Специфика коррекционной работы воспитателя определяется имеющимися у дошкольников:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики).
Основными задачами воспитателя являются:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Формирование связной речи.
Содержание работы по лексической теме
Существуют два направления коррекционной работы воспитателя:
- общеобразовательное
- коррекционно-развивающее.
Общеобразовательная деятельность включает в себя занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию элементарных математических представлений, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Все занятия проводятся с учетом лексической темы недели.
Задачи воспитателя:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных звуков.
- Обогащение, уточнение, активизация словаря в соответствии с лексической темой, как на занятиях, так и в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, прогулка, дежурство, умывание, игры, развлечения, трудовая деятельность и др.).
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Индивидуальные, подгрупповые занятия.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем. Это могут быть беседы, экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование) непосредственно связанная с изучаемой темой. Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по теме.
Также воспитатель пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности.