Цель: показать удивительный мир сказок Чуковского, их мудрость, красоту; развивать интерес детей и родителей к чтению художественной литературы.
Задачи проекта:
- сформировать познавательный интерес к сказкам К.Чуковского, закреплять знания о прочитанных ранее произведениях;
- развивать различные стороны речи: расширять и активизировать словарь детей, учить грамматически правильно строить предложения, автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи, развивать связную речь детей, речевой слух, просодическую сторону речи;
- развивать навыки речевого общения детей в различных видах деятельности;
- развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки; чувство юмора, любознательность, память, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;
- способствовать развитию творческих способностей детей, их самостоятельности.
- воспитывать бережное отношение к книге;
- приобщать детей к русской народной культуре.
Участники проекта: дети и родители средней группы, воспитатель.
Продукты проектной деятельности:
- презентация «Дедушка Корней», «Литературная викторина по сказкам»;
- выставка детских работ по сказкам К.И.Чуковского;
- выставка поделок, сделанных руками детей и родителей;
- драматизация сказки «Федорино горе»;
- открытое мероприятие для педагогов «Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского».
В проекте использованы разнообразные приемы и методы работы:
- беседы;
- знакомство с произведениями К.Чуковского:
- чтение его книг, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр мультфильмов по одноименным произведениям «Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»;
Художественно-эстетическое:
- знакомство с мировой живописью, рассматривание портретов К.Чуковского кисти известных художников;
- рисование, лепка, аппликация, создание книжечек с детьми «Будем художниками-иллюстраторами», показ сценки по отрывку к «Федорино горе»
- знакомство с загадками К.Чуковского;
- разучивание стихов К.Чуковского
- игры-викторины по сказкам;
- создание иллюстраций к произведениям К.Чуковского
Работа с родителями
- консультации для родителей «Ребенок и книга», изготовление масок-шапочек для сценки
- социально-коммуникативное развитие: дидактические игры: «Дорисуй героя», «Телефон», «Собери героя», «Чья вещь», «Узнай сказку». Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
- раскраски по произведениям К.Чуковского;
- беседа на тему «Чему учат сказки К.Чуковского;
- оформление книжного уголка мо мотивам творчества К.Чуковского.
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие дети!
Сегодня вам пришла не с пустыми руками. У меня в руках книга и не проста книга, а со сказками.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А что такое сказки?
Дети: Сказки - это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.
А какие волшебные предметы вы можете назвать? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-неведимка…)
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, интересна, добрая, загадочная, необычна, радостна, мудрая.
Любишь ли ты сказки?
Так слушай и молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Воспитатель: Итак, я открываю…?
В книге сказок нет страниц. Они исчезли
Голос Бармалея. (Похитил сказки. Книга пуста)
Воспитатель: Нам надо во всем разобраться. Дети, а вы мне поможете?
Постановка проблемного вопроса.
Воспитатель показывает иллюстрацию сказки.
- Дети, как называется сказка?
Телефон
(предмет)
- Кто вспомнит первые строчки (первые строчки медленно прочтет…)
- Что просили животные в сказке?
Слон - шоколада для сына
Крокодил - калоши - мне, жене, Татоше
Зайчатки - перчатки
Мартышки - книжки
Цапли - капли (объелись лягушками)
Свинья – соловья
Газели - сгорели карусели
Когда мы говорим слова «ох нелегка это работа из болота тащить бегемота» - (когда человек находится в затруднительной ситуации).
Автор выслушивал и давал ценные советы. Чему нас учит сказка? (учит быть вежливым, не звонить в ночное время по пустякам, к людям относиться уважительно. Бестолковые звонки отвлекают и утомляют человека.)
Итак, мы вернули первую иллюстрацию в книгу.
- Послушайте песню и скажите, из какой она сказки?
Мойдодыр
Это новое слово, которое придумал дедушка Корней, а что такое мой-до-дыр? (мойся, пока дырка не образуется, очень тщательно и не ходи грязный, чумазый)
- Как вы думаете, полезно читать эту сказку детям? Почему? (Пусть учатся следить за собой и всегда будут чистыми).
- Каким будет Мойдодыр, когда вырастит и станет взрослым?
Представьте, если герои одной сказки попадут в другую. Мойдодыр пришел научить Федору опрятности. Как он будет ее учить?
Вернуть иллюстрацию.
Тараканище
(иллюстрации из книги перепутал Бармалей.) Вот задача, так задача.
Отгадайте как называется сказка Кто сможем расположить картинки в правильной последовательности?
- Кто на чем из животных ехал в этой сказке?
