Цели:
- вызвать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны;
- систематизировать и углубить знания по теме;
- развивать познавательные способности и монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой;
- воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I любовь к Родине.
Оборудование: презентация, аудиокассета с записью голосов певчих птиц, репродукции картин, выставка книг о Петре I.
Ход урока
1. Организационный момент
Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.
2. Подведение к проблеме
Слайд №2
Прочитаем на слайде строчки А.С.Пушкина.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учитель. Догадались, о ком идет речь? Обоснуйте свой ответ.
3. Формулирование проблемы учащимися
Слайд №3
Вывешивается на доске портрет Петра I и открывается часть записи темы урока.
4. Составим план исследования
Слайд №4
- Посмотрим в книге
- Спросим
- Понаблюдаем
- Подумаем сами
- Проведем эксперимент
- Заглянем в компьютер
5. Проведение исследования
Слайд №5
Выполняя домашнее задание, ребята заглянули в компьютер, воспользовались интернет-ресурсом. Послушаем, какие сведения о Петре I они отыскали.
Сообщения
1 группа
От ранней юности до самой смерти трудился Петр. Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день. Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык. Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим. В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо. В полдень обедал, ел самые простые блюда. После обеда отдыхал 2 часа. Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы. В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости. [4]
2 группа
В своем образе жизни он подавал пример простоты обхождения и бережливости. С каждым из своих подданных он обращался как с равным, совершенно просто. От своих подданных он требовал: «Будь исправен, будь проворен и говори правду. Боже тебя сохрани солгать, хотя бы что и худо было». [2]
3 группа
Летом он ездил в одноколке, а зимой в санях в одну лошадь. Петр запретил падать перед ним на колени или на землю, а велел просто кланяться. Но низкопоклонства он не любил. «Не кланяйся так, братец, не кланяйся, - сказал он одному из своих приближенных.- Я вам от бога приставлен, и должность моя смотреть, чтобы во всем соблюдалась должная справедливость». Он не любил, если кто, встретив его , остановится. Таким он обыкновенно говорил: « У тебя свои дела, а у меня свои: ступай себе своей дорогой». [4]
4 группа
Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой. Царь Петр не раз говорил: « Мне мотать не из чего: заслуженного жалованья у меня не много, а с государственными доходами надо осторожно поступать – я должен в них отдать отчет Богу».
Учитель. Царь Петр был бережлив. Когда императрица подарила ему вышитый блестками кафтан, и несколько блесток упало на пол, он сказал ей: «Знаешь ли, Катенька, на деньги, что стоят упавшие блестки, можно бы сутки прокормить солдата». [4]
Понаблюдаем
Слайд №6
Предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей. Слово нашим экскурсоводам.
1 экскурсовод.
Перед вами корабли Петра Первого, построенные в Воронеже. [1]
Однажды маленький Петр осматривал старые вещи в доме прадеда Никиты Ивановича Романова и нашел брошенную лодку. Это оказался английский бот. Нетерпеливый Пётр хотел сразу отправиться в плавание по реке Яузе, но плот был неисправен. Тотчас отправились искать плотника. С детства Петр страшно боялся воды, больших трудов стоило ему преодолеть страх. Из Голландии выписали мастеров и построили корабельную верфь Петр прошел все чины сухопутной военной службы, решил сам научиться строить корабли и с точностью узнать морскую службу. Главный мастер заложил две яхты: для себя и для Петра. Петр сам забивал гвозди, клал каждую доску. Невероятно, но факт, что Петр опередил своего учителя и закончил работу раньше.
2 экскурсовод.
Перед вами картина И.Филипса «Укорочение кафтанов на заставе». [1]
У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды. Этим они отличались от европейцев. Петр выписывал из-за границы иностранцев, которые выходя на улицу, подвергались опасности. Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев. Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами. Перед вами картина художника Неврева Н.В. «Петр I в иностранном наряде».
3 экскурсовод.
Слайд №7. Особенно государь заботился о просвещении. Проживая за границей, он видел , что там многое лучше устроено, чем у нас, благодаря наукам, благодаря тому, что много школ, из которых выходят образованные люди. Перед вами заглавный лист первой русской газеты «Ведомости», вышедшей в 1704 году. [1]
Слайд №8. А это гражданская азбука с исправлениями Петра Первого от 1710 года. Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей. По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища. Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву. Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства.
4 экскурсовод.
Слайд №9. Перед вами картина А.В.Серова « Петр I на набережной Невы».
16 мая 1703 г. Царь Петр своими руками срубил березу и сделал из нее крест. Утвердив его в земле, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла», отчего крепость стала называться Петропавловской, а вскоре возникший вокруг нее город – Санкт-Петербургом, т.е. городом святого Петра. Трудно было строить город на низком болотистом месте, которое иногда затоплялось водой с моря. Но для великого Петра не существовало препятствий. Работа кипела беспрерывно. Десятки тысяч рабочих из разных областей вызваны для построения города. Всеми работами распоряжался царь лично, трудился с топором в руке, подавая пример остальным. [2]
Слайд № 10. Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра. Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу. Часто город он называл рай. Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей, ходил за гробом простых людей. [1]
Физминутка
Учитель. Вникал Петр в большое малое. Заметил, птиц мало по берегам Невы, велел купить в Москве несколько тысяч и выпустить в Петербурге. [3]
Приготовились послушать пение птиц. (Упражнение на релаксацию.)
Посмотрим в книге
Слайд №11
Учитель.
Где же ты, дружок-волшебник,
Знаменитый наш учебник
Открывай его сестрицу
99 страницу.
Читаем самостоятельно текст на страницах 99-101. Работаем в группах. Выбираем самое важное, интересное, что можно добавить в таблицу царь - человек.
