Формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включает в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности. Одним из способов, способствующих наиболее эффективному формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся, является проектная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса.
В обучении географии метод проектов занимает важное место. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Основная цель применения метода проектов — самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Немного о результатах использования этого метола на уроках географии в 5 классе.
На параллели 5 классов был проведен проект «Земля во Вселенной». Выбор темы объясняется следующими факторами:
- связь с реальной жизнью;
- связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации межпредметных связей;
- социальная значимость данной информации для учащихся;
- наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта;
- воспитательный потенциал проекта.
Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, направлен на сбор информации о Вселенной и планете Земля, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию.
По предметно-содержательной области: межпредметный.
По продолжительности: длительный (в течение одной учебной четверти).
По количеству участников: групповой.
Работая над проектом, выделила три основных этапа реализации проекта:
- Организационный (подготовительный) - формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности.
- Технологический (конструктивный) - сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы.
- Заключительный - представление работы, ее анализ и оценка.
Первый этап – организационный (подготовительный) включал в себя формирование творческих групп. Определение темы, планирование деятельности. Определение источников информации, форм отчета. География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для проектной деятельности огромен.
Ребята в классах были поделены на группы: историки, астрономы, географы, космонавты. Так как проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Вопросы-задания для групп:
Название группы |
Вопросы |
историки |
Как люди разных стран в древности представляли себе Землю и Вселенную |
астрономы |
Что такое звезда? Как различают звезды по размерам и цвету? |
географы |
Какие особенности нашей планеты отличают ее от других планет Солнечной системы? |
космонавты |
Почему люди осваивают космос? |
Второй этап – технологический (конструктивный) включал в себя сбор и анализ информации, выработку и обсуждение идей, оформление работы. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата поисковой деятельности: видеофильм, альбом, рисунки, модель Вселенной.
Данную тему ребята оформляли иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. (Приложение 1)
Преподаватель на этом этапе консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Третий этап – защита проектов (заключительный). Здесь ребята представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Данный проект удачно вписался в программу по предмету. Темы, над которыми работали ребята в группах совпадали с темой урока, поэтому представление работ проводилась на уроке.
Защита работ оценивалась по трем критериям:
- ораторское искусство.
- содержательная часть.
- оформление, техническая поддержка.
Учитель на данном этапе слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации. Именно проектная деятельность интегрирует в себе предметный, метапредметный и личностные уровни, которые являются неотъемлемой часть ФГОС.
Список использованных источников
- Крылова С.В. Проектная деятельность школьника и педагога. Диалог с воображаемым оппонентом. Народное образование. 2005. - №7.
- Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова. Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.