Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: развить понятие о подлежащем.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение находить грамматическую основу;
- формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- картинки – иллюстрации (сказки) к заданиям, дерево с яблоками, учебники, тетради, ручки, листочки с заданием (приложение).
Структура урока:
- Организационный этап.
- Обобщение ранее изученного.
- Актуализация знаний.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Первичное закрепление знаний.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветственное слово учителя: |
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. |
2. Обобщение ранее изученного
|
Синтаксическая разминка. 1. Три д…вицы под окном |
Подбирают текст к иллюстрациям, записывают текст в тетради, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы |
Принцип деятельности. Принцип целостности. |
3. Актуализация знаний |
- Найдите главное слово в тексте каждой сказке. - Какие главные слова, назовите их? Почему? Главный член предложения и зовут его подлежащие, которое отвечает на вопросы: Что? Кто? |
Отвечают на вопросы, закрепляют предыдущую тему урока. Запись учащимися числа, темы урока |
|
4. Усвоение новых знаний | В некотором царстве, в некотором государстве у царя Берендея в саду росла яблонька с золотыми яблоками. Яблоньки были такие наливные, что радовали глаз всех. Только вот яблочки обижались и грустили. И яблонька плакала, тихо скрипя. И царь никак не мог понять, почему яблонька грусти: - Ребята в чем дело? Почему яблочки грустили, обижались? Ведь они такие красивые? - Хотелось бы вам их попробовать на вкус? - Правильно, яблонька ждет, когда хоть кто-нибудь сорвет наливное яблочко. - Кто пойдет сорвать яблочко наливное? (ребенок подходит к доске, на которой размещена картинка яблонька и слышит слова от учителя: «Съешь, мое яблочко, тогда и узнаешь на какой вопрос я отвечаю: кто? или что?» Итак, что ты сорвал? На какой вопрос оно отвечает? ( что) Почему? |
Слушают Читают правило, выполняют упр. 160 устно |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) |
Прочитайте, пожалуйста, правило на стр. 76. | Формулируется тема урока, запись даты и темы | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения) |
|
5. Первичное закрепление знаний | - Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь слова предметы» А теперь представьте сад царя Берендея. Яблонька с зелеными листочками, а плоды- яблоки яркие словно золотые. - Итак, в предложении много слов предметов? А давайте найдем самое главное слово в предложениях и обозначим их крестиком сверху или подчеркнем одной линией. Эти главные слова называются – подлежащие. Что они отвечают на вопросы? (А подчеркивать их будем одной чертой |
Хлопают в ладоши только слова предметы, сущ. Проверяют, задают вопрос к слову-хлопку | |
6. Физ. минутка | - Нам пора и погулять (шагают, высоко поднимая колени) И друзей с собой позвать. (шагают, высоко поднимая колени) Сказуемое – подлежащее, (две руки перед грудью – сказуемое, разводят руки в стороны – подлежащее). Ровной дорогой лежащее. (продолжают это движение). Вот пунктиром дополнение (разводят обе руки в стороны отрывистыми движениями) А волна – определение (делают движение двумя руками влево - вправо, имитируя движение волны) - Чёрточка, точка – прыжок (ногами поочерёдно делают движение в сторону – это чёрточка, прыжок – это точка) - Обстоятельство, дружок! |
||
|
Вы готовы погулять по саду царя Берендея? Только там встретятся неожиданные «Думки», надо подумать какую букву вставить. Выполнение упражнения на листочках (см.приложение) Вставьте подходящие по смыслу подлежащие или сказуемое. Подчеркните главные члены предложения. (В)низу под ногами шуршат сухие_____. (По)дорожк.. (с)права и (с)лева от меня прыгают____. С ветки на ветку прыгают_____? Очень вкусные_____. Проводится анализ предложений: выделяется подлежащие одной чертой. |
У доски поочередно выполняют задание. Списывают предложения, объясняя орфограммы, подчеркивая главный члены предложения- подлежащие |
|
Чтение правила в учебнике стр. 76 Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного. - игра « Что художник перепутал?» Упр. 161, стр. 76 |
Чтение, проговаривания правила | ||
Предлагаю вам рассмотреть картины художника и определить что перепутал художник. В этом вам помогут предложения внизу каждой картины. Все ли там в порядке? - На какие вопросы отвечает подлежащие? Найдите его в каждом предложении и подчеркните. |
Беседа-рассуждение
|
||
7. Закрепление изученного материала |
Работа с учебником |
Списывают и проговаривают слова, орфограммы, подчеркивают
Выполняют самостоятельную работу |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное) УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ). |
8.Рефлексия деятельности |
Подведение итогов работы. |
Продолжают фразу. |
УУД: познавательные, регулятивные. |
9.Домашнее задание |
Правило на стр. 76 - выучить, упр. 159 |
Запись учащимися задания в дневники |
|