Итоговый урок. Работа с пищевыми продуктами. Дидактическая игра "Юная хозяйка". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели урока:

  • Систематизировать и оценить качество теоретических знания по теме.
  • Развивать теоретические навыки быстрой ориентации при работе с пищевыми продуктами.
  • Вырабатывать навыки взаимопомощи, взаимооценки и самооценки.

Тип урока: контрольный.

Форма проведения урока: дидактическая игра «Юная хозяйка»

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка явки учащихся.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объявление темы и целей урока

3. Разделение учащихся на команды

Деление по желанию учащихся на группы, которая состоит из 2-5 человек (в зависимости от количества учащихся в классе).

Количество групп - 3.

4. Объяснение правил игры

Вручение каждой команде игровых принадлежностей. Пояснение о строгом соблюдении правил игры (от этого может зависеть итоговая оценка за урок).

5. Самостоятельная игра учащихся

Одновременно играют все учащиеся класса.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок

Комплексное методическое обеспечение игры.

1. Игровое поле.

2. Игральная кость (кубик).

3. Карточки задания 50 шт., по 10 на каждый символ.

4. Оценочные жетоны.

  • Красный цвет – оценка «5»
  • Зеленый цвет – оценка «4»
  • Синий цвет – оценка «3»

3. Сигнальные фишки. Разные по цвету для каждой команды игроков.

Правила игры

  1. Ведущий игры консультант – это один из лучших учеников, который на отлично освоил материал всех предыдущих уроков по данной теме.
  2. Игроки определяют право первого хода, путем выбрасывания игральной кости; игру начинает тот, кто выбросил большее число. За ним по часовой стрелке продолжают игру остальные игроки.
  3. Продвижение игроков по игровому полю отмечается сигнальными фишками с обязательным ответом на вопрос того символа, где остановилась фишка.
  4. Ответ оценивается после краткого совещания игроков команды (30-40 секунд). Правильность ответа оценивает консультант, ведущий игру, который выдает жетон определенного цвета.
  5.  Контроль учителя за качественное оценивание ответов и правильность выдачи жетонов.
  6. В случае ответа на все вопросы определенного символа (например, «Кухонная посуда, инвентарь, столовые приборы») при продвижении сигнальных фишек игроков по периметру игрового поля, данный символ не учитывается.
  7. Игра продолжается до того момента, когда будут исчерпаны все вопросы, либо может быть ограничена временными рамками (по усмотрению учителя).
  8. Итоговая оценка легко определяется по количеству и цвету набранных игроком оценочных жетонов.

Примерное содержание опросных карточек

Символы и вопросы раздела по теме «Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с пищевыми продуктами».

  1. Назовите требования к одежде при приготовлении пищи.
  2. Какие требования санитарии и гигиены необходимы при приготовлении бутербродов?
  3. Назовите правила техники безопасности при работе ножом при приготовлении блюд из картофеля?
  4. Назовите сроки хранения яиц.
  5. Как проверить качество яиц?
  6. Как правильно передать нож соседке?
  7. Можно ли готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью?
  8. Где и как хранят продукты и готовые блюда?
  9. Чем нужно пользоваться, снимая горячую посуду с плиты?
  10. Правила техники безопасности при работе с электроприборами

Символ и вопросы по теме «Кухонная посуда, инвентарь, столовые приборы»

  1. Назовите условия хранения посуды?
  2. Как правильно мыть посуду?
  3. Назовите кухонную посуду.
  4. Назовите столовую посуду.
  5. Назовите чайную посуду.
  6. Какие вы знаете инструменты и приспособления для приготовления пищи?
  7. Какие инструменты и приспособления имеются для нарезки продуктов?
  8. Какой инвентарь нужен для приготовления чая?
  9. Назовите инвентарь для приготовления омлета?
  10. Какие столовые приборы подают к завтраку?

Символ и вопросы раздела темы «Столовый этикет. Сервировка стола»

  1. Какое значение имеет сервировка стола?
  2. Правила сервировки столовых приборов к завтраку?
  3. Как следует брать пищу из общего блюда?
  4. Как положить столовые приборы, если еда прервана?
  5.  Как правильно положить столовые приборы, если прием пищи закончен?
  6. Как правильно размешивать сахар в чашке с горячим напитком (чай, какао).
  7. Красиво накрывать и сервировать стол следует только в праздники, не так ли?
  8. В каких случаях к столу подают нож?
  9. Что такое меню?
  10. От чего зависит набор посуды и столовых приборов при сервировке стола.

Символ и вопросы раздела темы «Пищевые продукты»

  1. Почему пища должна быть разнообразной?
  2. Почему человеку необходимы витамины?
  3.  Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов?
  4. Какую роль играет соль в жизнедеятельности человека?
  5. Что такое полуфабрикаты?
  6. Какую воду рекомендуют пить и как ее хранить
  7. Расскажите об использовании свежемороженых овощей в кулинарии.
  8. Какое значение блюд из яиц в питании?
  9. Какие блюда можно приготовит из яиц (не менее 3)
  10. Какие блюда можно приготовить из картофеля (не менее 3)?
  11. Что такое бутерброды и к какому виду блюд они относятся?
  12. Назовите виды бутербродов.
  13. Назовите виды горячих напитков.

Символ и вопросы по теме «Технология приготовления пищи»

  1. Назовите виды первичной обработки продуктов?
  2.  Какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении овощей?
  3. Что такое глазунья? Правила приготовления этого блюда.
  4. Рассказать технологию приготовления омлета.
  5. Скорлупка яйца треснула. Как сварить яйцо, чтобы оно не вытекло?
  6. Какая разница в приготовлении яиц всмятку, в «мешочек», в крутую?
  7. Почему очищенный картофель нельзя долго оставлять в воде?
  8. Что такое бутерброды и к какому виду блюд они относятся?
  9. Назовите виды бутербродов.
  10. Расскажите, как правильно заваривать чай.

Игровое поле