Цели и задачи урока:
- используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме «Гидросфера»;
- продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с картой;
- продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти;
- воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: карта полушарий, карты атласа, карточки с заданиями, презентация «Путешествие по Гидросфере».
ХОД ИГРЫ
За 7–10 дней до начала игры из каждого класса параллели набирается команда из 7 – 8 человек. Команда выбирает капитана, название, девиз и эмблему команды.
I. Организационный момент
Все команды собираются в актовом зале школы.
Нашу игру я начинаю загадкой, правильно отгадав которую, вы сможете узнать, какой теме посвящена игра.
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром,
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её и к небесам
Взлетит она тогда.
Теперь вы мне ответите –
Зовут её – …….(вода)
Правильно - это вода!
Нашу игру мы полностью посвятим разговору о воде, которая образует одну из внешних оболочек нашей планеты — Гидросферу. Вначале я предлагаю вам сказку послушать…
Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем маленькой, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька очень любознательной. Наша Капелька была ещё юная, ничего сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.
И вот однажды Мама-тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферу. Состоит вся эта страна ни много ни мало, из четырёх островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай». С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю каждой команде выйти на сцену и представить свою команду.
Молодцы! Теперь думаю: пора отправиться в путешествие по стране Гидросфера. Думаю, ваш запас знаний по Гидросфере достаточный, чтобы поделиться им с Капелькой.
Командам выдаются маршрутные листы.
II. Основная часть игры
1. Первый остров «Игровой».
На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.
Давайте и мы поиграем. Из предложенного перечня выберите лишнее понятие и поясните, почему оно таковым оказалось
- Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив. (Бенгальский залив омывают берега Евразии, а Гудзонов залив и Мексиканский залив – берега Северной Америки)
- Карибское море, Средиземное море, Красное море. (Средиземное и Красное моря омывают берега Евразии, а Карибское море – берега Северной Америки)
- Каспийское море, Белое море, Азовское море. (Каспийское море – это озеро, Белое и Азовское моря – это моря).
- течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение. (Гольфстрим – тёплое течение, Лабрадорское и Перуанское – холодные течения)
- река Лена, река Амур, река Обь. (реки Лена и Обь текут по территории России, а река Амур протекает по территории нескольких стран)
- Ладожское озеро, озеро Чад, озеро Байкал. (Ладожское озеро и озеро Байкал находятся на территории России, а озеро Чад – в Африке)
- Магелланов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив. (Магелланов пролив и пролив Дрейка омывают Новый Свет – Америку, а Гибралтарский пролив омывает только Старый Свет – Европу и Африку).
2. Второй остров «Терминов».
Ребятам выдаётся лист с терминами, учитель диктует «расшифровку» загаданных терминов.
Термины.
- Гидросфера
- Остров
- Исток
- Море
- Залив
- Пролив
- Полуостров
- Устье
- Русло
- Речная система
Последовательность диктовки
- Водная оболочка нашей планеты.
- Часть океана, более или менее отдалённая от него сушей.
- Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши.
- Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
- Часть суши, вдающаяся в море или озеро, с трёх сторон окружённая водой.
- Река со своими притоками и притоками притоков.
- Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой.
- Вдающаяся в сушу часть океана или моря.
- Место, где начинается река.
- Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
Ключ для проверки: 1, 4, 6, 9, 7, 10, 2, 5, 3, 8
3. Пятый остров «Знатоков»
Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: «Знаем,- говорят,- видели!».
А теперь вы, ребята, попробуйте догадаться, о чем идет речь в предложенных отрывках.
1) «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет этот поток». (Тёплое течение Голфстрим)
2) «…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 20-метровой высоты». (Цунами)
3) «Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно». (Айсберги)
4)
Я реке и друг, и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал)
4. Четвертый остров «Рекордсмены».
Учащиеся сообщают о рекордах данных объектов гидросферы и показывают их на географической карте.
- Озеро Титикака – самое высокогорное озеро
- Озеро Байкал – самое глубокое озеро
- Каспийское море – самое большое по площади озеро
- Мертвое море – самое солёное озеро
- Красное море – самое солёное море
- Балтийское море – самое пресноводное море
III. Заключительный этап игры
По прохождению всех этапов игры команды возвращаются в актовый зал для подведения итогов игры.
Очень понравилось Капельке в Гидросфере. Многое узнала она, и вы ей очень помогли. Но самое главное, Капелька поняла, что знания открываются тому, кто сам к ним стремится!
Пришла пора возвращаться, и Капелька загрустила. Как же ей попасть обратно, к маме-тучке? Благодаря Мировому круговороту воды Капелька сможет вернуться.
В заключение объявляются итоги игры, награждение.