Методическая разработка для уроков риторики в начальной школе. Тип текста и речевой жанр. Корреляция понятий. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формировать у учеников устойчивые компетенции в определении типов текста, выявлении существенных признаков текстов разного типа и взаимосвязи типов текстов и речевых жанров.

Методическая разработка содержит комплекс заданий и упражнений (2 части: Типы текста и Речевые жанры), выполнение которых позволит сформировать умение определять тип текста на основе выявления существенных признаков текстов: описание, повествование, рассуждение. В ходе выполнения заданий ученики смогут сформировать компетенции в использовании текстов различного типа (повествование, описание, рассуждение) и их элементов в текстах различных речевых жанров.

Кроме того, методическая разработка содержит схему корреляции понятий «Тип текста» и «Речевой жанр».

Методическая разработка может быть применена на уроках риторики в 3 классе в части «Типы текста» и в обеих частях - на уроках риторики в 4 классе на этапах активизации знаний о типах текста и знакомстве с темой «Речевые жанры».

Задания могут использоваться:

В форме:

  • для работы в устной форме фронтально и индивидуально.
  • для самостоятельной работы в письменной форме.

На этапах:

на этапах формирования умения в определении типов текста.

с целью контроля сформированности компетенций в определении типов текста.

Часть 1. Тип текста

1. Определите тип текста

Город Каргополь – районный центр в Архангельской области. Он расположен на левом берегу реки Онега. Известен как город с 14 века, первые поселения на этом месте относятся к 11-12 веку.  В 14-15 веках находился под властью Новгорода, с 15 века переходит к Великому Московскому княжеству.

В Каргополе есть известный краеведческий музей, где представлены произведения местного народного промысла –глиняная игрушка, вышивка и узорное  ткачество, женские головные уборы, золотые платки, резные и расписные прялки.

Каргополь живописно раскинулся вдоль реки сетью коротких улиц, застроенных невысокими, преимущественно деревянными домами, над которыми высятся белокаменные церкви.  В городе больше десятка разных церквей и соборов.

В современном Каргополе есть железнодорожное и воздушное сообщение.

2. Определите тип текста и составьте его план

Клюква – северное растение. Оно не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ледяных ветров. Растет клюква  в северных районах. Особенно любит селиться на моховых кочках торфяных болот.

Клюква – мелкий стелющийся по земле кустарничек с тонким и длинным стеблем. Листья клюквы ярко-зеленые сверху, а снизу – серебристые и зимой не опадают. Цветки клюквы розового цвета, появляются в конце мая – начале июня.

Первую  клюкву собирают в сентябре. Она твердая и кислая. А та, что собрана поздней осенью, когда морозец застеклил оконца болотной воды и землю снежком присыпал, она хоть и кислая, но очень вкусная.

_________________________________

3. Определить типы текстов

Для того, чтобы выделить корень в слове, надо подобрать однокоренные слова, то есть такие слова, которые сходны между собой по смыслу и имеют общую часть. Эта общая часть всех родственных слов и будет корнем.
___________________________________

Кошка – гибкое, изящное и очень чистоплотное существо. Она любит своих хозяев, свой дом, ей нравится нежиться в тепле и уюте, подремать на солнышке или в мягком кресле.
____________________________________

Волк съел овцу. Мужики поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «За что вы меня мучаете, за то, что я сер?» а мужики говорят: «Не за то что я сер, а за то, что овцу съел».
_____________________________________

4. Сочетание каких типов текста встречаются в отрывке рассказа

Пришел сентябрь. После августовских теплых дней, после знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. В моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем полянах краснеют гроздья рябины.

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находит жуков и глупых лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкие лесной мох – стелет зимнюю постель.

_______________________________________

5. Выполни задания

  1. Определи тип текста
  2. Озаглавить
  3. Определить тему и основную мысль
  4. Выделить ключевые слова

________________________________________

Наша жизнь не была бы такой красочной, если бы нас не окружали цветы и другие растения.

Королевой среди цветов признана роза.

Ее цветок состоит из множества лепестков, порой самого необычного цвета. Каждый лепесток неповторим. По утрам на них скапливаются мелкие капельки росы, которые блестят и переливаются на солнце.

Листья розы сочно-зеленые. На стебле притаились острые шипы, которые делают розу недотрогой. А как она благоухает! Этот аромат не спутаешь ни с каким другим.

Роза по праву носит титул цветочной королевы.

Тема (о чем?)______________________________________________________________

Основная мысль (что самое главное хотел сказать автор)______________________

При обучении детей стилистическому, структурному анализу текстов важно сформировать у них представление о взаимосвязи терминов «Тип текста» и «Речевые жанры».

Для решения этой задачи можно использовать разработанную схему, которая поможет систематизировать понимание значений терминов.