Составление рассказа из личного опыта (по памяти)
Программное содержание:
- Развивать связную речь, учить составлять коллективные рассказы из личного опыта, отбирая для рассказа самое интересное и существенное.
- Расширять представления о характерных особенностях зимней природы, жизнедеятельности взрослых и детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать умение объединяться для совместного дела.
- Формировать у детей представления об активном отдыхе, о значении двигательной активности в жизни человека.
Дидактический материал:
Демонстрационный
- Рисунок пирамиды из квадратов
Раздаточный
- Карточки с картинками по теме «Зима» на каждого ребенка.
Предварительная работа: наблюдения зимних явлений во время прогулки, беседы о зимних забавах.
Ход НОД
1. Организационный момент
Программные задачи:
Воспитатель загадывает загадку:
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
Воспитатель: Во всех ли странах на нашей планете есть такая зима? (ответы детей)
Воспитатель: Как раз от детей из теплых стран пришло письмо. Они хотят узнать о ваших зимних играх и забавах.
II. Основная часть
Воспитатель: Давайте составим рассказ для них. Я запишу его, а ваши рисунки о том, как вы играете зимой на участке дополнят наше письмо-ответ.
Воспитатель:
- Какая зима? (Зима морозная, холодная, студеная, веселая, снежная и т.д.)
- Давайте выберем красивое предложение, с которого начнется наш рассказ.
Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает красивое предложение. (дети повторяют это предложение)
Воспитатель: Чем вы занимаетесь на прогулке зимой? (любим строить крепость, снеговика, горку, любим кататься на санках, на ледянке с горки, любим играть в снежки и т.д.)
Воспитатель одобряет лучшие варианты ответов: во что играют, как играют.
Воспитатель:
- Как вы думаете, есть ли польза от этих игр?
- Какая польза?
Физкультминутка
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью воспитателя продумывает инсценировку какой-либо зимней забавы (игра в снежки, строительство снеговика, катание на лыжах). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают.
Воспитатель: А сейчас кто из вас хочет рассказать о зимних забавах детей?
Воспитатель приглашает 3-4 детей. Каждый рассказ оценивается.
Воспитатель: Я запишу все ваши рассказы и мы отправим их детям тёплых стран.
III. Заключительная часть
Игра «Пирамида» (упражнять детей в определении количества слогов в словах)
Воспитатель: давайте поиграем в игру, которая называется «Пирамида». Мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, во второй ряд – из двух частей, в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части. Вы должны произнести название предмета по слогам и вставить картинку в нужный кармашек.
Воспитатель раздает детям картинки, дает время подумать и приглашает тех детей, у которых картинки для нижнего ряда пирамиды, затем – для среднего и в конце – для вершинки.
1-сложные слова |
Снег, шар, ель, лед |
2х-сложные слова |
Шайба, клюшка, коньки, санки, елка, лыжи, горка, зима, снегирь, снежки |
3х-сложные слова |
Синица, снежинка, снеговик, сосулька, снегокат, кормушка, лопата |