Место и роль урока: 3-й урок из 4 по данной теме.
Тип урока: урок – поиск разрешения проблемы.
Оборудование:
- доска;
- задания для выполнения на уроке;
- карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Технологии, методы, приемы: Технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ, технология создания проблемной ситуации, фронтальная беседа, работа в парах, метод наглядности.
Цель урока:
- образовательные: ввести понятие окружности и диаметра окружности, изучить формулу длины окружности и научить применять ее при решении задач, научить находить центр окружности практическим способом;
- развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности, воображение; формировать точность и аккуратность выполнения чертежей; развивать умение и культуру применения ИКТ.
- воспитывающие: формирование таких качеств личности, как организованность, ответственность, аккуратность.
Задачи урока/ занятия:
Обучающие:
- создать условия для усвоения материала о свойствах уравнений и нового способа измерения окружности;
- сформировать практические умения по данной теме.
Развивающие: создать условия для формирования и развития мыслительных операций, развития логического мышления, внимания, математической речи.
Воспитательные: создать условия для формирования активности, самостоятельности, самоконтроля, творческого отношения к делу, культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование личностного самоопределения, исследование и принятие жизненных ценностей
- смыслообразование как установление связи между целью обучения и результатом учения;
- смыслообразование как мотив обучения (для чего и ради чего оно осуществляется).
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- согласованно выполнять совместную деятельность,
- вести дискуссию,
- правильно выражать свои мысли,
- формировать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
- владение диалогической формой речи.
ПознавательныеУУД:
- моделирование процесса изучаемого содержания материала
- формулирование проблемы;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- создание способов решения проблемы поискового характера;
- умение осознанно строить речевые высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
- целеполагание, осознание того, что известно и что неизвестно;
- планирование и прогнозирование конечного результата;
Основные понятия: окружность, центр окружности, радиус окружности, диаметр окружности, длина окружности.
Межпредметные связи: геометрия, черчение, физика, технология.
Данный урок строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Урок по теме «Окружность. Длина окружности» разработан с использованием ИКТ. Применение ИКТ в образовании существенно обогащает образовательный процесс, позволяет легко визуализировать материал, задействовать различные каналы восприятия информации, структурирует информацию, делает обучение эффективным и увлекательным, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию.
На протяжении всего урока ведущей деятельностью является деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит, к знанию, что ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Ученики не пассивно воспринимают материал на уроке, а вовлекаются в активный процесс мыслительной деятельности, что способствует развитию способностей к самостоятельной постановке учебных целей, проектирования пути их реализации, контролирования и оценивания своих достижений, что входит в понятие «умение учиться». Роль учителя на уроке координирующая, направляющая. На уроке использованы различные технологии и методы обучения: технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ, технология создания проблемной ситуации, фронтальная беседа, работа в парах, метод наглядности. Образовательная среда урока является движущей силой активности ученика по формированию и развитию УУД. Для создания образовательной среды на уроке использован разнообразный дидактический материал: презентация, сопровождающая урок; раздаточный материал.
Данный урок предусматривает коллективное обучение – работу в парах и индивидуальную работу. Ученики имеют возможность выслушать и оценить знания товарища по парте, оценить свои собственные знания, что способствует развитию ответственности, самоуважения и чувства собственного достоинства. На уроке созданы благоприятные условия для организации дифференцированного обучения, проблемного обучения. Важным этапом на уроке является рефлексия и оценка достижений учащихся, что помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать образовательный процесс.
Таким образом, организация обучения на данном уроке направлена на развитие каждого ученика и формирование его индивидуальных способностей. Она позволяет значительно упрочить знания, умения и навыки, увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся; создает эмоциональный настрой на развитие интереса к познавательной деятельности; обеспечивает развитие личности, мотивации и способности на дальнейшее обучение.