На доске выставлены карточки со слов детей:
ЦАРЬ |
ЧЕЛОВЕК |
Открыл школы |
трудолюбивый |
Построил город Петербург |
простой в обхождении |
Учеба за границей |
требовательный |
Вышла первая газета |
не любил роскоши |
Ввел арабские цифры |
бережливый |
Новый год стали отмечать 1 января |
любознательный |
Создал армию, флот, заводы, фабрики |
настойчивый |
НО:
- люди нищали,
- бежали на окраины и за границу,
- усилилось крепостное право.
Проведем эксперимент
Слайд №12
- Прочитайте записи:
- «Слово»
- «аз»
- «работа»
- «аз»
- «товарищ»
- «он»
- «веди» а s о е
- Получим: Саратов 1695 – первый приезд царя Петра I в Саратов [7]
Слайды 13-14
Физминутка для глаз
Спросим у специалистов
Спросим у наших краеведов. Они изучили материалы о пребывании Петра в Саратове и приготовились рассказать об этом.
СЦЕНКА
Петр подошел к воеводе, принял расшитое полотенце с хлебом – солью, отломил кусочек, обмакнул в солоницу:
ВОЕВОДА (повалился на колени)
- Бьем челом великому государю мы, холопы грешные. Помилуй и спаси в великодушии своем царском.
ПЕТР (удивился, поморщился и сказал)
- Встань! Велю, встань!
(Прохаживается) Неудобно дома поставлены, в тесности, от огня опасно и без всякого манеру.
ВОЕВОДА (вздыхает) – Обвыкли уж, Петр Алексеевич, в тягости пребывать. На всё воля божья. Изволите, батюшка Петр Алексеевич, отобедать?
Петр – Нет, желаю сначала осмотреть город.
(Идут) - Вижу, вижу, подмели да выскребли всё усердно для царского осмотру. А в иные дни хлев вокруг?
(Идут дальше)- Ну, где деньги награбленные прячешь?
ВОЕВОДА - Здесь, в подвале
ПЕТР - Много ль там у тебя?
ВОЕВОДА – Рублев с тысячу
ПЕТР – Точно ль столько, без утайки?
ВОЕВОДА – как на духу, государь.
ПЕТР – Проследи, Алексашка, чтоб золото и серебро в казну внес, в приказных бумагах отметил. А медь раздать нищим на папертях!
Нерадением своим ты причинил казне великие убытки, государству разорение, а людям тягость. Но прощаю тебя, вижу – не врал и покаялся. Но ежели ещё раз попадешься…
ВОЕВОДА – Батюшка-государь…
ПЕТР – Молчи! Извести жителей, чтоб к полудню были на Соколовой горе. Волю свою царскую объявлю народу.
(На следующий день Петр верхом в сопровождении толпы горожан отправился на Соколову гору. Осмотрев окружающую местность, не сходя с коня, распорядился:
- Волею своею царскою повелеваю отвесть жителям Саратова по их челобитью и на их потребу земли с сенокосными и лесными угодьями столь много, сколь видно мне с сего места. И впредь отчуждениев с той земли никому не делать и сыску никакого не чинить. Отныне и до веку! [7]
2 приезд Петра Первого в Саратов
Состоялся в 1722 г. Цели приезда:
1) узнать, как через Персию торговать с Индией,
2) свободно плавать по Каспию мешала опасность со стороны Оттоманской Порты. Путь царя лежал через Саратов. К этому времени в Саратове было 3 кирпичных завода, 8 церквей, но ни одной школы.
Самый красивый дом – комендантский. Он стоял на площади близко к Троицкой церкви и сделан из прочных бревен. Диво! В окнах стекло. 35-летний комендант Василий Пахомович Беклемишев бороду бреет. Платье вечернее носит, ходит в ботфортах со шпорами и при шпаге. Город к приезду привели в порядок. Царь поинтересовался, сколько и какого продовольствия может Саратов дать для армии, когда плотники подойдут ремонтировать суда. Петр похвалил воеводу, что в бане велит мыться, в церковь ходить, избы строить не ближе 30 сажень друг от друга, жать косами, устраивать ассамблеи с музыкой и дамами. Царь выразил недовольство, что нет школ, леса порублены, лишние писари и рассыльные. Петр сам проверил флотилию, попробовал солдатской каши, одобрил. За хороший прием пожаловал Беклемишева в полковники, жаловал ему зеленый массив посреди реки. 11 июня в 10 часов царь отплыл. [6]
5. Подведение итогов исследования
Слайд №15–16
6. Выставление оцено
7. Домашнее задание
Слайд №17
- Мини-сочинение «Исторический портрет Петра I».
- Экзаменаторы готовят вопросы по теме «Петр I: царь и человек».
- Интернет-ресурс. Русский костюм эпохи Петра I.
Выполнить одно задание по выбору
Слайд №18.
Учитель. В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображен взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: «Пред вами храм наук и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!» [5]
Литература
- Амелькин А.О., Степанов Д.И., Карпов С.П. История. - М.: «Астрель АСТ», 2001.
- Горбачевич К., Хабло Е. Почему так назвали. - Лениздат: 1975.
- Демкина М.Н. Эпоха Петра I. - ООО «Издательство Мир книги», 2008.
- Ошимова А.О. История в рассказах для детей. - М.: Россия, Ада, 1994.
- Павленко Н.И. Петр Первый и его время. - М.: «Просвещение, 1989.
- .Пузицкий В. Родная история. – Саратов: Издательство «Детская книга», 1994.
- Семенов В.Н. В старину саратовскую. - Саратов: «Детская книга», 1994.