Учитель – человек, который может
делать трудные вещи легкими.
Р.Эмерсон
Передо мною, как и перед каждым учителем современности стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Мир постоянно развивается. Рождаются новые идеи и проекты, появляются современные педагогические технологии, которые способствуют формированию всесторонне развитой, мобильной и гармоничной личности. Они ориентируют на воспитание людей, внутренне принимающих и понимающих новую реальность. А реальность такова: успешен будет тот, кто рассчитывает на свои знания и силы, на свою творческую активность и готов реализовать её без принуждения, самостоятельно и оперативно.
В своей педагогической деятельности делаю акцент на опережающее обучение, проектные методы обучения, технологии сотрудничества и проблемного обучения здоровьесбергающие технологии и информационно-коммуникативные технологии.
Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса с учетом развития современного мира. Ведущая идея заключается в системном применении мультимедийных и интернет ресурсов с учётом изучаемых тем и возрастных особенностей обучающихся.
Английский язык по праву считается одним из наиболее сложных школьных предметов. И если ученик получает плохие отметки, то он ощущает дискомфорт на уроках или испытывает затруднения. Скорее всего, проблема не в отсутствии у него желания учиться, а в отсутствии мотивации к учению. Как продемонстрировать ребёнку, что сегодняшний урок – это не просто получение знаний, это интересная познавательная деятельность и необходимая подготовка к жизни.
План-конспект урока по английскому языку 7 класс (углублённое изучение по учебнику И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой)
Тема: "The World of jobs"
Основные задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по данной теме (лексика, через видео, монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: проектор, компьютер, Интернет.
Ход урока
Приветствие учеников. Good morning, dear students. As usually I’m happy to see you… и т.д.
Основная часть урока
Учащиеся прослушивают аудио, как произносятся профессии и записывают перевод. На экране появляется задание, где нужно понять, к какой профессии относится фраза (например, «he puts out fire – fireman»).
Затем обучающимся предлагается ряд прилагательных и задание сопоставить, какая профессия является высокооплачиваемой, сложной, простой и т.д. и обосновать свою точку зрения. Данное задание направлено на развитие монологической речи, выражение собственной точки зрения на английском языке.
Далее учитель делит класс на группы и предлагает остановиться подробнее на профессии офицера полиции и предлагает провести виртуальную экскурсию, используя официальный сайт полицейского департамента города Нью-Йорк.
На экране появляются задания, которым обучающимся следует выполнить, используя интернет, смартфоны и веб-сайт. Данное задание направлено на выявление нужной информации и представление классу найденного материала.
Заключительный этап урока
Учитель предлагает посетить официальный канал полицейского департамента на сайте youtube.com и просмотреть короткий видеоролик про велопатруль в Нью-Йорке. После просмотра учитель задает несколько вопросов детям по просмотренному ролику. (Например: хотели бы они работать в велопатруле? Почему?). Учитель так же сам предлагает детям придумать себе домашнее задание на основе просмотренного ролика (это может быть написание эссе, подготовка монологического высказывания или составления диалога). Комментарии по работе учащихся. Выставление оценок.
Суть моей педагогической идеи состоит в том, что учителям необходимо проводить мультимедийные экскурсии и активно использовать красочные и интересные веб-сайты, согласно изучаемой теме. В своем кратком конспекте урока я привел пример использования официального сайта полиции Нью-Йорка, чтобы наглядно показать, как устроена профессия офицера полиции, обратить внимание учащихся на важность выбора профессии. Используя гаджеты и Интернет, которые стали неотъемлемой частью жизни подростка, учащийся полностью погружается в процесс урока, по ходу которого он активно использует знания английского языка для поиска, фильтрации и презентации информации. Ученикам так же дается возможность самим придумать домашнее задание, на основе ролика. Далее я хотел бы предложить несколько вариантов использования сайтов согласно темам, изучаемым в 7 классе по УМК Starlight.
- https://www.volunteerhq.org/ - сайт, который можно использовать по теме “Voluntourism: how to make difference! Например: дать задание учащимся, найти на сайте какие виды волонтерских проектов бывают, выписать несколько проектов, которыми они хотели бы заниматься и т.п.
- https://www.weather-forecast.com/ - данный ресурс можно использовать по теме “the weather”. Пример задания: учащимся нужно узнать, какая погода в разных городах мира. Сообщить, где холоднее всего, теплее, где какие осадки и т.п.
- https://appalachiantrail.org – сайт по тексту “The Appalachian Trail”. Множество вариантов заданий. Например: изучить технику безопасности в разделе “Safety”.
- https://climate.nasa.gov/ - сайт по тексту “Climate change”. Пример задания: Выписать причины изменения климата или найти доказательства изменения климата в мире.
- https://en.wikipedia.org – можно использовать по любой теме в качестве задания на поиск дополнительной информации по теме.
Использование различных интернет-ресурсов позволяет создать условия для развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций, совершенствовать навыки говорения, аудирования, чтения, письма, знакомить учащихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках, через проектную деятельность, с опорой на материалы интернет-сайтов как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Интернет дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством преподавателя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно четко это проявляется в проектной деятельности. В процессе работы воспитанник творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Конечно, невозможно в одной статье рассказать обо всём, ответить на все вопросы, которые могут возникнуть в ходе работы, описать все возможности интернет-ресурсов. Несомненно, одно – ИКТ – отличный инструмент, которым нужно пользоваться.
Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:
- повышается качество знаний учащихся;
- сохраняется положительная динамика участия школьников, а также наличия победителей и призёров во Всероссийской олимпиаде школьного уровня, во Всероссийской олимпиаде «Бульдог»;
- повышается способность учащихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество учащихся, занимающихся проектной деятельностью;
- ребята показывают своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде.
Новые тенденции современного образования предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной компетентности учителя. Мы должны делать трудное - лёгким, сложное – простым, непонятное – понятным. Многое зависит от нашего желания и от уровня профессиональной подготовки. Учитель учится всю жизнь! Для этого прохожу модульные курсы и дистанционные не только по своему предмету, но и по педагогике и психологии. Кроме этого участвую в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах.
Учителю приходится прилагать много усилий для самосовершенствования. Я участвую в различных конкурсах, совершенствую своё педагогическое мастерство, учусь обобщать свой педагогический опыт, делюсь и приобретаю опыт других.
После конкурсов, с багажом интересных идей появляется желание работать по-новому и хочется поделиться своими наработками. На протяжении всего времени являюсь активным членом Педагогического клуба «Первое сентября», вхожу в интернет-сообщество «Учительский клуб», а также являюсь активным участником ведущего образовательного портала России «Инфоурок», являюсь куратором общероссийской детской общественной организации «Российское движение школьников».
Использование современных технологий обучения усиливает внутреннюю мотивацию школьников. У них возникает интерес к учебному процессу. Развивается потребность учиться.
Моя методическая система помогает каждому из учеников приобрести качества:
- личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; креативность и любознательность: направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
- метапредметные: коммуникативные умения – понимать другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие, сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли обязанности; умение работать с информацией и медиасредствами;
- предметные: основы системы научных знаний; опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.
Системное применение в повседневной работе интерактивного оборудования (гаджеты обучающихся, интернет ресурсы) позволяют повысить учебную мотивацию и познавательную активность школьников, кроме того сформируют у ребят умение мобильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Уверен, что обучающиеся сумеют успешно реализоваться в жизни.
В результате можно говорить, что данная методическая система особенно актуальна в связи с необходимостью обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов второго поколения, формирования универсальных учебных действий. Завершить свою методическую идею я хочу будничной фразой «Учитель должен идти в ногу со временем». Лично я это делаю и всех коллег призываю.