крокодил, лошадь, лось. Какие из зверей домашние? (осел, лошадь)

Каких зверей можно встретить в наших лесах? (белку, волка, лося) Каких животных можно увидеть в зоопарке? (слона, ламу, крокодила)

15. Закрепление звука в предложениях

Логопед: Дети, догадайтесь, какой рыженький пушистый зверек живет в дупле нашего дерева?

Развитие связной речи.

Дайте полный ответ на мои вопросы.

- Где живет белка? (Белка живет в дупле.)

- Часто она выходит из дупла? (Из дупла она выходит часто.)

- Где прыгает белочка? (Белочка прыгает по веткам.)

- Что сушит зверек на зиму? (На зиму зверек сушит грибы.)

-  Какие еще припасы заготавливает белка? (Белка заготавливает орехи и шишки.)

- Для чего ей нужны припасы? (Припасы ей нужны, чтобы прокормиться зимой.)

(Дети составляют рассказ, о белке опираясь на вопросы.)

III. Заключительная часть

16. Итог занятия

Логопед: Дети, наше путешествие по стране «Листопад» еще не закончилось, если вам понравилось, мы будем ходить по осенним дорожкам на следующем занятии.

- Какой звук вы сегодня закрепили в речи?

- Что вам понравилось на занятии?

17. Рефлексия

Проводит психолог.

На доске выкладываем лучики к солнышку.

  • Желтые лучи - «У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно».
  • Красные лучи – У меня остались вопросы по занятию».
  • Результативность – все лучи желтого цвета.

18. Награждение дипломами обучающихся

Логопед: Награждаются дипломами дети за участие в конкурсе рисунков «Портрет буквы Л», за активную работу на логопедическом занятии.