- на велосипеде Медведи
- задом наперед Кот
- на воздушном шарике Комарики
- на хромой собаке Раки
- на кобыле волки
- в автомобиле львы
- в трамвайчике зайчики
- на метле жаба
- Какие главные герои участвовали в сказке? (Звери, рыжий усатый таракан и воробышек).
- Чему учит сказка? Но даже если появился страх, важно с ним бороться, а не опускать руки, и не выполнять желания рыжего усача!). Важно быть смелым, готовым помочь, как это сделал воробышек, несмотря на то, что сам был совсем маленьким, но он никого не оставил в беде. Своим храбрым поступком всех спас.
(Вернуть иллюстрацию в книгу).
Айболит
Бармалей оставил загадку: «Эта сказка вначале называлась «Лимпопо». Название собрано из 2 слов». Какие это слова? ай-болит.
(книжечка, иллюстрированная детьми).
- Вспомните первые строчки. Произнесите эти строки грустно.
- На ком совершал Айболит путешествие с друзьями в Африку? (волки, кит, орлы).
- Чем Айболит потчивал больных зверят? (гоголем – моголем)
Теперь произнесем слова из сказки
И каждого гоголем,
Каждого моголем
Гоголем-моголем (3 р.) потчует.
А еще одну скороговорку расскажем быстро.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-поппо (2 р)
Вот идет Гиппопотам.
Чему учит сказка Айболит? (Сказка Айболит нас учит доброте и помощи ближнему, не важно человек это или животное. Ведь животные намного слабее чем люди, а значит им нужно обязательно помогать.) (Вернуть иллюстрацию в книгу).
- Давайте с вами встанем и немного разомнемся.
Ходьба на месте. Он-Он-Он - у меня зазвонил телефон.
Хлопки в ладоши. Ыр-Ыр-Ыр – любит воду Мойдодыр.
На носочки, руки вверх. Ил-Ил-Ил - Крокодил солнце проглотил.
Повороты влево-вправо. Ца-Ца-Ца - Нынче муха Цокотуха-именинница.
Приседания. Ит-Ит-Ит - Добрый Доктор Айболит.
Муха-Цокотуха
А у нас есть вот такие куклы. А из какой они сказки?
а. Сказка Муха-Цокотуха вначале называлась «Мухина свадьба».
б. Кто расскажет краткое содержание сказки?
в. Чему учит сказка? (Сказка учит быть… добрым, творить… поступки,
Быть решительным и (смелым ), бороться… (со злом)
г. Как вы думаете, как можно было помочь Мухе Цокотухе, не убивая паука? (пригласить к столу, угостить чаем, конфетами - он подобреет и успокоится). (Вернуть иллюстрацию в книгу.)
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Кем был Айболит - доктором
Бармалей - разбойником
Федора - бабушка
Мойдодыр – умывальник
Тотошка, Кокошка - крокодильчики
Цокотуха - муха
Рыжий и усатый великан – таракан
Бармалей оставил корзину с потерянными вещами. В корзине находятся разные вещи. Вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Мыло (вот и мыло подскочило), - из какой сказки?
Телефон (у меня зазвонил телефон),
Термометр (и ставит и ставит им градусник),
воздушный шарик (медведи на велосипеде, а за ним комарики - на воздушном шарике),
перчатки (а потом позвонили зайчатки-перчатки),
монета (муха по полю пошла),
Блюдца (а за ними - блюдца),
сито (скачет сито по полям),
Бармалей
(иллюстрация)
Попробуем проговорить слова из сказки как скороговорку
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала.
- Чему учит сказка?
Эта сказка в первую очередь учит нас слушать старших. родители что-то запрещают своим детям не потому, что они (родители) вредные, а потому, что они очень любят своих детей и желают им только добра. Нужно слушать родителей, чтобы не попасть в неприятную или даже опасную ситуацию.
- Как закончилась сказка? (Бармалей захотел исправиться, пообещал стать добрее).
- Как вы думаете как можно было улучшить характер Бармалея? (позаботиться о нем)
Слушал нас Бармалей и ему самому захотелось попасть в эту книжку с добрыми сказками и ему надоело быть злым и вредным.
Вернуть иллюстрацию.
Голос Бармалея.
Воспитатель: Дети, перед вами портреты детских писателей. Назовите имя человека, который написал эти сказки. Найдите портрет.
Дедушка Корней оставил вам приглашение в сказку.
А в нашей группе есть свои актеры, которые очень хотят показать вам спектакль.
Сидит и плачет Федора (кукла). Дети, в какую сказку мы с вами попали?
Итак, внимание.
Рефлексия занятия
- Что запомнилось больше всего?
- Кому в сказочном путешествии понравилось?